ГЛАВНАЯ РУБРИКИ |
УФА-СИНЕМА: (К 110-летию кинопроката в Башкортостане)
Кинематографическая Уфа в начале ХХ века Кино для диктатуры пролетариата
Уфа-синема [Текст]: (К 110-летию кинопроката в Башкортостане): библиографический дайджест / Сост. Л. З. Загитова. – Уфа: МБУ ЦСМБ СБО, 2012. – 46 с.
В 2011 году отмечался юбилей кинопроката в Башкортостане. 28(29) сентября исполнилось 110 лет со дня первого киносеанса, который состоялся в Уфе. Мы решили посвятить наше библиографическое пособие истории кинопроката в г. Уфе и выбрали его формой дайджест из-за недостаточной обеспеченности данной темы обобщающими публикациями. Дайджест «Уфа-синема» состоит из следующих разделов:
В дайджест вошли фрагменты из книг и периодических изданий, которыми располагают ЦГБ МБУ ЦСМБ и НБ РБ им. А.-З. Валиди. Фотографии, которыми проиллюстрировано пособие, были любезно предоставлены Центральным Государственным Историческим Архивом РБ, а также позаимствованы из Интернет-ресурсов. Хронологический охват использованных источников – 1976-2011 гг. В основу дайджеста легла книга Радмира и Рашита Янгировых «Кино в Башкортостане», которая была дополнена фактами из периодических изданий. Пособие «Уфа-синема» будет интересно всем жителям города и республики, нашим соотечественникам, кого привлекает история своего края. Современную жизнь невозможно представить без кино и вызванных им к жизни технологических дубликатов - телевидения и видео, которые, кажется, существовали всегда. Между тем, история кинематографа насчитывает чуть больше столетия, но за этот не слишком долгий срок она вобрала в себя множество замечательных и подчас удивительных событий. С кино оказались связанными судьбы выдающихся мастеров науки, техники, искусства и миллионов энтузиастов и подвижников экрана. И, наконец, история кинематографа просто неотделима от общей истории XX века. Не случайно ее бурное течение сделало экран устойчивым символом времени в сознании современников. По силе воздействия на массовую аудиторию кинематограф, безусловно, является наиболее ярким и впечатляющим зрелищем, дающим человечеству неограниченные возможности для отображения и сохранения окружающего мира в жизнеподобии движущихся изображений. Кино задумывалось его создателями, прежде всего, как самый беспристрастный и совершенный вид документации жизни, и потому его исторически первыми жанрами были хроника и документалистика. В то же время, с момента своего появления на свет кинематограф стал важным инструментом человеческого познания, сыграв значительную роль в прогрессе науки и техники и пропаганде их достижений. Но все же важнейший вклад кинематографа в сокровищницу человеческой цивилизации определяется его неповторимой образной системой, нашедшей свое высшее выражение в его самом высоком "художественном" жанре. Массовое приобщение зрителей всех континентов к новому зрелищу уже в первое десятилетие его существования утвердило за ним титул "десятой музы", пополнившей ряд классических искусств. Рождение кинематографа датируется с точностью до дня. Первые съемки были произведены его создателями, братьями Огюстом и Луи Люмьерами летом 1895 года во французском городе Лионе и его окрестностях, а первый публичный показ этого изобретения состоялся в помещении парижского "Гран-кафе" на бульваре Капуцинов 28 декабря того же года. На первом киносеансе зрители увидели несколько коротких, не более минуты, незатейливых эпизодов, взятых из обыденной жизни, но этого было достаточно для того, чтобы восторг от увиденного на белом полотне экрана отныне сопровождал каждое его явление массовой аудитории. Завоевание мира новым зрелищем было стремительным. Кинокамера была способна беспристрастно зафиксировать все, что было достойно интереса и потому сотрудники Люмьеров устремились во все уголки планеты для того, чтобы утолить ненасытное человеческое любопытство и стремление к познанию нового и неизведанного. Если учесть, что первая съемочная камера одновременно служила и кинопроектором, то понятно, что первые кинооператоры одновременно были и пропагандистами своего дела, спешащими занять место на рынке кинематографических показов, как новом виде индустрии развлечений. Своими впечатлениями и мыслями от увиденного поспешил поделиться с читателями начинающий писатель Максим Горький. В очерке "Синематограф Люмьера", напечатанном газетой "Одесский листок", он писал: "Синематограф — это движущаяся фотография. На большой экран, помещенный в темной комнате, отбрасывается сноп электрического света, и вот на полотне экрана появляется большая — аршина на два с половиной длины и полтора в высоту — фотография. Это улица Парижа. Вы видите экипажи, детей, пешеходов, застывших в живых позах, деревья, покрытые листвой. Все это неподвижно: общий тон - серый тон гравюры, все фигуры и предметы вам кажутся в одну десятую натуральной величины". Особое впечатление на писателя, как и на многих современников, произвела люмьеровская лента "Прибытие поезда", с которой началась история мирового кино: Первые зрители люмьеровских картин отметили главную их особенность — наряду с монохромностью изображения в них отсутствовали звуки жизни и человеческая речь, и эта особенность раннего кино с легкой руки писателя Леонида Андреева вскоре утвердила за ним почтительный эпитет — "Великий Немой". Специфический характер киноискусства основывался на достижениях старших искусств - литературы, театра, изобразительных искусств, музыки. Лучшие мастера отечественной кинематографии охотно заимствовали их приемы в своем творчестве и приумножали с их помощью силу эстетического воздействия на зрителей. Как и повсюду в мире, в России первое десятилетие истории кинематографа было тесно связано с деятельностью так называемых странствующих кинодемонстраторов, разъезжавших с одними и теми же программами фильмов по просторам необъятной страны. С течением времени на смену этой архаичной системе пришла система кинопроката, большее распространение получило стационарное электрическое освещение (весьма важное условие для формирования стационарной киносети!), и кино мгновенно превратилось в самое демократичное и общедоступное зрелище с регулярно обновляющимся репертуаром. В России, с ее великой литературой и выдающимися творческими силами открылись широкие возможности для распространения ценностей художественной культуры в самых широких слоях общества и приобщения к ним всех народов огромной страны. В ответ на высокомерные наскоки "высоколобых" эстетов, упрекавших экран в пошлости и в потакании низким вкусам "толпы", один из первых его поклонников небезосновательно утверждал: "Нельзя строго судить кинематограф. У человечества есть одна общая черта - "безумная жажда сказки". Эту жажду кинематограф худо-ли, хорошо-ли, удовлетворяет. Не судите кинематограф из окна вашего кабинета. Поезжайте в Пропойск, в Мамадыш, в Сенгилей, в Царевококшайск, и там вы порадуетесь его живой ленте!" Между тем, распространение нового зрелища по стране было неудержимым. Старожил Петербурга, писатель А.В.