Увидеть Иремель – и вернуться! - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Увидеть Иремель – и вернуться!

Один из организаторов группы Галина Соловейкина рассказывает: «Наш клуб существует более десятка лет, и за плечами уже большой опыт. Мы увлечены семейным туризмом по природным достопримечательностям нашего края и с этой целью организуем туристические походы и сплавы по рекам Башкортостана. В этом году совершили весенний сплав по реке Зилим и летний по верховью реки Белой, побывали на Аркаиме. Туризм развивает любовь и бережное отношение к природе, укрепляет дружеские узы, дает возможность испытать себя и близких тебе людей, отдохнуть от городской суеты, зарядиться энергией природы».

Инициатором этой поездки на Иремель были журналист и поэтесса Римма Романова с супругом Виктором Базиковым. Тридцать лет тому назад в декабре они впервые встретились и познакомились на Иремеле и соединили свои судьбы прочными семейными узами. И вот уже стало семейной традицией закреплять этот союз, приезжая именно сюда. Нынче в кругу детей и друзей они отметили жемчужный юбилей.

Семья Надежды и Владимира Пушкаревых – активные члены клуба, побывавшие во многих экзотических местах, от природы черпают источник жизненной энергии.

– Когда рядом плечо мужа и двух сыновей, – все трудности преодолимы, – признается довольная жена и мама.

Мирхади Бахтиев с женой и взрослой дочерью на Иремеле первый раз. Не скрывая счастливой улыбки, отметил большую радость от знакомства с таким величавым памятником природы и предоставленной возможностью испытать себя.

Настя Белкина и Инсаф Кадыров тоже впервые на Иремеле – восхождением на вершину горы отметили свои дни рождения, что, конечно же, останется в памяти надолго. Туристы не только духовно обогатились великолепной девственной природой, совершили обряд очищения в прохладных водах горной реки Карагайки и полакомились брусникой, черникой, дикой малиной и можжевельником, что большой плюс для здоровья, но и получили массу положительной энергии на предстоящую хмурую осень.

Обстоятельства сложились так, что мы с сыном Альбертом выехали намного позже основной группы и подъехали к подножью горы, в пос. Тюлюк, только в три часа дня. Судя по заполненной автостоянке, там было уже много людей. Номера на автобусах показывали, что приехали большие группы туристов из Челябинской, Пермских областей, Башкирии и других регионов. А прямо перед нами на гору отправилась группа «Лидеров» – молодежной организации города Уфы, более 30 человек. С рюкзаками за спиной и лыжными палками для скандинавской ходьбы (оказывается, так сподручнее подниматься). Пока мы разместились и подкрепились перед восхождением и собрали необходимые вещи, прошел еще час. Восхождение на Иремель начали в 16 часов. Предстояло пройти до вершины примерно 13 километров. Мы, как древние, поклонившись по пояс, попросили разрешения у духа горы принять нас с благодатью и гостеприимностью. Ощущая прилив сил и бодро шагая, мы двинулись в путь.

По пути я рассказывал сыну о том, что в 2009 году покорить Большой Иремель со стороны Учалов нам не удалось. Под проливным дождем с полной экипировкой мы тогда прошагали более 26 километров, но заблудились и вынуждены были на скорую руку развернуть палатки и переночевать в глухом лесу. Изможденные, уставшие, с натертыми ногами на следующий день мы вернулись назад, так и не побывав на горе. Видимо, Иремель в тот раз не захотел нас принять. А мечта так и осталась.

В этом году мы решили совершить восхождение с другой стороны. Из пос. Тюлюк тропа была более обихожена работниками заповедной зоны и утоптана многочисленными туристами. Заблудиться практически невозможно. Поэтому хорошее настроение нам сопутствовало всю дорогу. Придавали силы возвращающиеся с вершины туристы, уставшие, но очевидно счастливые. И все помогали советом и добрым словом. На вопрос сына: «Папа, а тут так принято, что совершенно незнакомые люди здороваются и по-родственному общаются?» – я подумав ответил: «Наверное, это Иремель духовно сближает людей и по-родственному связывает. Потому что те, кто сюда приезжает с открытой душой и чистыми намерениями к окружающей природе, сами очищаются и других освещают светлой аурой».

Все прелести местного ландшафта не буду описывать, это надо видеть.

Где-то на середине горы нам повстречались знакомые из группы родного Благовещенска. Тепло пообщались, поделились впечатлениями, сфотографировались на память, и мы продолжили свой путь. То ли от быстрой ходьбы, то ли от давления, то у меня, то у сына зажимало виски и стреляло в ушах. Тут еще начал греметь гром, приближался дождь с грозой. Когда ближе к закату мы поднялись на вершину, внизу шел ливень, а нас, к счастью, ни каплей не задело.

Последние лучи солнца, пробиваясь через тучи, как прожектора освещали вершину Иремеля. От увиденного и от переполнявших чувств мы на некоторое время потеряли дар речи и только успевали щелкать фотоаппаратом. Там, на вершине, разглядывая бескрайние дали и просторы, вполне ощущаешь свою роль и назначение в этом реальном мире. Чувствуешь бренность земного бытия. Иремель перевернул все, сменились приоритеты, пришло спокойствие и умиротворенность. Стало проще смотреть на нашу суматошную жизнь.

Если внимательно прислушиваешься, то можно услышать отзвук истории из глубины и дыхание вечности, эхо безвозвратно прошедших дней и событий. Можно почувствовать невидимые энергетические нити, связывающие землю с космосом, все помнит и все хранит в памяти величавый Иремель. Может быть, поэтому порой кажется, что он тяжело вздыхает, возможно, от ран и шрамов, избороздивших его тело вдоль и поперек. Их омывают дожди, обдувают ветра, согревает солнце, охлаждают звезды и луна. А камни и валуны у подножья вершины и наверху напоминают богатырей-великанов, как будто на время застывших, но, кажется, вот-вот они проснутся и заговорят. А рассказать они могут о многом…

Когда пришли в себя от нахлынувших чувств, уже смеркалось. Перепрыгивая с камня на камень, мы стремительно умчались вниз в надежде вернуться в лагерь по видимой тропинке. Но, увы, сумрак настиг нас быстрее, чем мы ожидали, и большую часть пути мы вынуждены были пройти в полной темноте и практически на ощупь, пожалев, что не прихватили фонарик. Когда во втором часу ночи добрались до лагеря, ног под собой уже не чувствовали. Ставить палатку не было никакого желания. Уснули в машине. Проснувшись утром, с большим трудом передвигая онемевшими ногами, сын первым делом спросил меня: «Папа, а мы сюда еще вернемся, ведь да?» Правду говорят, что те, кто хоть раз побывал на вершине Иремеля, будут снова и снова, следуя зову воспоминаний, возвращаться к его подножию, покорять его вершину и подолгу любоваться окрестностями.

– Непременно, – ответил я, представив сюжеты будущих картин, которые я, как художник, захотел положить на холст.

Уезжая, мы на прощание сказали: «До скорой встречи, могучий Иремель, спасибо за прием!»

Ахметшин, Г. Увидеть Иремель – и вернуться! [ Текст] /Г. Ахметшин //Истоки. - № 35(4 сентября). – 2013. –С.13.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Первая аптека в Уфе

В 1787 году в Уфимском крае был введен Приказ общественного призрения, одной из функций которого являлось медицинское обслуживание населения. В этом же году в Уфе открылась первая частная аптека. Казенная появилась лишь в 1807 году, а в середине XIX века в Уфе открылась еще одна частная. Но к услугам аптек могли прибегать лишь состоятельные люди, поскольку лекарства были очень дорогие.