РУБРИКА «РЕПОРТАЖ В НОМЕР». Зима в столице: инструкция по применению - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Иван БЕГМА

РУБРИКА «РЕПОРТАЖ В НОМЕР». Зима в столице: инструкция по применению

Рассказать, как устроена котельная, можно на примере той, что находится в доме №80 по улице Центральной. Она, кстати, поддерживает до 70 процентов всего жилого сектора в районе. Первым делом 105-градусный кипяток подается на тепловой пункт, где он адаптируется по давлению и температуре и затем насосами перекачивается уже к жилым домам. Объем нагрузки сложно даже представить, что и обуславливает быстрый износ оборудования. Поэтому теперь применяется более современная схема. Согласно ей, локальные теплопункты закладываются в каждой высотке еще при строительстве и затем забирают кипяток напрямую от котельной.

- Мазут сегодня не используем, топим газом. Это общепринятый экологический стандарт. Поясню: при сжигании нефтяной отработки остаются сернистые соединения, в контакте с водородом дающие кислотный конденсат. Он разъедает даже сталь. Кроме того, мазут всегда нужно держать разогретым до 120 градусов, чего не скажешь о «голубом топливе», - продолжает Фахретдинов.

Непосредственно в котлы его подает автоматика, строго следящая за давлением. Случись прорыв – тут же срабатывают блокирующие задвижки. Вода, попадающая в котел, проходит несколько степеней очистки. Прежде всего, химической. Специальные двухступенчатые фильтры заполнены смягчающим реагентом. Слишком большая жесткость приведет к появлению накипи, отложений и, в конечном итоге, к поломкам. Следующий этап – диорация, когда отделяются кислород и углекислый газ, способные вызвать коррозию труб.

Одна из самых важных проблем– борьба с потерей тепла. Магистральные и квартальные трубы лежат в промерзающем грунте, поэтому очень многое зависит от изоляционного слоя. Раньше применяли стекловату, сейчас при ремонте монтируются секции в пенополиуретановой рубашке. Раз в пять лет обязательно проводятся испытания на устойчивость к теплоотдаче.

«Золотые ручки»

- Пока работаем в обычном режиме. Как видите, приводим в порядок улицу Революционную – от Карла Маркса, в сторону Чеверева, - говорит мастер МБУ УСБ Советского района Александр Кищевой.

Опустив тяжелый ковш, МТЗ методично, метр за метром, соскребает снег и ледовую корку. До грузовика с оранжевыми бортами остается несколько метров. Но путь преграждает стоящая на обочине легковушка. Знака, запрещающего стоянку, здесь нет – вроде бы водитель не виноват. Прождав его пару минут, дорожники объезжают иномарку, маневрируя в движущемся потоке…

- В других местах применяется метод запрета парковки по четным или нечетным дням. Уборка происходит без запинок, а в случае чего мешающее авто законно эвакуируется. Честно говоря, на основных улицах без таких мер не поработаешь, - рассказывают рабочие.

Следом за трактором на полосу выезжает юркий, маневренный «МКСМ». Задача работяги – собрать то, что не попало в ковш предыдущему уборщику, а затем – погрузить образовавшуюся кучу в кузов «ЗИЛа». Кроме того, этот малыш буквально незаменим на автостоянках и в узких проездах.

Здесь же трудятся и люди, вооруженные лопатами, ломами, скребками. Дневной график – с девяти до шести, затем выходят ночные бригады.

- Сначала проходим основные улицы, такие как проспект Октября. Затем принимаемся за второстепенные. Водители, конечно, реагируют по-разному, чаще всего понимают: да, стесняем движение, но для их же пользы, - резюмирует Кищевой.

А в переулке неподалеку снежную кучу собирают «золотые ручки». Так дорожники в шутку называют машину, снабженную длинной лентой, перемещающей ледяную крошку в «КамАЗ». И правда: механические манипуляторы в самом низу ловко и быстро загребают массу.

Еще одна точка – на улице Коммунистической. Здесь трудятся бригады МБУ по благоустройству Ленинского района. Участок называется зеленым – из-за большого количества высаженных кустарников и деревьев. - Летом ухаживаем за насаждениями, зимой – чистим от снега и льда. Бывает, приходится спиливать старые ветки, - рассказывает старший мастер Клара Газизова.

Натужно рычат двигателями «Белорусы». Но вот заполненный серой массой грузовик отправляется на сенохранилище.