Канкрин вспоминал: "Как грибы после дождя, росли кинематографы, обычно маленькие, но с пышными названиями. Десять рядов стульев считались уже достаточным для вывески "Сплендид-палас", "Кристалл-палас". Самые крохотные — в пять рядов простых деревянных скамеек — предпочитали вывески менее обязывающие, но вызывающие любопытство: "Иллюзион - Америкен", "Чары". Эти и другие незатейливые киносюжеты раннего кино привлекали к себе миллионы зрителей, сделавших его высокодоходным предпринимательством. Обострение конкуренции среди его устроителей заставили их заняться строительством специальных зрелищных сооружений с большими просмотровыми залами. Поначалу их называли "электротеатрами", а впоследствии за ними прочно утвердилось сохранившееся до наших дней название - кинотеатр. В центре Москвы на Арбатской площади и сегодня работает один из старейших кинотеатров столицы — "Художественный", построенный в начале XX столетия по проекту выдающегося мастера архитектуры Федора Шехтеля. Эту красивую постройку, выполненную в стиле "модерн", можно считать эталонным, досконально продуманным сооружением кинотеатральной архитектуры. Внутреннее его устройство представляет собой комплекс рационально спланированных и изящно декорированных помещений, которые открываются просторным фойе для нескольких сотен зрителей. Здесь они могли отвлечься от уличной суеты и настроиться на просмотр фильма. В фойе была устроена специальная эстрада, предназначенная для выступлений оркестра перед началом сеанса. Здесь же работали буфет и небольшая, уютная читальня со свежими газетами и журналами. Когда звонок приглашал зрителей на просмотр в кинозал, перед ними открывалось огромное помещение, планировка которого повторяла элементы театрального зала: сцена с бархатным занавесом, партер, ложи бельэтажа, балкон. Подобное функциональное устройство кинотеатров повторялось и в российской провинции. Старожилы Уфы могут вспомнить и подтвердить: в зрительном зале первого в городе кинотеатра "Салават" был устроен балкон с отдельным входом из фойе и собственным выходом на улицу, а в кинотеатре "Октябрь" часть зрителей во время сеанса размещались в ложах бельэтажа. 15 октября 1908 г. на экраны России вышел первый отечественный игровой (художественный) фильм "Понизовая вольница (Стенька Разин)". С этого дня принято отсчитывать начало отечественной киноистории, неотъемлемой частью которой стала и "башкирская глава".
Кинематографическая жизнь Башкирии, в целом, складывалась по типичной для провинциального кинематографа России схеме, хотя и со своими неповторимыми особенностями и собственной, довольно богатой событиями, историей. В Уфе кинематограф появился вслед за Москвой, Петербургом, Киевом, Н. Новгородом. До сих пор считалось, что кино появилось в нашем крае в 1904 году. Однако сегодня можно со всей определенностью утверждать, что, несмотря на общеизвестную захолустность, жители Башкирии смогли познакомиться с кинокартинами гораздо раньше. Точную дату еще предстоит уточнить историкам и краеведам, но доподлинно известно о том, что 7 июля 1897 года «Уфимский листок объявлений и извещений» поместил на своих страницах объявление о продаже аппаратов «для демонстрации живой фотографии и настоящих синематографов Люмьер». Возможно ли было рекламировать какой либо товар абсолютно несведущему в нем потребителю без достаточной уверенности в успехе? Мы полагаем, что вряд ли. Перелистаем календарь вперед и обнаружим, что в мае 1902 столица Башкирии запестрела такими объявлениями: «Интересно! Ново и оригинально! В первый раз в Уфе! Последняя сенсационная новость с выставки в Чикаго! Электромеханический театр ежедневно на Базарной площади!». Нет сомнений в том, что таким заманчивым названием некий К. Шапошников, гастролировавший по городам и весям России, зазывал уфимцев на киносеансы, тогда казавшиеся экзотической редкостью. По другим источникам, 14 октября 1901 года там, где сейчас трамвайное кольцо (ликвидировано в 1980 году, сейчас - площадь перед Гостиным двором), на стене склада торговых рядов появи¬лась афиша, гласившая: «Исключительная новость! Первый в г. Уфе кинематограф — живая движущаяся фотография. В программе: «Прибытие поезда на вокзал», «Осьминог». Пользуйтесь небывалым случаем! Спешите, спешите, спешите! Аппарат пробудет в г. Уфе только три дня». Буквально с каждым месяцем нового XX века кинематограф становился все более привычным зрелищем для горожан, и гастролирующим кинодемонстраторам для привлечения публики приходилось состязаться друг с другом в качестве подобранных программ. Каков же был их репер-туар? В октябре 1904 г. в зале Дворянского собрания Уфы состоялись 3 сеанса «Американского Биоскопа». Судя по рекламным объявлениям, этот кинопоказ состоял из 3-х отделений с 64 «номерами» - киносюжетами, например, такими: «Сцены из русско-японской войны», «Пожар театра в Чикаго», игровая феерия «Кот в сапогах» и т.п. Внушительное число «номеров» кинопрограммы не должно смущать читателя, ведь каждый из них длился не более минуты, но зато разнообразие сюжетов и жанров позволяет признать эти показы поистине энциклопедическими. Со второй половины 1900-х годов сеансы кинематографа повсеместно потеряли эффект новизны для горожан и стали привычной частью культурного обихода, хотя для провинции, вообще бедной на развлечения, он стал едва ли не важнейшей формой досуга. В то же время окраины заметно отставали в организационно-технической части от центра страны. Крупнейшие города России уже с 1904-1905 гг. стали обзаводиться сетью постоянных "электротеатров", а окраины все еще обслуживались передвижными кинематографами, маршруты которых неизменно пролегали через башкирский край. В сентябре 1907 г. Уфа стала ареной столкновения двух киногастролеров: "царица иллюзий мадмуазель Парнас" давала представления "Биоскопа" в театральном зале при "Большой Сибирской гостинице", а зал Дворянского собрания откупил известный в России демонстратор, владелец странствующего "аниматографа" Парфиано. Судя по всему, между ними разгорелась ожесточенная борьба за зрителя. В то время, как "царица иллюзий" делала ставку на "фривольный жанр", демонстрируя зрителям фильмы "Неверная жена", "Тайны парижской оперы" и тому подобные "шедевры" (особую приманку в ее программе составляли специальные сеансы "для мужчин"), Парфиано предлагал принципиально иной экранный товар. Будучи энтузиастом кинематографа, он стремился не только развлечь зрителей, но поднять их культурный уровень, расширить перед ними границы окружающего мира. При этом он особо оговаривал, что в его программах "нет вульгарных картин, а потому дети, учащиеся и девицы свободно могут посещать представления". На сеансах Парфиано уфимцы смогли познакомиться со многими достижениями тогдашнего кинематографа. Например, увидеть "цветные" (т.