Башкирия: Об экологии, туризме и воспитании - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Башкирия: Об экологии, туризме и воспитании

Природе нужен хозяин

- Олег, как наше потребительское мировоззрение сказывается на окружающей природе?

- Это большая проблема. Каким бы ни был красивым рассвет, камень, на котором ты стоишь – исписан. Такой природой уже трудно восхищаться.

Как это изменить, не знаю. Слова, что надо начинать с себя и воспитания детей, - правильные, но это не решит проблему потребительского отношения к природе. Штрафы ввести? А кто будет их накладывать: в городе-то за неправильную парковку никто не накажет, а тем более в «дикой» природе далеко от цивилизации…

- Тем не менее Башкирия туристическая – это, прежде всего, природа. И туристов, особенно иностранных, любят вывозить на сплав, показать им величественные горы. А каждый поход, очевидно, ещё один удар по экологии…

- Я, конечно, не хожу маршрутами обычных людей. Но у нас мало открытых для посещения мест, ради которых стоило бы ехать из других регионов, а уж тем более из других стран. Все говорят, что Башкирия славится природой: она легкодоступна и добра к человеку. У нас не бывает лавин, камнепадов, редки экстремальные погодные условия, не так распространены опасные дикие животные. И, казалось бы, наши горы, леса и реки должны стать местом паломничества для туристов со всего света. Но этого не происходит. На мой взгляд, причина в том, что наиболее дикая, красивая и высокогорная часть Южного Урала, обладающая максимальной туристической перспективой, закрыта для посещения административно, на территории создан Южно-Уральский природный заповедник. И туда простым людям ход заказан. В других регионах при заповедниках существуют различные программы, экологические тропы, но у нас пока, кажется, таких нет. Ежегодно егеря ловят сотни людей, которые на свой страх и риск забираются на вершины в заповеднике. Этот поток можно было бы узаконить, создать экологическую тропу, ввести плату, и всё было бы цивилизованно.

- Получается, гордимся, но не показываем. Может, и не стоит тогда развивать у нас туризм?

- Развивать туризм надо, пусть даже без заповедных территорий. Нужно решить проблемы, которые мешают привлекать туристов. Во-первых, разработать маршруты, разные по тематике и уровню сложности. Во-вторых, вокруг них создать экологичную инфраструктуру: тропы, оборудованные места стоянок, горные приюты, - которая вписалась бы в окружающую среду и не вступала с ней в диссонанс. В-третьих, навести порядок на главных достопримечательностях. Сейчас любое часто посещаемое место – это помойка. Вспомните, летом был скандал с росписью стен у водопада Атыш. Но никто не озабочен тем, что там просто негде шагу ступить – один мусор. Пещеры - вообще беда. Они затоптаны и завалены бытовыми отходами, разрушаются сталактиты, которые формировались веками.

И в-четвертых, надо рекламировать нашу природу и условия для отдыха, должны быть фильмы, фотовыставки, интернет-проекты, гайдбуки. Нужно, чтобы у территорий был хозяин.

И пусть за посещение любых мест взимают деньги. Небольшие. Но чтобы на них можно было бороться с негативным человеческим влиянием на природу. И важно не переступить грань (в назначении стоимости прохода – Ред.): это, в конце концов, народное богатство.

Есть что посмотреть

- Идеи лежат на поверхности. Почему этим всем не занялись до сих пор «наверху»?

- Наверное, потому что там люди, далекие от реального туризма. Которые сидят в кабинетах перед компьютером, а Башкирии-то и не видели. Настоящие туристы, наверное, не хотят сидеть в кабинетах.

- Это ведь и развития туристического потенциала Уфы касается. Многие чиновники уверены, что в Уфе нечего показывать!

- Все познаётся в сравнении. Если сравнивать с Курганом, то у нас море достопримечательностей, а если с Казанью – то, программа не так насыщена. Городу нужна визитная карточка.

- А что вы показываете своим гостям?

- Хребты Нары и Инзерские Зубчатки, пещеру Кутук-Сумган, Павловское водохранилище, стерлитамакские шиханы. А тем, кто приезжает надолго, вообще можно организовать «Башкирскую кругосветку». Это займет всего 2-3 дня. Зато удастся посмотреть всё самое интересное, не отходя далеко от машины. Дорог у нас в республике много, и хорошие, можно путешествовать с детьми.

- Неужели можно посмотреть всю республику за выходные?

