«Изумруд» в кольце уфимских улиц - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

«Изумруд» в кольце уфимских улиц

Итак, по инициативе главы Башкортостана Рустэма Хамитова в парке лесоводов началась масштабная реконструкция, первый этап которой намечено завершить к 1 сентября. На благоустройство релаксной зоны из внебюджетных средств выделено порядка пятидесяти миллионов рублей.

- Надо парк огородить, очистить, привести в порядок и сохранить первозданную природу. Тогда сюда будут приезжать люди со всех уголков столицы, - сказал Рустэм Хамитов во время общегородского экологического субботника, который прошел 17 мая.

...Несмотря на то, что доступ в парк ограничен до конца лета, мы все же проникаем в густую чащобу, держа направление в ту сторону, откуда доносится еле уловимый звук работающего экскаватора. В посадках царит приятная прохлада - летний зной остался за могучими ветвями многолетних дубов. Переплетаясь и разбегаясь, плутают потрескавшиеся тропинки, маня посетителей на долгую неспешную прогулку. Между тем на границе с лесопарком с каждым днем и вширь, и в длину растет пешеходная зона. Обновленная улица, находящаяся на городских землях, берет начало от Лесного проезда и, плавно изгибаясь, тянется до Менделеева. Реконструкция устаревшей "артерии", собранной некогда из бетонных плит, началась более месяца назад. Каменное покрытие решили демонтировать, а потом заменить качественным и на этот раз асфальтовым - в три слоя.

- Ширину дороги увеличили до семи метров, прибавив по метру с каждой стороны, - отмечает мастер строительного участка СТС-Автодор Марс Ахметзянов.

Тротуар длиною более чем в шестьсот пятьдесят метров планируется совместить с велосипедной дорожкой, отделив последнюю специальной разметкой. В результате нововведения симпатии любителей пеших прогулок к замечательному уголку в центре города, возможно, разделят и поклонники велоспорта. Сегодня рабочие совсем близко подошли к поставленной цели - уже готово щебеночное основание, а одна половина дороги и вовсе облачилась в черную асфальтовую "одежку". Финальным аккордом, завершающим реконструкцию тротуара, станет установка бордюров.

- В бригаде организации девять человек, плюс с нами бок о бок трудятся механизаторы. Работаем по двенадцать часов в сутки. Около семидесяти процентов объема намеченных дел мы на данный момент выполнили, - резюмирует Марс Ахметзянов.

...На территории самого лесопарка в настоящее время трудятся два основных подрядчика: ОАО "Башкиравтодор" и МУЭСП "Уфагорсвет", строительный контроль за ходом работ осуществляет казенное предприятие "Республиканское управление капитального строительства". То и дело тишину лесного массива нарушает "рычание" тракторов, экскаваторов, дрелей. По пути к памятнику лесоводам Башкирии встречаем местного жителя, что несколько удивительно для столь безлюдной территории, - Рафиса (новый знакомый из скромности фамилию называть отказывается). За время нашей короткой прогулки мужчина успел рассказать, что живет в частном доме на двух хозяев уже с 70-х годов прошлого века, то есть с самого рождения. Его родители некогда трудились на благо Леспромхоза, за что и получили жилье на Полярной - практически в самом центре лесопарка. Наш попутчик с улыбкой признается, что знает здесь каждый куст, каждую тропинку, но даже такое близкое знакомство не дает ему полного ощущения безопасности в темное время суток.

- Вечером здесь, конечно, жутко. Я очень рад, что началась реконструкция. Слышал: будто бы совсем скоро вдоль тропинок появится освещение, а это значит, что идти через лес после работы станет спокойнее, - рассуждает Рафис.

По его словам, много лет назад, в парке были высажены голубые ели. Курсанты школы МВД следили за сохранностью пушистых красавиц, организовав практически круглосуточное дежурство. Позже "изумрудный островок" покинул лесничий, а люди стали заглядывать сюда все реже. Лес, оставшись без заботливого хозяина, зарос, осиротел... Но все же главная причина, по которой местные жители с воодушевлением ждут окончания ремонтных работ, кроется в другом. Весной и осенью проселочные тропинки, по которым так приятно шагать летом, размывает, да настолько, что впору запасаться высокими резиновыми сапогами!..

- А мы сами виноваты, - неожиданно заявляет мой собеседник. - Привыкли заезжать в лес на машинах, вот и результат - дорожки разрушены, следы от колес автомобилей с каждым годом все глубже, земля перекопана...

Так как же выглядел парк Лесоводов изначально? Основанный в 1966 году министром лесного хозяйства БАССР Марселем Абдуловым, он представлял собой чудесный зеленый уголок, созданный самой природой. В 1981 году на территории массива был построен "Музей леса", который, к слову, функционирует до сих пор.

- В прошлом году нас посетили более десяти тысяч человек, - рассказал заведующий "Музея леса" Владимир Буткарев. - А в нынешнем году наши стены приняли около пяти тысяч гостей, потому-то я положительно отношусь к ожидающим нас переменам. Главное - привести дорожную сеть в надлежащий вид и проредить посадки.

Сегодня же в парке насчитывается двенадцать видов растений. Дубы занимают примерно половину всей площади, остальную в различных пропорциях делят липа, сосна, ясень, клен, тополь и другие деревья. Но настоящей жемчужиной этих мест по праву считается Уфимский вольер, в котором с недавних пор обитают не только дикие, но и домашние животные. "Вечерка" уже писала о том, что в питомнике была проведена масштабная работа по выведению клеток на одну линию, что сделано для удобства посетителей.