е. раскрашенные от руки) картины с видами различных уголков земного шара или услышать "говорящие" и "поющие" киноленты с фрагментами пьес и опер классического репертуара в исполнении выдающихся мастеров театра. Между прочим, они озвучивались весьма оригинальным способом — синхронизацией изображения с играющим граммофоном. На этих показах зрители познакомились также с одной из первых лент научного кино - "Операции в парижской клинике известного хирурга Дуайена", рекламировавшейся следующим образом: "Идите и смотрите, что терпит человек, чтобы быть здоровым". Неудивительно, что своей богатой кинопрограммой Парфиано в конце концов удалось превзойти свою незадачливую конкурентку и отбить от нее зрительский интерес. Его гастроли в Уфе продолжались до середины октября с неизменным успехом, что подтверждается городской прессой. Рецензент "Уфимского края" отмечал: "Биоскопы, вивантографы, синематографы положительно наводнили нашу Уфу. Аниматограф г. Парфиано отличается большим разнообразием картин и до сих пор привлекает публику". Стоит заметить, что сразу же после своего появления кинематограф продемонстрировал и негативные стороны своей притягательности для массовой аудитории. Вышеупомянутая "мадам Парнас" была не одинока в своем пристрастии к "клубничке". Этим же, например, зимой 1908 г. занимался и владелец "Американского биоскопа", работавшего в театральном зале при Большой Сибирской гостинице. Ажиотажная популярность его показов, проводившихся, как правило, поздними вечерами и без публичной огласки, тем не менее, дошла до властей и заставила уфимского генерал-губернатора выпустить специальный циркуляр: "За последнее время содержателями театров-кинематографов устраиваются разные порнографические зрелища... Ввиду противонравственного их содержания, пагубно влияющего на общественную мораль, впредь запретить подобные сеансы и преследовать их устроителей в судебном порядке". Эта мера подействовала и вскоре "Уфимский край" с удовлетворением отметил, что "увеселения в Большой Сибирской гостинице прекращены". Одним из последних странствующих демонстраторов, посетивших Уфу весной 1908 г. "проездом из Сибири", был В. Арди, недолго демонстрировавший здесь программу "Синема-оперы" - "поющие" картины с фрагментами из опер "Паяцы" Леонкавалло и "Фауст" Гуно. И все же 1908 год стал переломным для кинопредпринимателей: они поняли, что за стационарными кинозалами - будущее. В мае того года открылся "Генеральный Электро-Биограф" Лукьянова, а вскоре к нему прибавились театры "Экспресс", размещавшийся в одном из частных домов на Верхне-Торговой площади, "Фурор" (дом напротив Дворянского Собрания) и "Эффект" (оба театра располагались на Центральной улице). Число кинозалов в городе множилось. Одних, менее удачливых и предприимчивых хозяев, сменяли другие, менялись адреса и названия кинотеатров, но общую зрелищную афишу столицы края 1910-х годов формировали, в общей сложности, пять-шесть "электротеатров. Общая их вместимость около полутора тысяч мест (для сравнения укажем, что этот показатель Уфы был даже выше, чем в таких крупных региональных центрах как Минск, Екатеринбург, Екатеринодар и др.). Их названия - "Колибри", "Идеал", "Мираж", "Искусство", "Орион", "Триумф" - вполне типичны для своего времени, но сегодня в них ощущается аромат эпохи и наивное самолюбование юной музы экрана... Какова же была популярность кинематографа в те годы? Судя по историческим свидетельствам, она была исключительной, не случайно с 1909 г. городские издания завели на своих страницах постоянные отделы рецензий на новинки экрана. Если же обратиться к цифрам, то они впечатляют еще более. Например, сеансы в первые дни после нового 1909 г. были отмечены необычно большим наплывом публики. По сообщению газеты "Вестник Уфы", лишь за один день 4 января театр "Фурор" посетило полторы тысячи зрителей, "Экспресс" — 683, "Модерн" - 150, "Электро-Биограф" - 275 и т.д. В общей сложности, уфимские кинотеатры в тот день, не считая показов в других общественных местах, посетило три с половиной тысячи человек, что стало абсолютным рекордом. Не менее впечатляющими были и итоги декабря 1910 г.: в "Фуроре" побывало 8600 зрителей, в "Эффекте" - 7835, в "Генеральном Биографе" - 2700, в "Вулкане" - 3800 и т.д. Общее же число горожан, посетивших кинотеатры, превысило 31 тысячу человек, то есть треть всего населения Уфы! По другим сведениям, ввиду значительной стоимости билетов только двадцать три процента населения дореволюционной Уфы посещали кино. История башкирского экрана была бы неполной без курьезов и анекдотических историй, характерных для младенческих лет киноискусства. Например, в середине мая 1915 г. полицейский урядник в Белорецке уличил содержателя местного "иллюзиона" Д. Белоусова в тайной торговле вином и денатуратом, что было категорически воспрещено по условиям военного времени. Нарушитель был арестован, кинотеатр закрыт, а город, таким образом, лишился едва ли не единственного культурного развлечения. Притчей во языцех стала безудержная страсть уфимских кинопредпринимателей к наживе. Корреспондент московского журнала "Вестник кинематографии", например, рассказал о том, что практически все без исключения владельцы городских кинотеатров при отсутствии свежих программ прибегали к нехитрым обманам для того, чтобы завлечь публику. По его словам, они "изобретательны по части облегчения карманов доверчивых посетителей, неутомимо предлагая им так называемые "мировые боевики" по повышенным ценам, вместо которых идут обычные программы. Вот такой-то рекламой и повышением цен эти господа и сколачивают себе капиталец за счет доверчивой, посещающей их сырые театры, публики", - сокрушенно заключал корреспондент. Описывая киножизнь Уфы, журнал "Театр и искусство" сетовал на то, что "широковещательными афишами приглашают смотреть "боевики" и "ласкающие глаз шедевры кинематографии". Содержание же их — жизнь преступников, сыщиков и сцен из разных судебных процессов или фарсы "только для взрослых". Столичным журналистам вторили и местные журналисты. Например, фельетонист "Уфимской жизни" Редер писал в ноябре 1915 г.: "Уфа - единственный губернский город в России, в котором нет правильно функционирующего театра... Зато у нас имеются единственные в своем роде кинематографы, анонсирующие о предстоящих бенефисах Макса Линдера, Наполеона Бонапарта и даже - любимца местной публики Вильяма Шекспира... Этак мы доживем, пожалуй, до "бенефиса Юлия Цезаря", бенефиса днепровских порогов или же тропика Козерога!" Здесь же фельетонист приводил в качестве образца безграмотную рекламу фильма "Гамлет", украшавшую уфимские улицы: "Сенсационный боевик!!! Знаменитый монолог "Быть или не быть", имевший повсюду колоссальный успех". После этого автор заключал: "Шекспир, имевший успех всюду (в Стерлитамаке, Белебее и на станции Абдулино) переворачивается в гробу!" Репертуар раннего кино и в самом деле оставлял желать лучше¬го. В основном, он вращался вокруг "вечных" тем: мелодрама "Любовный роман Жени" сменялась "жутко комической" "Тещей XX века", их же в свою очередь затмевала "с-с-страшная" драма "Цивилизация человеческого зверства", и уже вне всякой конкуренции, при полных залах шли криминальные сериалы вроде "Соньки - Золотой ручки". Однако было бы неверным полагать, что кинематограф был озабочен лишь распространением низменных вкусов среди обывателей. Напротив, отнюдь не редкостью для уфимских экранов были ленты мастеров русского кино — исторические постановки П. Чардынина, экранизации В.