- Конечно, всё увидеть невозможно. Но я пропагандирую именно такой вид туризма в стиле «Fast and Light» («быстро и легко» – Ред.). Преодолеваю расстояние, которое люди идут 3 - 4 дня, в течение 16 - 24 часов. У меня есть проект «Южный Урал none-stop». В рамках которого прохожу траверсы всех самых значимых хребтов Южного Урала быстрее, чем за 24 часа. Результаты забегов освещаю в Интернете, снабжая подробным описанием и фотографиями. Моя цель – рассказать, что можно в выходные ходить далеко и интересно, не обременяя себя лишним грузом. Сейчас не надо таскать большой рюкзак, делать костры, вытаптывать поляны… Кто-то может сказать, что для таких «путешествий» нужна специальная физическая подготовка. Но чем это не пропаганда здорового образа жизни?!

- А кроме Башкирии, куда ещё выбираетесь?

- Не реже раза в год удаётся побывать в отдалённых интересных местах. В прошлом году были с моей любимой на Курильских островах. Добирались туда только около недели. 30 часов полёта с двумя пересадками до Южно-Сахалинска, оттуда плыли на корабле 2,5 суток по Охотскому морю. Но места потрясающие: медведей больше, чем людей, гейзеры, вулканы, памятники японской и русской культуры. А годом ранее ездили на полуостров Рыбачий в Мурманскую область. Там были очень тяжелые бои во время Великой Отечественной войны. И из-за особенностей полярного климата места боёв сохранились почти идеально. Останки солдат, говорят, убрали только в 1980-х. А позиции огнемётов, окопы - всё есть. Прошлой зимой с представителями Московского музея кочевых культур ездил в этнографическую экспедицию к оленеводам республики Коми…

Без спроса на качество

- Вы победитель мультиспортивных соревнований, в частности мультигонки Shikhan Adventure. Насколько этот вид спорта может стать массовым?

- Мультиспорт - демократичный вид спорта. Такие гонки воспитывают силу воли, выносливость, развивают кругозор. Параллельно знакомят с красивыми местами и географией. С каждым годом растёт число стартов и участников. Гонка вокруг шиханов - отличный повод показать нашу природу. Хотим, чтобы эти уникальные достопримечательности были сохранены.

- Люди любят возвращаться домой с сувенирами. Как считаете, сейчас гостям есть из чего выбрать?

- Проблема с «сувениркой» всеобщая. Куда ни приедешь: одинаковые китайские магниты, на которых меняются только названия городов. А нам ведь есть что показать: много сохранилось интересных ремёсел, есть мёд. Можно выбрать и новое направление, например украшения: цветки курая, золотые пчелы, серебряные вершины гор… Но, то ли народ ленивый, то ли спроса нет на качественную работу.

ДОСЬЕ

Олег Чегодаев.

Родился в 1984 г. Окончил УЮИ МВД. Альпинист. Трёхкратный победитель 24-часовых соревнований по пешеходному туризму «Кольцо-24», победитель мультигонки Shikhan Adventure race 2013 и многих других.

Юлия БАЙДЖАНОВА.

Байджанова, Ю. Башкирия: Об экологии, туризме и воспитании [Текст]/ Ю. Байджанова // Аргументы и Факты Башкортостан .-2015 .- №11 .- 11- 17 марта .- С.3.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Уфимский трамвай

Первый трамвай в Уфе начал ходить в ночь с 23 на 24 января 1937 года, а официально регулярное трамвайное движение было открыто 1 февраля 1937 года. Весь парк Управления городской железной дороги тогда насчитывал 5 моторных и 3 прицепных вагона. Согласно статистике, за первый год работы трамваи перевезли 7701200 человек. Первым уфимским вагоновожатым стал сам начальник строительства трамвайных путей Шишов. Длина первых трамвайных линий составляла шесть километров. Было организовано два маршрута. Один шел с угла нынешних улиц Коммунистической и Ленина до пересечения с улицей Пермской. Другой начинался там же, следовал по Ленина с поворотом на улицу Революционную и далее до депо.
В 2008 году началось сокращение протяжённости путей. В августе-сентябре полностью демонтированы трамвайные пути на проспекте Октября и на въезде в Черниковку. Построены 2 разворотных кольца: северное — вокруг памятника М. Калинину на остановке «Улица Трамвайная» и южное — рядом с Госцирком.

 

« Декабрь 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