История становления и развития медресе «Усмания» в XX веке - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
История становления и развития медресе «Усмания» в XX веке

Строительство нового каменного трехэтажного здания  медресе  с двумя флигелями, начавшееся в 1904 году, завершилось к началу 1906/1907 учебного года.  Медресе  " Усмания ", переехавшее в повое здание (ныне ул. Тукаева, 39), продолжает заниматься по старой программе подготовки учителей для начальных классов (мугаллимов) и для  медресе  (халифов). Так произошло потому, что против новых взглядов X. Усманова активно выступили влиятельные круги татарской интеллигенции и духовенства во главе с Салимгареем Яйтуриным. Дух бурных революционных событий 1905 года проник и в спокойную атмосферу  медресе  " Усмания ". Часть шакирдов и халифов начинает общаться с местными революционерами. Хабибулла Ахтямов, Хатмулла Фазылов старались знакомить шакирдов с внешним миром, событиями, происходящими вне стен  медресе. Пишутся пьесы, организовываются постановки спектаклей. В стенах  медресе  начинают выпускаться журналы: литературно-политический "Иттифак" под редакцией Зия Уммати, сатирический "Чеметкеч" под редакцией М. Амирова и X. Каримова. Группа интеллигенции (С. Янтурин, Б. Назиров, Зия-аль-Камали), мечтающая открыть высшее учебное заведение, покидает "Усманию" и организовывает  медресе  "Галия". А другая группа (Л. Хакимов и его соратники), не соглашаясь с реформаторским духом, обитавшим в "Усмании", оставляет ее стены и открывает  медресе  "Хакимия" с целью внедрения там методов обучения Бухарских  медресе. В 1907 году, после смерти основателя  медресе  Хайруллы Усманова, во главе  медресе  становится имам-хатыб 1-й Соборной мечети Жигангир Абызгильдин. С этого времени  медресе  в какой-то степени теряет свое прежнее значение и снова превращается в обычное духовное учебное заведение. Число шакирдов постепенно уменьшается. В 1914 году в  медресе  обучалось 180 чел. Обучение в медресе было двенадцатилетним. Такое положение  медресе  устраивало не всех. Начинается новая волна за реформы. Поддерживаются ранее установившиеся новые методы обучения.  Медресе  делится на 3 класса: приготовительный (ибтидан), l-й (рушди) и 2-й (игдадия). Приготовительный и второй классы имели 2-х годичные курсы, первый - З-х годичный. Занятия велись в обычных классных комнатах, таких же, как и в русских учебных заведениях: имелись типовые парты, классные доски, географические карты. В программе по географии были общие сведения о частях света, география России и Европейских государств, математическая география с астрономией. Несмотря на такой подход к преподаванию общеобразовательных предметов, центральное место в учебном процессе отводилось мусульманским богословским предметам и арабскому языку. Арабский язык изучался настолько хорошо, что окончившие  медресе  могли свободно читать на нем книги и газеты, только говорить затруднялись за отсутствием практики.   Осенью 1917 года медресе под руководством мударриса Дж. Абзгильдина фактически превратилось в основное медресе ЦДУМ, где, наряду с ним, к преподаванию приступил целый ряд улемов, включая муфтия Г. Баруди, председателя Всероссийского союза духовенства Х. Габяши, казыя Г. Сулеймани, ректора «Галии» З. Камали, Г. Шнаси, М. Н. Тюнтяри, З. Кадыри, М. Ханафи. Позднее в  медресе  возникает идея преобразования его в татарскую национальцую гимназию. Носителям этой идеи (С. Максутов, Н. Алкин, Н. Биккулов) во главе с Ж. Абызгильдинным и казыем 1-й Соборной мечети Г. Сулеймановым удалось ее осуществить только в 1918 году (с началом чехословацкого мятежа). Директором национальной гимназии, которая размещалась в здании:  медресе  " Усмания " до июня 1919 года, был Закир Шакиров. После освобождения г. Уфы от колчаковцев национальная гимназия была реорганизована в школу-коммуну № 4. Здесь воспитывались и обучались дети-сироты, потерявшие своих родителей во время гражданской войны. Это была 4-х классная начальная школа с обучением детей по программе советских начальных школ. После окончания 1921-1922 учебного года школа была преобразована в открытую советскую начальную школу, куда принимались все желающие дети башкир и татар. Школа была названа именем революционера-большевика Хусаина Ямашева (1882-1912).. Директором школы-интерната был назначен Исмагил Ишмухаметов, завучем - Кашфи Мустафин.

Родился в «Усмание» и национальный театр. Ни для кого не секрет, что еще в начале ХХ века духовенство, апеллируя к законам шариата, обрушивалось на саму идею лицедейства. Чтобы воспротивиться постулатам, нужно было иметь огромное мужество. Оттого сегодня мы испытываем особую гордость за наш город и наше первое медресе – средоточие творческой мысли, таланта и непоколебимого желания разорвать путы сковывающей пылкий разум косности. Первое представление состоялось еще в январе 1901 года. Тогда шакирды без всякого разрешения поставили комедию «Рисалят» («Мессия») о порядках в старометодных медресе. За самонадеянность, конечно же, поплатились. После этого о сценическом опыте пришлось забыть на несколько лет, до первой русской революции. Как бы все ни относились к событиям тех лет, сомнений нет – в период краха патриархального уклада общественная жизнь окрашивалась в новые краски, в иное русло входила культура народов края. И именно с тех пор уверенно утвердилось в сознании мусульманской общественности сценическое искусство.

В 80-е годы в здании  медресе  размещался факультет повышения квалификации Башкирского государственного педагогического института. Сейчас в этом здании находится средняя школа № 14 г. Уфы.

В декабре 2005 года на фасаде школы торжественно установлена мемориальная доска известного востоковеда Ахмет-Заки Валиди. Выбор места для увековечивания памяти ученого с мировым именем не случаен. Валиди неоднократно приезжал в Уфу, но всякий раз ненадолго. Задержался только однажды, когда в 1914 году его, молодого, но уже заявившего о себе востоковеда, пригласили в медресе «Усмания» преподавать историю тюркских народов.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Памятник Салавату Юлаеву

Самая большая конная статуя находится в Уфе. Это памятник Салавату Юлаеву, высотой 9,8 метра. Сооружение уникально еще и тем, что при весе в 40 тонн у него всего три опорные точки. Памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Сосланбека Тавасиева, его открытие состоялось 17 ноября 1967 года. По мнению большинства жителей и гостей республики этот памятник вошел в золотой список семи достопримечательностей — семи чудес Башкортостана.

 

« Ноябрь 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
  

УФА В КНИГАХ