Гардина и психологические драмы Е.Бауэра, в которых выступали прославленные звезды русской кинематографии - В. Коралли, В.Холодная, И. Мозжухин, В.Полонский, О. Фрелих и др. Как ни странно, но распространению хорошего вкуса немало способствовало и развитие коммерческой киносети, проходившее в условиях жесткой конкуренции. Владельцы электротеатров без устали боролись за лидерство, за зрителя. Каждый из них стремился перещеголять другого не только модными новинками, но и оригинальным оформлением фасадов и интерьеров театра, броской рекламой. К этим работам привлекались профессиональные художники-декораторы, нередко из других городов. Так, осенью 1908 г. немало изумили уфимцев новые интерьеры театра "Эффект", оформленные рижским мастером Рулле. В последующие годы на первое место "по месту расположения и красоте" среди городских кинозалов вышел "Фурор". Первый постоянный электротеатр в Уфе - "Фурор" был открыт в 1908 г. (с1922г. - "Салават", сегодня – "Башкирское бистро"). Здание находилось по улице Бекетовской, (в советское время и до 2006 г. – улица Социалистическая, сегодня – М. Карима). Оно одноэтажное, кирпичное, крыша скатная, металлическая. Вход в электротеатр с обеих сторон украшали вычурные фигуры в стиле модерн, изображающие покровительниц искусств — муз. Ныне они утрачены. Его хозяин сумел наладить тесные контакты со столичными прокатными конторами, и премьеры у него проходили почти одновременно со столичными. Дела шли так успешно, что в начале 1914 г. предприятие расширилось: наряду со "Старым Фурором" открылся "Новый Фурор", а программы этих залов рекламировались следующим образом: В истории башкирского кинематографа есть и уникальный эпизод, не имевший аналогов в общероссийской практике. Это - опыт работы "мусульманского" кинотеатра, репертуар которого не без ус¬пеха увязывал кинозрелище с запросами национального зрителя. 26 декабря 1910 г. торговцы, братья Каримовы открыли в собственном доме на Александровской улице "Восточный электротеатр Юлдуз". По описанию рецензента "Уфимского Края", "картины в нем сопровождались звуковыми эффектами, всякое мигание и мерцание совершенно удалены. Фойе роскошно обставлено в восточном вкусе". Этот "этнографический колорит", однако, был не вкусовой прихотью хозяев, но указывал на то, что репертуарная политика кинотеатра была специально ориентирована на мусульманскую аудиторию. При отсутствии в стране специального кинопроизводства, это, конечно же, было непростой задачей, однако в программах кинотеатра, наряду с фильмами общего репертуара, обязательно присутствовали видовые и этнографические ленты (преимущественно зарубежного производства) о жизни мусульман на арабском Востоке, о святынях ислама и т.п. Этот элемент обязательно присутствовал в программах "Юлдуза" почти все годы его существования, подчас порождая внутриконфессиональные конфликты. В апреле 1911 года Х. Каримов опубликовал в газете "Уфимский Край" открытое письмо, в котором объяснился со зрителями о причинах показа в своем кинотеатре французской ленты "В раю Магомета". Эта картина, как можно понять, вызвала возмущение ортодоксальной части верующих посетителей, и ему пришлось отмежеваться от этой кинопостановки: "Что представляет собой эта картина - мне неизвестно, но, во всяком случае, самое название настолько затрагивает религиозные верования мусульман, что ей не должно быть места не только в театре, создателем которого является мусульманин, но и во всяком другом театре... Прошу возмущенных моей неосмотрительностью лиц великодушно простить меня". Так или иначе, но "Юлдуз", по свидетельству одной из газет, сразу же завоевал симпатии уфимской публики, приняв в первые же месяцы своего существования свыше двадцати тысяч зрителей. Первоначально кинотеатр располагался на третьем этаже жилого дома, но в конце февраля 1911 г. его работа была остановлена властями из-за большой пожарной опасности для зрителей и окрестных жителей. (Надо сказать, что по счастью, история кинотеатров в Башкирии не была отмечена катастрофическими пожарами, столь частыми в других местах страны, уносившими подчас десятки человеческих жизней. Правда, один подобный случай нам все же известен: ночью 24 мая 1916 г. от короткого замыкания почти полностью выгорел уфимский театр "Художественный", правда, тогда дело обошлось без жертв). Каримовым пришлось искать новое, более приспособленное для кинопоказов помещение. Для начала они выбрали летний кинотеатральный зал оригинальной архитектуры, построенный весной 1910 г. у входа в Ушаковский парк (ныне парк им. А.Матросова) и хорошо знакомый многим поколениям уфимцев как кинотеатр "Идель". Новый "Юлдуз" открылся в конце апреля 1911 г. и "несмотря на то, что погода была холодная и что картины демонстрировались далеко не свежие, сборы в этом театре постоянно полные". Коммерческий успех сопутствовал Каримовым весь летний сезон, однако с наступлением холодов нужно было думать о зимнем по-мещении. Вскоре они нашли его в новоотстроенном крупнейшем общественном здании города, строительство которого завершалось осенью 1911 г. Уфимский корреспондент одного из московских киножурналов сообщал: "Громадное, величественное здание Аксаковского Народного дома освобождено уже от наружных лесов и своей внешностью производит на зрителя сильное впечатление. Внутри театрального зала идут деятельные работы для устройства здесь электротеатра "Юлдуз", который откроет здесь свои представления 21 октября. Число мест рассчитано на 900 человек". Начало мировой войны поначалу не нарушило процветания предприятия Каримовых (оно работало вплоть до конца 1918 г.), однако общий кризис кинопроизводства в стране и развал проката, вызванные тяготами военного времени, постепенно привели его к упадку. Репертуар кинотеатра оскудел, и на его экране в бесчисленный раз повторялись затрепанные копии прошлых лет выпуска. Многие зрители возмущались беспокойным соседством летнего кинозала с пивной, а в зимнем театре их недовольство вызывали обветшавшие интерьеры и низкий уровень обслуживания. Один из зрителей отмечал, что фойе увешано старыми рекламными плакатами, "которые очень грязны, оборванные и висят как тряпки, что производит на свежего посетителя неприятное впечатление не театра, а строящегося вокзала". Впрочем, такую же картину можно было увидеть во многих кинотеатрах России того времени и теперь нельзя ставить этого в вину хозяевам "Юлдуза". Напротив, думается, пришла пора с благодарностью вспомнить об этом кинотеатре - пионере национальной кинематографии и включить его опыт в культурное наследие башкирского народа. К началу 1917 г. упадок кинематографической жизни в Башкирии стал необратимым. (По данным «Адресной книги Уфимской губернии на 1917 год» кроме «Фурора» в городе работали кинотеатры: «Вулкан» - на Большой Казанской, 4 (Октябрьской революции), «Луч» - на Большой Успенской, 46 (Коммунистическая), «Мир» - в Ушаковском (Ленина) парке, «Эффект» - на Центральной, 11 (Ленина)). Кинотеатры перешли на "голодный паек", из недели в неделю повторяя старые программы. Отсутствие новинок заставило их владельцев сдавать свои залы под низкосортные увеселения. Дело дошло до того, что некогда респектабельный кинотеатр "Художественный" анонсировал вместо фильмов выступления труппы лилипутов и ее примы Вассы Галай, "демонстрирующей зрителям чудеса трансформации", а электротеатр "Искусство" зазывал горожан на выступления "известного" куплетиста Сашина и "любимца уфимской публики, танц-комика и юмориста Пружанова ". Своего пика кинематографический кризис достиг в годы революции и гражданской войны. По признанию "Уфимской жизни", "нарушение железнодорожного движения поставило содержателей кинематографических театров в весьма затруднительное положение. В Уфе давно нет прокатной конторы, и картины приходят к нам из Самары или из Сибири. Доставка же прокатных картин производится с оказией, иногда на лошадях, через линию фронта, пешком, через специальные организации... В связи с этим наши кинематографы тянут неделями одну и ту же программу, притом очень часто старую и затасканную или дополняют программу дешевыми аттракционами". Впрочем, такая картина была типичной для всей России тех лет. Некогда бурная киножизнь Уфы постепенно замирала, уходила в прошлое. В марте 1919 г. была образована Автономная Башкирская Советская Республика - первое национальное образование в составе Российской Федерации. Сбылись вековые чаяния башкир о создании собственной государственности, но созидательная работа началась в ней в тяжелое время. Хозяйство Башкирии было почти полностью разрушено в ходе гражданской войны, культурная жизнь пребывала в глубоком упадке, и, разумеется, кинематограф не составлял исключения в длинном ряду потерь революционной эпохи. Развитие художественной культуры в те годы увязывалось, прежде всего, с эффективностью идеологического и воспитательного воздействия на народные массы. В условиях тотального противоборства большевиков с политическими противниками в новый фронт классовых сражений была превращена и сфера культуры. Лидеры советской России в полной мере учитывали то, что кинематограф обладает огромной силой эмоционального воздействия на сознание массовой аудитории. Хорошо известно ленинское высказывание о том, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино". При этом вождь пролетариата был достаточно прозорлив для того, чтобы оценить все выгоды идеологизации кинозрелища на национальных окраинах, советуя "специально обратить внимание на организацию кинотеатров в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна". Именно это направление и стало приоритетным в развитии молодой советской кинематографии и кинопромышленности. Вскоре после принятия декрета о национализации кинематографа, в октябре 1919 г. при Уфимском Губполитпросвете была образована Фото-Киносекция, которой было поручено возглавить эту работу Учет всего киноимущества, сохранившегося на территории края, был проведен лишь летом следующего года, но его результаты, по-видимому, были столь неутешительными, что о них ничего не известно. Тем не менее, показы фильмов для массовой аудитории начались сразу же после установления советской власти в крае, причем они имели специальную культурно-просветительскую направленность. По сообщению «Известий Уфимского губернского революционного комитета» от 7 сентября 1919 года, в городском кинотеатре «Художественный» бесплатно демонстрировались киноиллюстрации литературной классики – «Мертвые души» по Гоголю, «хирургия» по Чехову, уже упоминавшийся нами злополучный «Гамлет» и др. В тогдашней столице «Малой Башкирии» Стерлитамаке киноработой занимался отдел искусств республиканского Наркомпроса, который возглавлял основатель башкирского национального театра В. Муртазин-Иманский. К празднику 1 мая 1920 года в городе были открыты два кинотеатра. Один из них был летним и действовал лишь в теплое время года, другой – стационарный – работал в бывшем кинематографе «Мираж». В этом же зале в очередь проходили и первые спектакли молодого башкирского театра. Октябрьская революция сделала кино доступным для всех трудящихся. Киноработники предусмотрели и программу показов для сельских жителей: для этого отделу искусств был предоставлен автомобиль и кинопередвижка. Но развернуть эту работу помешали чрезвычайные обстоятельства: летом 1921 г. на Башкирию обрушилась страшная засуха, вызвавшая массовый голод и эпидемии. Все материальные ресурсы края были брошены на борьбу за жизни людей. В таких условиях было решено временно приостановить киноработу в республике, так как «на большие сборы от кино, конечно, не приходилось и рассчитывать, лишь бы мало-мало поставить дело». Лишь осенью 1922 г., когда были ликвидированы последствия этого стихийного бедствия, а столица Башкортостана была перенесена в Уфу, в республике началась работа по восстановлению нормальной киножизни. Прежняя Киносекция была преобразована в Фото-Кино-Отдел, а его сотрудники взялись за восстановление кинопоказов в городах и районных центрах и организацию полноценного проката картин. Уже в сентябре того года в Уфе открылся кинотеатр «Салават», а спустя два месяца к нему прибавились кинотеатры «Акмулла» (бывший «Художественный»), названный в честь известного национального педагога и «Чулпан» (бывший «Заря»). В начале следующего года городское вольно-пожарное общество на правах аренды открыло кинотеатр «Факел», а весной 1924 г. была завершена реконструкция уже известного нам летнего кинотеатра «Юлдуз», переименованного в «Идель». Октябрьская революция сделала кино доступным для всех трудящихся. В Уфе были открыты рабочие клубы, они имели уже кинозалы. Частные кинопредприятия в конце 1919 года были национализированы. Коммунисты и комсомольцы города в 1920—1923 годах возглавили инициативу трудящихся по превращению клубов и кинотеатров в центры идейно-политического и эстетического воспитания трудящихся. Во время коммунистических субботников в 1920 — 24 годах здания кинотеатров были отремонтированы, клубы получили киноаппараты. В 1922 году комсомольцы 2 горрайона обсуждали первый советский художественный полнометражный фильм «Серп и молот». В течение ряда лет в центре обсуждения комсомольцев города был фильм о боевых действиях конницы Буденного против Махно — кинолента «Красные дьяволята». На этом фильме о горячей любви к Родине, жгучей ненависти к врагам воспитывалась уфимская молодежь. Огромный интерес в эти годы вызывают у зрителей демонстрации журнала «Кинонеделя» — о событиях политической и культурной жизни нашей страны. Среди материалов «Недели» огромной популярностью пользовались кадры, запечатлевшие «бессмертный образ» В. И. Ленина. В начале 1921 года в Уфе был показан первый документальный научно-популярный фильм «Надо уметь использовать свое богатство» (гидроторф). Известно, что этот фильм был высоко оценен В. И. Лениным. Фильм долго шел в Уфе, смотреть его приезжали крестьяне из отдаленных