- Тяжело, когда идет мокрый снег. С другой стороны, и гололедица заставляет потрудиться. Даже не знаю, что легче. Каждое утро на «летучке» получаем разнарядку – куда направимся сегодня, сколько будет техники и так далее, - делится, орудуя ледоколом, Савия Газимова. - Холода не замечаю, да и к физической работе привычна с детства.

Как рассказали водители, особых проблем с техникой они не испытывают: «Ремонтируемся на своей же базе, разве что гарантийные авто отправляем в сервисные центры».

Стоит заметить: оснащению коммунальных служб в городе действительно уделяется большое внимание. По примерным оценкам, доля новых машин во всех семи районах составляет не менее сорока процентов. В их числе - «КамАЗы», работающие на газе. При впечатляющей грузоподъемности эти машины приятно радуют экономичностью, да и в условиях холодов не подводят.

Метр за метром тротуары и дороги высвобождаются из-под ледяной корки, и посыпаются песком. Метод стар, но эффективен. Особенно на стыке сезонов. Дожди чередуются с заморозками, когда для пешеходов риск поскользнуться и травмироваться возрастает многократно…

Умейте падать правильно!

Только за первые дни гололедицы в травмпункт № 5 за помощью обратились почти 250 человек, из них около восьмидесяти – с ушибами и переломами. Рост зафиксировали и в «Скорой помощи»: с 13 по 15 ноября более 300 случаев, 200 человек даже пришлось госпитализировать. Получив ушиб или даже перелом, молодежь восстанавливается сравнительно быстро. Чего не скажешь о стариках…

Между тем, травматологи говорят: падать нужно уметь правильно. Как минимум, сгруппировавшись, а лучше даже приняв позу эмбриона. Столь быстрой реакцией, конечно, обладают не многие. Но и просто приземление набок уже защищает от переломов.

- Увы, часто пострадавшие обращаются к нам лишь тогда, когда уже обезболивающие не действуют, - говорит хирург-ортопед Сергей Шуватов, - но даже перелом ноги сначала можно не заметить, если кости остались на месте и суставы целы.

Автолюбителям на заметку

Немало проблем первые заморозки доставляют и водителям тысяч машин. Но в этом году «дня жестянщика» удалось избежать, роста количества «скользких» ДТП не было. Одна из причин – в ограничении скорости на опасных участках дорог. Подготовка «железного коня» к холодам почти всегда выливается в отдельную статью расходов. Ажиотаж в автосервисах наблюдался уже в начале ноября. Но тем не менее безответственные ездоки на летней резине встречаются и сейчас… Секретами успешной эксплуатации машин в зимние месяцы поделился директор автосервиса «Монтаж–плюс» Александр Берегов.

- Начнем с шин, ведь от них зависит управляемость. Помимо шиповки, они должны быть из мягкого сплава, который дает лучшее сцепление. Хорошая резина на все четыре колеса обойдется примерно в 20-25 тысяч рублей, и экономить здесь нельзя. Другое дело, что покупать ее каждый год не обязательно.

Определить степень износа можно по глубине протектора, измеритель стоит копейки и продается на каждом углу. В России это значение не должно быть меньше четырех миллиметров, в Европе – трех.

Заглянем под капот. Первое, что требует внимания – аккумуляторная батарея. Тот, кто ленится ее обслуживать, рискует просто не завести машину. В плане безопасности движения «контрольных точек» три: исправность фар, стеклоочистителей и тормозной системы.

- Очень важно вовремя сменить масло в двигателе. Летнее более вязкое и потому легко замерзает. То же, кстати, скажу и о дизельном топливе. Пока тепло, оно продается без необходимых зимой присадок, на стыке сезонов возможны неприятные казусы.

Мороз и солнце

Катков в городе не мало, как крупных, так и дворовых. Точнее, внутриквартальных, обязанности по заливке и поддержанию которых ложатся, как правило, на жилищников.

- Сегодня только по нашей территории таких «коробок» пять. Одной заливкой дело не ограничивается: лед нужно периодически чистить и обновлять. Этим занимаются наши сотрудники, - рассказывает начальник отдела технической эксплуатации жилфонда УЖХ Советского района Тимур Нагаев.

- Довольны ли горожане?

- Разумеется. Хотя на моей памяти был такой случай: попросили убрать площадку рядом с домом № 8 по улице Кадомцевых. Она, как и другие подобные, рассчитана на весь окрестный квартал. Недовольных было несколько человек, но большинство жителей решило каток оставить.

