Нет машины — гуляй на балконе - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Нет машины — гуляй на балконе

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Рустэм ХАМИТОВ:

— Наши города и села строились как индустриальные территории. Никогда не уделялось значительного внимания комфорту и качеству жизни людей. Невооруженным глазом видно, что им не хватает территорий, пространств, где они могли бы отдыхать, проводить время, гулять с детьми. Взять ту же Уфу — 20 тысяч гектаров лесов и ни одного приличного парка: загаженные территории, перекопанные, заставленные гаражами, какими-то погребами, неухоженные леса, разрушенные тропинки. Нет мест, где люди могли бы позаниматься спортом.

Одной моей приятельнице психолог посоветовал каждые выходные проводить часок в парке, бродя по дорожкам и ни с кем не разговаривая. Вначале ей нравилось, но через месяц она эти прогулки забросила, потому что осточертело «нарезать» бесконечные круги по крошечному парку Салавата Юлаева (по привычке его по-прежнему называют парком Крупской). Тем более что туда нужно было ехать несколько остановок на автобусе — поблизости от ее дома нет никакой лесопарковой зоны.

О том, что в Уфе мало мест для прогулок, до них неудобно добираться, а сами парки маленькие и неблагоустроенные, говорят многие горожане. Например, мама двойняшек Гульназ Дорошко каждый день приезжает специально из микрорайона Южный на Софьюшкину аллею. Управляться с двумя шестимесячными малышами сложно, поэтому Гульназ помогают муж или мама. Они оставляют машину у Дома Республики и с коляской спускаются к аллее.

— Проблема даже не в том, что приходится ездить, а в том, что некуда. Единственный образцово-показательный парк возле Дома Республики. Удручает, что город не приспособлен для мамочек с колясками, — говорит Гульназ.

Она жалуется, что ходить по одной и той же аллее надоело, но выбора нет. Гулять с детьми она и ее подруги пробовали в разных местах. В парке Якутова, к примеру, очень шумно — несколько кафе, громкая музыка, малыши не могут уснуть. По сути это именно парк развлечений, но не отдыха. Аналогичная картина в парке Гафури, к тому же там все разбито, грязь и, похоже, затевается ремонт. На территорию санаториев в черте города людей со стороны не пускают.

— Есть еще парк около Президент-отеля, но он совсем маленький, там всего один круг. Вчера мы попробовали дойти туда пешком, чтобы не гонять каждый раз машину. Муж замучился таскать коляску через высоченные бордюры и сказал, что одна я точно не справлюсь, — рассказывает Гульназ.

Хорошо тем, у кого есть своя машина. А что делать, если нет возможности уехать в парк или за город подышать свежим воздухом? Приходится молодым мамам торчать в пыльных, заставленных автомобилями дворах, где не всегда скамейки-то стоят.

— Я с ребенком «гуляю» на балконе. Или хожу вокруг дома, где все в асфальте и бетоне, алкаши сидят и помойка в центре двора, — рассказывает мать-одиночка Наталья, живущая в историческом центре города, на улице Цюрупы. — А куда деваться? Попробовала как-то съездить с коляской на автобусе в парк Гафури и парк Салавата Юлаева, но оба раза вернулась еле живая от усталости.

Те, кому есть с чем сравнивать, ностальгируют по заграничным и московским паркам — благоустроенным, огромным, которые не обойдешь за день. И считают, что в Уфе такое оборудовать уже невозможно: планировка города к этому не предрасположена. Но в столице немало заброшенных территорий, которые при надлежащем уходе вполне могли бы стать неплохими парками. Взять, например, лес на остановке «Парк Калинина»: там есть дороги, но они даже не заасфальтированы, во время дождя их развозит, и проехать можно только на машине. Кроме городской ветклиники и пары заброшенных будок непонятного назначения, в так называемом парке ничего нет. А сплошные заросли не дают свернуть с дороги в лес. Удручающее впечатление оставляет и парк под громким названием «Экстрим» за Конгресс-холлом: залитая асфальтом крошечная квадратная площадка пустует, там никто не катается на роликах или скейтборде, только в углу одиноко стоит железная горка.

Уфимцы считают, что одна из проблем заключается в отсутствии общей культуры. Городские власти не привыкли думать о простых людях: в парках не всегда туалеты-то есть, не говоря уже обо всем остальном. Сами горожане тоже к порядку не приучены: мусор кидают на землю, машины часто паркуют прямо на пешеходных дорожках у ворот парков. Видимо, чтобы изменился образ мыслей, нужно, чтобы сменилось не одно поколение?

Шерстобитова, А. Нет машин – гуляй на балконе [Текст ] /А. Шерстобитова //Республика Башкортостан. – 2014. - № 91. – 13 мая. – С.1


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Уфимский трамвай

Первый трамвай в Уфе начал ходить в ночь с 23 на 24 января 1937 года, а официально регулярное трамвайное движение было открыто 1 февраля 1937 года. Весь парк Управления городской железной дороги тогда насчитывал 5 моторных и 3 прицепных вагона. Согласно статистике, за первый год работы трамваи перевезли 7701200 человек. Первым уфимским вагоновожатым стал сам начальник строительства трамвайных путей Шишов. Длина первых трамвайных линий составляла шесть километров. Было организовано два маршрута. Один шел с угла нынешних улиц Коммунистической и Ленина до пересечения с улицей Пермской. Другой начинался там же, следовал по Ленина с поворотом на улицу Революционную и далее до депо.
В 2008 году началось сокращение протяжённости путей. В августе-сентябре полностью демонтированы трамвайные пути на проспекте Октября и на въезде в Черниковку. Построены 2 разворотных кольца: северное — вокруг памятника М. Калинину на остановке «Улица Трамвайная» и южное — рядом с Госцирком.

 

« Декабрь 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