Угрожающая среда - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Угрожающая среда

Руфина Аликовна, почему сегодня вновь поднимается проблема экологического просвещения?

— Все объясняется напряженной экологической ситуацией в стране. На заседании Высшего экологического совета приведены удручающие данные. К примеру, уровень загрязнения воздуха в России остается чрезвычайно высоким уже много лет, только в 2013 году стационарными источниками и автотранспортом выброшено 32 млн тонн загрязняющих веществ. В 123 городах степень загрязнения оценивается как высокая и очень высокая, а в этих городах проживает 54 млн человек. Ежегодный объем образующихся отходов превысил 5 млрд тонн, что привело к выводу из хозяйственного оборота уже более 1 млн гектаров земель. Повсеместно усиливается процесс деградации земель, опустынивание в той или иной степени происходит в 27 субъектах страны. Пожалуй, единственный показатель, демонстрирующий позитивную динамику, — улучшение качества сточных вод. Но и здесь приходится констатировать, что более половины поверхностных и четверти подземных источников не соответствует нормам качества...

Это объективная реальность, которая складывается, несмотря на солидное экологическое законодательство, состоящее из сотен правовых актов. Значит, дело в реальном исполнении этих законов. Вот почему мы пришли к выводу: без совершенствования системы экологического образования, повышения экологической культуры общества ситуация к лучшему не изменится.

Вы считаете, у нас в этом полный провал?

— В том-то и дело, что у нашей страны богатый опыт в этой сфере, который, к сожалению, сегодня не используется. Еще в 20-х годах прошлого столетия в программах советской школы ставились задачи изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у молодежи полезных навыков в этом деле. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы по биологии и географии, многие из них сохранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. Именно в эти годы экологическое образование определяется мировым сообществом как основное средство гармонизации взаимодействия человека и природы. В 1975 году ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП) была разработана международная программа образования в области окружающей среды. Через два года впервые была представлена концепция экологического образования. Эти документы легли в основу международных стандартов. Это, что называется, история вопроса.

Увы, развитие человеческой цивилизации влечет за собой потребительское отношение к природе, и техногенные катастрофы — это его неизбежное следствие. Поэтому общество должно быть кровно заинтересовано в рациональном балансе использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды. Такой баланс невозможен без формирования экологического мировоззрения общества, адекватного глобальным вызовам, с которыми мы сталкиваемся.

Насколько реальна такая задача?

— У нас нет выбора. Жить в согласии с природой — необходимое условие сохранения цивилизации. Вековой императив покорения природы привел нас к угрозе глобального экологического кризиса, который мы можем предотвратить только своим активным отношением к проблемам окружающей среды. В 90-е годы Башкирию всколыхнуло экологическое общественное движение, заметно повлияв на ее будущее социально-экономическое развитие. И сегодня у нас реализуется немало перспективных экологических проектов, которые могут быть интересны всей стране. На заседании Высшего экологического совета ставили в пример опыт нашей республики по использованию особо охраняемых природных территорий для экологического просвещения и воспитания молодежи. В местах, где находятся национальные парки и заповедники, школь- ники деятельно участвуют в их развитии, проходят здесь практику. Вопрос в том, как приобщить к позитивному взаимодействию с природой как можно больше молодежи. Речь идет о массовой методичной работе, которая должна охватить все уровни образования, начиная с детских садов, когда у ребенка формируется ощущение природы и отношение к ней, и до высших учебных заведений.

Мы много говорим о воспитании патриотизма, о содержании наших учебников истории. А разве бережное отношение к природе, деятельная защита окружающей среды — это не составляющие патриотизма? Сегодня экологическое просвещение скорее декларируется, чем реализуется. Оно осуществляется в основном благодаря энтузиазму и гражданской ответственности конкретных людей и организаций. Замечательно, что у нас множество волонтеров, готовых прийти на помощь природе. Но такое деятельное отношение к охране окружающей среды должно стать нормой жизни. Убеждена, что экологическое обучение необходимо включить в федеральные образовательные стандарты, сделать одним из приоритетов нашей школы.

Иванова, О Угрожающая среда [Текст]/ О. Иванова // Республика Башкортостан .-№ 123- 124 (26 июня).- С.3.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Уфимский трамвай

Первый трамвай в Уфе начал ходить в ночь с 23 на 24 января 1937 года, а официально регулярное трамвайное движение было открыто 1 февраля 1937 года. Весь парк Управления городской железной дороги тогда насчитывал 5 моторных и 3 прицепных вагона. Согласно статистике, за первый год работы трамваи перевезли 7701200 человек. Первым уфимским вагоновожатым стал сам начальник строительства трамвайных путей Шишов. Длина первых трамвайных линий составляла шесть километров. Было организовано два маршрута. Один шел с угла нынешних улиц Коммунистической и Ленина до пересечения с улицей Пермской. Другой начинался там же, следовал по Ленина с поворотом на улицу Революционную и далее до депо.
В 2008 году началось сокращение протяжённости путей. В августе-сентябре полностью демонтированы трамвайные пути на проспекте Октября и на въезде в Черниковку. Построены 2 разворотных кольца: северное — вокруг памятника М. Калинину на остановке «Улица Трамвайная» и южное — рядом с Госцирком.

 

« Январь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  

УФА В КНИГАХ