Из года в год популярны у уфимцев и площадки общегородского масштаба. Одна из самых известных по ул. Менделеева, 199/1 (остановка транспорта «Трамплин»). Тех, кто живет по улице Рихарда Зорге, привлекает Дворец спорта. Среди плюсов катка – то, что он находится под крышей. Сродни ему – лед в ТЦ «Мега», но там гораздо меньше площадь. Востребованы и открытые катки, те, что на стадионах имени Гастелло, «Динамо». Богатый выбор у сипайловцев: «Кашкадан», ипподром «Акбузат», «Простор» (за одноименным торговым комплексом). Еще одна «коробка» расположилась перед лайф-стайл центром «Башкортостан». Оригинально поступили в ТРК «Иремель», где каток находится прямо на крыше. Не остался безучастным и центр города: лед есть на «Юрюзани», в парке имени Гафури, в «Уфа-Арене».

Уже несколько лет сезон катания первым открывает стадион «Строитель». В этом году, к радости горожан заветный день настал 15 ноября. Светлана Сазонова катается уже почти полвека, а впервые на коньки встала в 1968-м.

- Помню, тогда у всех на слуху были победы Ирины Родниной, и девушки хотели быть на нее похожими, - делится она воспоминаниями. А сегодня вместе с бабушкой эту науку осваивает и внучка, Ирина.

Едва касаясь поверхности, мимо проносится молодой человек. Девушка, стоящая чуть далее, трюк оценила. Равно как и идею провести свидание на катке.

- Погода солнечная, мороз пока бьет не сильно, - улыбаясь, говорит Ильдар, - успеем насидеться дома, когда начнется зимняя сессия.

Среди городских площадок «Строитель» - одна из самых популярных из-за хорошего качества льда. Что немудрено, ведь здесь же тренируются мотогонщики Центра технических видов спорта имени Габдрахмана Кадырова. Даже для тренировочных заездов толщина покрытия доводится до 20 сантиметров, поскольку шипованные колеса режут лед до состояния крошки…

На других площадках таких требований нет. Тем не менее, везде заливка ведется в несколько приемов. О тонкостях процесса рассказал инженер Руслан Яруллин, работающий в ПКиО имени Якутова:

- Воду распыляем брандспойтом. Сколько израсходуем, сказать трудно, все зависит от погоды. На качественную работу уходит несколько дней, лед схватывается слой за слоем. К нам даже приходят заниматься ребята из хоккейной секции. Крытые площадки для них подходят больше, но они не так доступны. После того как каток залит, его еще нужно хорошенько отшлифовать.

Вспоминая лето, нельзя не отметить популярность у горожан таких форм отдыха, как йога, фитнес, танцы на открытом воздухе. С приходом холодов кеды и коврики для разминки отправились на антресоли, поменявшись местами с коньками и лыжами. Места действия остались все те же: городские скверы, парки. Своеобразной Меккой здоровья стал парк имени Лесоводов Башкортостана, территория которого находится под особым экологическим контролем. Благодаря чему практически из центра города мы попадаем в настоящий оазис башкирской природы. За ростом хвойных и лиственных посадок постоянно следят ученые из Ботанического сада-института. Прогуливаясь в сени деревьев, можно увидеть и хозяина леса – медведя. Вольеры с этими и другими животными находятся на центральной тропе.

Как только выпал снег, просторные аллеи облюбовали лыжники. Директор спортшколы олимпийского резерва № 7 Дмитрий Михайлов приветствует увлечение горожан этим видом спорта и напоминает, как не ошибиться с выбором «снегоступов».

- Если вы предпочитаете вольный стиль, то прибавьте к своему росту десять сантиметров, и получите оптимальную длину лыж. Палки должны быть длиннее еще на пять. Для приверженцев «классики» все немного по-другому: скаты выше головы на треть метра, палки достают до подмышек. Кто-то скажет, что Уфа – не место для лыжных прогулок. Но для этого идеально подходят парки и скверы, которые есть в каждом районе.

Бегма, Иван Зима в столице: инструкция по применению [Текст].- (Репортаж в номер) / И. Бегма // Уфа.-2016.-№12 .- С.12-15.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Первая аптека в Уфе

В 1787 году в Уфимском крае был введен Приказ общественного призрения, одной из функций которого являлось медицинское обслуживание населения. В этом же году в Уфе открылась первая частная аптека. Казенная появилась лишь в 1807 году, а в середине XIX века в Уфе открылась еще одна частная. Но к услугам аптек могли прибегать лишь состоятельные люди, поскольку лекарства были очень дорогие.

 

« Август 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

УФА В КНИГАХ