мест Башкирии. Еще большую популярность экранное зрелище приобрело с приходом в кино звука. Впервые эта новинка была показана в Уфимском дворце труда (ныне здание Башкирского государственного театра оперы и балета) в 1932 г. Тогда зрителям был показан художественный фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк). В программу входила также короткометражная лента с декламацией актером МХАТ В. Качаловым стихотворения С. Кирсанова «Турксиб». Необычайный успех этой кинопремьеры способствовал техническому переоснащению кинотеатральной системы Башкирии. Вскоре звуковая киноаппаратура была передана для рабочего клуба в Белорецк, а в Уфе первым звуковым кинотеатром стал «Октябрь» (бывший «Новый Фурор», «Эффект», «Урал», «Акмулла», «Яналиф»; по другим сведениям «Октябрь» получил это название в 1937 году, когда улица получила имя вождя мирового пролетариата Ленина; по данным Центрального Государственного Исторического Архива РБ, это название кинотеатр получил в 1940 году). С 25 декабря 1934 года демонстрировался кинофильм «Чапаев». За короткий срок его просмотрело около 200 тысяч человек. Огромным успехом пользовались в предвоенные годы кинофильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Мы из Кронштадта», «Трилогия о Максиме», «Депутат Балтики», «Веселые ребята». Переход к мирной жизни вновь вернул общее внимание к вопросам киноработы. В марте 1946 г. руководство Башкирии приняло решение об улучшении кинообслуживания в республике, однако выполнение этой задачи откладывалось из-за нехватки средств, оборудования и квалифицированных кадров. Все эти проблемы были внимательно проанализированы на республиканском совещании киноработников, прошедшем в Уфе в январе 1947 г. Его участниками была выработана комплексная программа развития отрасли на ближайшее пятилетие, которая была успешно осуществлена. Об этом свидетельствуют цифры: в 1948 г. общее число киноустановок в Башкирии составило уже 320, в 1949 г. - 458, в 1951 г. - 652, а в 1952 г.— 647, из которых городской киносети принадлежало 56 установок. Спустя два десятилетия после победной весны 1945 года страна вос-становила разрушенное войной и приумножила свой хозяйственный потенциал, определила новые приоритеты в культурном развитии общества, в том числе и в сфере кинематографа. К тому времени советское киноискусство проявило свои творческие возможности в отражении героики и трудовых будней советских людей, их ратные и трудовые подвиги. Одно лишь перечисление лучших лент послевоенной поры говорит само за себя, свидетельствуя о его высоком художественном уровне: "Молодая гвардия" и "Тихий Дон" О.Герасимова, "Судьба человека" и "Война и мир" С.Бондарчука, "Сорок первый" и "Баллада о солдате" Г.Чухрая, "Девять дней одного года" и "Обыкновенный фашизм" М. Ромма, "Большая семья" и "Дама с собачкой" И.Хейфица, "Иваново детство" и "Андрей Рублев" А.Тарковского, "Весна на Заречной улице", "Мне 20 лет" М.Хуциева, "Живые и мертвые" и "Повесть о настоящем человеке" А.Столпера, "Подвиг разведчика" Б.Барнета, "Высота" А.Зархи, "Отелло" С.Юткевича, "Гамлет" Г.Козинцева и др. Сенсацией Международного Каннского кинофестиваля в 1957 году стала лента М.Калатозова "Летят журавли", завоевавшая самую престижную награду мирового кино - Золотую пальмовую ветвь. Производство полнометражных художественных лент в стране росло в те годы быстрыми темпами: с 1954 по 1958 гг. на экраны вышло свыше 400 игровых фильмов, а в последующие годы число ежегодных кинопремьер превысило более 100 названий. Кино превратилось в доходную отрасль промышленного производства, не только покрывавшую затраты, но и дававшую государству реальную финансовую прибыль. Киностудии, копировальные фабрики, предприятия по выпуску аппаратуры, пленки и кинотеатрального оборудования сформировали настоящую киноиндустрию. В разных регионах СССР открывались новые и модернизировались существующие киностудии: в те годы в Российской Федерации их было три - в Москве, Ленинграде и Свердловске, а каждая столица союзной республики получила собственную полноценную кинофабрику. Творческие вузы страны и, прежде всего, Всесоюзный государствен-ный институт кинематографии (ВГИК) в расширенных масштабах гото-вили режиссеров, сценаристов, операторов, актеров, технических специалистов. Молодое поколение постановщиков — С.Бондарчук, Г.Чухрай, М.Хуциев, Я.Сегель, Л.Кулиджанов, В.Басов, А.Алов и В.Наумов, Э.Рязанов, Л.Гайдай, Ю.Чулюкин, А.Тарковский, Р.Быков и др. — быстро вышло на новые творческие рубежи и завоевало своими работами широкое признание в стране и за рубежом. На съемочные площадки пришла талантливая актерская смена: А.Баталов, И.Макарова, Р.Нифонтова, Э.Быстрицкая, Н.Румянцева, А.Ларионова, Н.Рыбников, Н.Мордюкова, В.Тихонов, Л.Смоктуновский, Г.Жженов, Е.Урбанский, З.Кириенко, Т.Семина и др. Особым вниманием пользовались фильмы исторического жанра эпические ленты о Великой Отечественной войне, о судьбах рядовых ее участников, о воспитании советской молодежи, о формировании ее этических и моральных идеалов. В этих картинах во всем разнообразии отразилась широкая панорама жизни страны и ее народа. Однако для того, чтобы донести все это художественное богатство до широкого зрителя, требовались еще немалые усилия. В середине 1950-х годов советское правительство поставило задачу завершить "сплошную кинофикацию" страны, то есть превратить киноискусство в фактор общего культурного обихода. В Башкирии осуществление этой задачи означало охват кинопоказами не столько городов, крупных поселков и сел, но всех, даже самых небольших и труднодоступных селений. Сплошной кинофикации республики, завершившейся в 1965 г., способствовало решение сопутствующих задач: полная электрификация Башкирии и открытие сотен новых, специально оборудованных для кинопоказов залов - кинотеатров, домов культуры и сельских клубов. Завершение кинофикации в кратчайшие сроки потребовало больших организационных усилий и значительных материальных затрат. Нагляднее всего об этом говорит статистика. К концу 1950 г. число киноустановок в Башкирии превысило довоенный уровень почти в два раза; при этом из общего числа 663, 525 работали на селе. В том же году там окончательно прекратилась эксплуатация "немых" кинопередвижек. <… > Кинотеатр круглогодичного цикла, обеспечивающий ежедневное проведение от четырех до двенадцати киносеансов, занял видное место и в жизни горожан. Современные функционально продуманные кинотеатральные залы возводились по индивидуальным проектам, получая облик привлекательных общественных сооружений нового типа. В первые же послевоенные годы в промышленном районе Уфы началось строительство двухзального кинотеатра; он был открыт в октябре 1948 г. и получил название «Победа». <…> В 1953 г. на центральной улице Уфы открыл свои двери самый крупный в то время трехзальный кинотеатр «Родина», а его обслуживание было поручено коллективу старейшего городского кинотеатра «Октябрь» (его здание из-за ветхости было законсервировано, а позже снесено). Одновременно со строительством шло совершенствование