- А вы знаете, как появился вольер? - интригует Владимир Петрович. - Марсель Абдулов однажды привез из командировки трех медвежат. Отдал бурых малышей леснику. Как-то раз жена лесничего сварила варенье, а потом вынесла кастрюлю с ягодами во двор, чтобы те остывали. А медвежата лакомство и съели!

Раздосадованная женщина обратилась к Марселю Хабибуловичу с жалобой, мол, зверята оставили семью без запасов на зиму. Тогда министр лесхоза БАССР нашел простой выход, предложив сотрудникам лесхоза изготовить клетки и установить их в парке. Так пушистые сладкоежки стали первыми питомцами вольера.

...Теперь подробнее об ожидающих нас изменениях. Важно понимать, что зеленый островок имеет статус земель лесного фонда, а потому любые развлекательные объекты, такие как рестораны, кафе, аттракционы, здесь запрещены. А вот вносить элементы благоустройства, наоборот - рекомендовано.

- Мы оборудуем детскую площадку, уже заказали необходимые малые архитектурные формы. Кроме того приведем в порядок игровые поля для занятий баскетболом, футболом и волейболом, - отмечает директор казенного предприятия РБ "Республиканское управление капитального строительства" Владимир Селищев.

Интересно, что в зависимости от поставленных целей дорожки будут различаться. Ну, например, для отдыхающих родителей с детьми прокладывается широкий тротуар, а вот на любителей побродить среди деревьев, дабы испытать полное единение с природой, рассчитаны тропинки, покрытые песчано-гравийной смесью. О спортсменах специалисты из ООО "КИБА-проект" тоже позаботились, предусмотрев создание беговых дорожек, посыпанных опилками, и площадки со спортивными снарядами.

- Учитывая опыт других городов России, мы пришли к выводу, что таким образом сохраним естественную инфраструктуру леса. Благоустройством дорог занимается ОАО "Башкиравтодор". В арсенале этой мощной организации имеется вся необходимая и современная техника. К примеру, машины, которые идеально ровно срезают верхний слой земли, - подчеркивает Владимир Степанович.

На данный момент МУЭСП "Уфагорсвет" ведет работы по установке двухсот шестидесяти фонарей. Освещение появится вдоль всей лыжной трассы и асфальтовых дорожек. Кстати, новые светильники несколько отличаются от тех, которые мы привыкли видеть на улицах. Для того чтобы кроны деревьев не цеплялись за верхушки фонарных столбов, их высоту было решено уменьшить. Организация, помня о том, что желающие выкрутить лампочки найдутся всегда, остановила свой выбор на антивандальных плафонах. С такой же целью - сохранить и уберечь от хулиганов малые архитектурные формы, ножки скамеек сотрудники подрядных организаций предварительно зальют в грунт.

- На первом месте для нас качество и добротность, - замечает Селищев.

Елочки, высаженные весной на общегородском субботнике, рабочие обнесут декоративным заборчиком. В связи с этим отметим, что ни одно здоровое дерево в парке не пострадало, лишь возле пешеходных зон рабочие проредили мелкую поросль и провели плановую вырубку сухостоев и больных крупномеров. Не забыли проектировщики и о входных группах в лесопарк. Совсем скоро с каждой стороны массива будут установлены шлагбаумы и созданы вместительные автопарковки, а въезд в лес на личном транспорте останется в прошлом. Но поскольку зеленая территория граничит с вольером, к которому необходим проезд технологического транспорта, идет дополнительное строительство дороги для спецтехники. Не стоит забывать и о том, что большегрузные машины требуются для вывоза габаритного мусора во время проведения ежегодных санитарных очисток леса. А вот стихийно образовавшуюся мангальную зону решено оставить, забетонировав площадку. Так производить уборку на территории семейного отдыха станет гораздо легче.

Ильвина ХУЗИАХМЕТОВА.

НА СНИМКАХ: даже во время ремонта рядом с вольером многолюдно, тем более что любителей бега привлекают эти места; схема благоустройства территории; реконструкция идет полным ходом.

Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Хузиахметова, И. «Изумруд» в кольце уфимских улиц [Текст] /И. Хузиахметова //Вечерняя Уфа. – 2014. -№ 140. – 18 июля. – С.1,5.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Уфимский трамвай

Первый трамвай в Уфе начал ходить в ночь с 23 на 24 января 1937 года, а официально регулярное трамвайное движение было открыто 1 февраля 1937 года. Весь парк Управления городской железной дороги тогда насчитывал 5 моторных и 3 прицепных вагона. Согласно статистике, за первый год работы трамваи перевезли 7701200 человек. Первым уфимским вагоновожатым стал сам начальник строительства трамвайных путей Шишов. Длина первых трамвайных линий составляла шесть километров. Было организовано два маршрута. Один шел с угла нынешних улиц Коммунистической и Ленина до пересечения с улицей Пермской. Другой начинался там же, следовал по Ленина с поворотом на улицу Революционную и далее до депо.
В 2008 году началось сокращение протяжённости путей. В августе-сентябре полностью демонтированы трамвайные пути на проспекте Октября и на въезде в Черниковку. Построены 2 разворотных кольца: северное — вокруг памятника М. Калинину на остановке «Улица Трамвайная» и южное — рядом с Госцирком.

 

« Декабрь 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