Угрожающая среда - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Угрожающая среда

Руфина Аликовна, почему сегодня вновь поднимается проблема экологического просвещения?

— Все объясняется напряженной экологической ситуацией в стране. На заседании Высшего экологического совета приведены удручающие данные. К примеру, уровень загрязнения воздуха в России остается чрезвычайно высоким уже много лет, только в 2013 году стационарными источниками и автотранспортом выброшено 32 млн тонн загрязняющих веществ. В 123 городах степень загрязнения оценивается как высокая и очень высокая, а в этих городах проживает 54 млн человек. Ежегодный объем образующихся отходов превысил 5 млрд тонн, что привело к выводу из хозяйственного оборота уже более 1 млн гектаров земель. Повсеместно усиливается процесс деградации земель, опустынивание в той или иной степени происходит в 27 субъектах страны. Пожалуй, единственный показатель, демонстрирующий позитивную динамику, — улучшение качества сточных вод. Но и здесь приходится констатировать, что более половины поверхностных и четверти подземных источников не соответствует нормам качества...

Это объективная реальность, которая складывается, несмотря на солидное экологическое законодательство, состоящее из сотен правовых актов. Значит, дело в реальном исполнении этих законов. Вот почему мы пришли к выводу: без совершенствования системы экологического образования, повышения экологической культуры общества ситуация к лучшему не изменится.

Вы считаете, у нас в этом полный провал?

— В том-то и дело, что у нашей страны богатый опыт в этой сфере, который, к сожалению, сегодня не используется. Еще в 20-х годах прошлого столетия в программах советской школы ставились задачи изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у молодежи полезных навыков в этом деле. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы по биологии и географии, многие из них сохранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. Именно в эти годы экологическое образование определяется мировым сообществом как основное средство гармонизации взаимодействия человека и природы. В 1975 году ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП) была разработана международная программа образования в области окружающей среды. Через два года впервые была представлена концепция экологического образования. Эти документы легли в основу международных стандартов. Это, что называется, история вопроса.

Увы, развитие человеческой цивилизации влечет за собой потребительское отношение к природе, и техногенные катастрофы — это его неизбежное следствие. Поэтому общество должно быть кровно заинтересовано в рациональном балансе использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды. Такой баланс невозможен без формирования экологического мировоззрения общества, адекватного глобальным вызовам, с которыми мы сталкиваемся.

Насколько реальна такая задача?

— У нас нет выбора. Жить в согласии с природой — необходимое условие сохранения цивилизации. Вековой императив покорения природы привел нас к угрозе глобального экологического кризиса, который мы можем предотвратить только своим активным отношением к проблемам окружающей среды. В 90-е годы Башкирию всколыхнуло экологическое общественное движение, заметно повлияв на ее будущее социально-экономическое развитие. И сегодня у нас реализуется немало перспективных экологических проектов, которые могут быть интересны всей стране. На заседании Высшего экологического совета ставили в пример опыт нашей республики по использованию особо охраняемых природных территорий для экологического просвещения и воспитания молодежи. В местах, где находятся национальные парки и заповедники, школь- ники деятельно участвуют в их развитии, проходят здесь практику. Вопрос в том, как приобщить к позитивному взаимодействию с природой как можно больше молодежи. Речь идет о массовой методичной работе, которая должна охватить все уровни образования, начиная с детских садов, когда у ребенка формируется ощущение природы и отношение к ней, и до высших учебных заведений.

Мы много говорим о воспитании патриотизма, о содержании наших учебников истории. А разве бережное отношение к природе, деятельная защита окружающей среды — это не составляющие патриотизма? Сегодня экологическое просвещение скорее декларируется, чем реализуется. Оно осуществляется в основном благодаря энтузиазму и гражданской ответственности конкретных людей и организаций. Замечательно, что у нас множество волонтеров, готовых прийти на помощь природе. Но такое деятельное отношение к охране окружающей среды должно стать нормой жизни. Убеждена, что экологическое обучение необходимо включить в федеральные образовательные стандарты, сделать одним из приоритетов нашей школы.

Иванова, О Угрожающая среда [Текст]/ О. Иванова // Республика Башкортостан .-№ 123- 124 (26 июня).- С.3.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Первая аптека в Уфе

В 1787 году в Уфимском крае был введен Приказ общественного призрения, одной из функций которого являлось медицинское обслуживание населения. В этом же году в Уфе открылась первая частная аптека. Казенная появилась лишь в 1807 году, а в середине XIX века в Уфе открылась еще одна частная. Но к услугам аптек могли прибегать лишь состоятельные люди, поскольку лекарства были очень дорогие.

 

« Август 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

УФА В КНИГАХ