и модернизация технического оснащения кинотеатров. В 1957 г. для демонстрации широкоэкранных лент был переоборудован первый кинотеатр в Уфе, а проектные характеристики предполагали это техническое новшество для всех новых залов. В 1960-1970 гг. почти одновременно в Уфе, Стерлитамаке, Салавате были построены крупнейшие кинотеатры на 800 мест, оборудованные для показа широкоформатных фильмов со стереофоническим звуком. Кинотеатры нового типа сразу же превратились в многопрофильные культурные центры, чему немало способствовала инициативная работа их коллективов и актива кинозрителей. Первый опыт такого рода был предпринят уфимским кинотеатром "Победа" в 1959 г. От эпизодических мероприятий, пропагандировавших новые кинофильмы, его работники с помощью добровольных помощников перешли к целенаправленной деятельности. В сформированный при кинотеатре Совет общественности вошли представители интеллигенции (журналисты, учителя, инженерно-технические работники), рабочие, служащие, пенсионеры. Праздничные вечера, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с работниками искусства, с писателями, учеными, общественными и политическими деятелями республики — вот далеко не полный перечень той многообразной работы, которая была развернута в кинотеатре. В 1960 г. по инициативе газеты "Комсомольская правда" при кинотеатре "Победа" был открыт Уфимский филиал Дома кино, который сразу же превратился из кинозала в общественный дискуссионный клуб. Особое значение в массовой работе кинотеатра сыграли киноор-ганизаторы - общественники, число которых достигало 200 человек. Их задачей была всемерная пропаганда среди зрителей лучших фильмов отечественного кинематографа. Самой популярной формой работы стала организация тематических коллективных просмотров, билеты на которые распространялись прямо на рабочих местах: в цехах предприятий, в учреждениях, среди студенческой молодежи. О масштабах этой деятельности свидетельствует лишь один факт: в 1962 г. одна из общественниц, работница Уфимского химзавода Е.Багрий приняла участие в организации более чем 100 кинопросмотров, распространив 11 тысяч билетов. Богатый опыт массовой работы со зрителями, накопленный работниками кинотеатра и его общественным активом, привлек внимание Министерства культуры РСФСР. Он был изучен специалистами и реко-мендован ими к широкому распространению во всех регионах Российской Федерации, а коллектив "Победы" получил почетный Диплом "Лучший кинотеатр в РСФСР". <…> В октябре 1969 года в фойе кинотеатра "Родина" появилась скромная афиша, извещавшая об открытии народного университета культуры по киноискусству. Зал для занятий первого в Уфе массового кинолектория предоставила администрация новооткрытого Дома актёра. Со временем этот опыт привился во всех городах и районных центрах Башкирии, а деятельность киноуниверситетов, фактически, стала альтернативой киноклубным показам. В отличие от элитарных и закрытых клубных сеансов, эта форма эстетического воспитания и пропаганды кинокультуры оказалась более действенной по результатам, демократичной и ориентированной на большие аудитории любителей киноискусства. Для того, чтобы удовлетворить большой интерес к киноуниверситету, состав его слушателей был значительно расширен за счет организации системы параллельных занятий, как это было устроено, например, в 1972 г. для сотрудников Башкирского филиала Академии наук СССР. На протяжении учебного года было организовано двенадцать занятий школьного киноуниверситета, в ходе которых встречи с мастерами кино и знакомство с новинками экрана перемежались с тематическими лекциями, посвященными изобразительным средствам кинематографа, истории отечественного киноискусства и творчеству его выдающихся мастеров — С.Эйзенштейна, Вс. Пудовкина, А.Довженко, Дз. Вертова. Школьники смогли познакомиться с классикой мирового кино — фильмами "Мать" Вс. Пудовкина, "Баллада о солдате" Г.Чухрая, научно-популярными лентами "Рождение советского кино", "Эффект Кулешова", "Звуковое кино 30-х годов" и др. По окончании первого цикла занятий организаторы поинтересовались реакцией школьников, которые должны были ответить на вопросы специальной анкеты. Ее респондентами стали 150 учащихся 8-х - 10-х классов и почти все они продемонстрировали высокий интерес к этим занятиям и единодушно высказались за их продолжение. Их ответы позволили не только определить интересы юных слушателей, но и определить особенности их восприятия эстетики киноискусства. Некоторые ответы поразили зрелостью и точностью суждений, которым могли бы позавидовать иные взрослые. Вот, например, мнения восьмиклассников: "Занятия в школьном киноуниверситете очень интересны. Мы учимся смотреть и мыслить, узнаем много нового о кинематографе, о кинорежиссерах-создателях фильмов. Начинаешь воспринимать в фильме то, на что раньше не обращал внимания". "Не всегда удается видеть такие фильмы в кинотеатрах и, если уви-дишь, то в кинотеатре никто не расскажет, как их глубже понять". Учащиеся девятых классов дали еще более аналитические ответы: "Встреча с актерами и режиссерами нравятся мне больше, так как их работа намного оказалась сложнее, чем кажется, когда смотришь фильм на экране. Они рассказали о своем напряженном повседневном труде. Я нашла и прочитала в журналах статьи о С.Герасимове, Р.Быкове, Г. Жженове. Мое пожелание, чтобы чередовали показ современных фильмов с картинами прошлых лет". "Мне очень нравится встречи с мастерами кино. На этих встречах узнаешь о жизни и о работе людей, которые на экране представляют совсем другого человека, его жизнь и судьбу". "Самая интересная форма занятий — это творческие встречи. Ведь мы встречались с живыми деятелями кино. Они смогли интересно рассказать о своем творчестве, дополнить впечатление ответами на вопросы. У меня до этих встреч не было целостного представления об истории кино, а сейчас появилось". Анкетный опрос засвидетельствовал и самый важный результат этой работы: школьные занятия по истории и эстетике кино оказались современной и доступной формой приобщения подрастающего поколения к миру прекрасного. Этот успешный опыт можно было распространить и в других школах города, однако, по каким-то бюрократическим резонам он не нашел поддержки у чиновников от народного образования, и полезная инициатива киноорганизаторов - общественников вскоре была свернута. История же взрослого киноуниверситета продолжалась на протяжении 10 лет, и этот опыт был распространен по республике, более чем в ста кинотеатрах городов и районных центров. Накопление опыта сделало возможным проведение ежегодных семинаров руководителей народных университетов по киноискусству. По традиции они проводились перед началом нового учебного года в Уфе. На этих встречах обсуждались итоги минувшего сезона и утверждались программы будущих занятий, распространялись новые методические материалы, отмечалась работа наиболее успешных активистов-общественников. Бурный рост киносети и активная общественная работа в кинотеатрах наглядно свидетельствовали о значимости киноискусства в эстетическом воспитании и росте культурного сознания жителей Башкирии, они стали зримыми приметами серьезных сдвигов в процессе преодоления различий в духовном развитии горожан и сельчан Республики Башкортостан. По охвату аудитории и зрелищности «главнейшим из искусств» сегодня, без сомнения, является кино. По оценкам российских экспертов, в среднем достаточным считается наличие одного киноэкрана на каждые 20 тысяч человек. То есть миллионной Уфе требуется около 50 экранов. По данным на 2010 год, в нашем городе их 43, но уже в ближайшие годы с вводом в строй новых торгово-развлекательных комплексов, дефицит экранов будет ликвидирован. Говоря о текущем положении дел на рынке уфимского кинопроката, можно констатировать, что сегодня он в основном находится в частных руках, а государственное присутствие в данной сфере культурной жизни неуклонно снижается. Дело в том, что в последние годы в России резко увеличилась популярность больших кинотеатров - мини- (три-семь залов) и мультиплексов (восемь залов и более). С одно- и двухзальными заведениями, а именно они в основном и находятся в ведении Минкультуры, ситуация противоположная. Они начали терять клиентов еще в первой половине 2008 года, а кризис только углубил падение. Из-за недостаточного финансирования значительно сократилось число детских кинотеатров. Их в республике осталось всего два - уфимская «Смена» и стерлитамакский «Пионер». Отсталость государственного кинопоказа существенно ухудшает возможности духовного воспитания граждан, поскольку, по словам Аскара Абдразакова, «сегодня наблюдается нежелание руководителей коммерческих кинокомплексов вести демонстрацию неприбыльных, но социально востребованных фильмов», а кинотеатры, работающие в ведении Минкультуры, в силу объективных причин не могут привлечь массового зрителя. Все же ценители элитарного и артхаусного кино, по крайней мере, в Уфе, имеют возможность увидеть понравившиеся ленты. В столице работает некоммерческий клуб любителей кино «Синематека», ведущий в кинотеатре «Родина» регулярные демонстрации «другого» кино: артхаусных фильмов, картин, вошедших в мировую киноисторию. Этот проект начал реализовываться еще в начале 90-х годов под названием «Синема», но не выдержал конкуренции с мировыми блокбастерами и через два-три года вынужден был прекратить свое существование. Свою работу киноклуб возобновил лишь в 2006 году при поддержке киноте-атра «Родина». Кинотеатры в г. Уфе Действующие кинотеатры: Кинокомплекс «Искра». Кинокомплекс «Искра» входит в сеть кинокомплексов «Планета кино». Семизальная "Искра" имеет три бара (европейская и японская кухня), гардероб и удобную парковку. В залах перламутровый экран и звуковая система Dolby Digital Surround EX. В большом зале № 2 Pepsi (325) установлено цифровое оборудование с возможностью демонстрации фильмов и анимации в формате 3D со стереоочками. Мягкие театральные кресла, расположенные амфитеатром с держателями для стаканов с напитками в подлокотниках. В новых залах установлены комфортабельные кресла с качающимися спинками и с поднимающимися подлокотниками. Кинокомплекс «Мир кино». Кинокомплекс «Мир кино» удобно распо-ложен на 4 уровне центра торговли и развлечений «Мир» в центре города. Центр располагает современной бесплатной многоуровневой парковкой. В кинотеатре 4 зала (129, 264, 227 и 131 место), оборудованные мягкими ком-фортабельными креслами. Во всех кинозалах установлена звуковая система Dolby Digital Surround EX. На его территории действует ресторан Гульден и попкорн-бар быстрого обслуживания. Подобный формат кинокомплекса «Мир Кино» является очень удобным как для молодежи так и для семейного отдыха (на 4 уровне ЦТиР «Мир» имеется также детская игровая зона, где вы сможете доверить свое чадо игровым инструкторам, пока сами смотрите кино!). (пр. Октября, 4/1, 4 зала, 751 место) Кинотеатр «21ВЕК». Цифровой кинотеатр «Двадцать первый век» в «ДК Железнодорожников им. 1 Мая». Включает в себя два зала по 35 мест, звук 7.1. (ул. Ухтомского, 4, 2 зала, 70 мест) Кинотеатр «Мегаполис». Современный шестизальный кинотеатр «Мегаполис». Все залы оборудованы самым современным кинопроекционным и звуковым оборудованием. Кинопроектор компании "Cristi". Экраны с черным обрамлением специальным материалом, благодаря чему в полумраке кинотеатра создается эффект "парящего экрана". Звуковой усилитель "Crown", звуковые усилители "Dolby Digital Surround EX". Система "Интерлока" – одновременно можно де-монстрировать 1 фильм во всех залах. (ул. Менделеева, 137, 6 залов, 1020 мест) Кинотеатр «Родина. Кинотеатр «Родина» - великолепное изображение, объемный цифровой звук в формате DOLBY DIGITAL (фирмы Dolby Laboratories), самые современные достижения в области киноакустики. Ком-фортабельные мягкие кресла . В "КРАСНОМ" зрительном зале в сентябре 2001 года специалистами НИКФИ (г. Москва) была установлена современ-нейшая цифровая звуковая аппаратура в формате DOLBY DIGITAL SURROUND EX – более высокого качества аппаратуры современная киноиндустрия в настоящее время не знает. (ул. Ленина 42, 2 зала, 426 мест) Кинотеатр «Синема Парк» , расположенный в торгово-развлекательном центре «Семья», - семизальный мультиплекс занимает площадь в 5100 кв. м. «Синема Парк» отличается изысканным современным дизайном интерьера, над которым работал известный итальянский дизайнер Джулио Барателли. «Синема Парк» вмещает в своих залах кинопоказа 1280 зрителей, самый большой зал «Синема Парка» Премьерный, здесь наслаждаться кино могут 339 посетителей. Кинотеатр ТРЦ « Семья» оснащен самым современным кинопроекционным оборудованием, позволяющим демонстрировать фильмы в цифровом формате, а также в формате 3D уже так полюбившемся многочисленным посетителям кинотеатра исполь-зованием специальных очков. А комфортабельные мягкие кресла, специально разработанные компанией LINO SONEGO, позволяют максимально уютно расположиться в залах кинотеатра. (пр. Октября,34, 7 залов, 1280 мест) Кинотеатр «Синема Парк» в «Галерее Арт». Синема парк в торговом развлекательном комплексе «Галерея Арт» Уфа приглашает провести свободное время за просмотром самых громких кинопремьер. Синема парк в Галерее Арт - кинокомплекс, включающий в себя 9 залов для кинопросмотра, и по своей комфортабельности и современному дизайну отвечающих даже самым искушенным и привередливым зрителям. (ул. Чернышевского, 75, 1420 мест) Кроме того, в Уфе ранее действовали кинотеатры им. Титова (маг. «Пятерочка»), Повторного фильма (построен ТК «Александровский пассаж»), «Салют» (театр-студия «Айдар»), «Идель» (снесен, парк им. Ленина), «Тан» (закрыт, здание не используется), «Урал» (молодёжный центр «Урал», в наст. время не работает), более ранний дере-вянный с печным отоплением кинотеатр «Урал» [48] напротив сквера им. Кирова, т. н. «Липовка» (снесен в конце 60-х — начале 70-х, попав на территорию завода «Гидравлика» при ее расширении), им. Губайдуллина (здание снесено), «Клуб любителей кино» на бул. Х. Давлетшиной (здание снесено).
|
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |