Создаем имидж Башкортостана - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Создаем имидж Башкортостана


Поиски своего образа

У нас также есть робкие попытки поиска своего оригинального бренда. В частности, на отдельные продукты стала наноситься маркировка собственной продукции.  На некоторых товарах пишут, например, «Свое наше». Но пока эта кампания не стала масштабной и четко выраженной.
Нельзя сказать, что создание имиджа и привлекательного «лица» республики и Уфы стоит на месте. Так, еще четыре года тому назад жителям республики предлагалось выбрать объекты, которые, по их мнению, можно считать башкирским чудом и проголосовать по ним. Были определены 15 объектов, которые башкортостанцы считают своим феноменом. В этот список вошли башкирские народные песни, мед, кумыс, курай, пуховая шаль, войлок, эпос «Урал-батыр», пещера Шульган-таш, озеро Аслыкуль, горы Янгантау, Иремель, река Агидель, Красноусольские минеральные воды, памятник Салавату Юлаеву, Мурадымовское ущелье. А в «золотой список» семи главных достопримечательностей республики вошли: Башкирский мед, побывавший даже в космосе, курай, эпос «Урал-батыр», пещера Шульган-таш, в которой были обнаружены рисунки первобытных людей, гора Янгантау, Красноусольские минеральные источники и памятник Салавату Юлаеву, являющийся самым крупным конным памятником в России. Но время диктует свои императивы. Теперь взят курс и на реализацию ярких имиджевых проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии. На эти цели в текущем году выделено 100 миллионов рублей, на которые в Уфе будут созданы концертные программы, поставлены спектакли, сняты фильмы.


Бирск – не только «Яблочный» город


Однако во всем цивилизованном мире для того, чтобы получить аналогичные результаты, привлекаются серьезные PR-агентства и компании, имеющие опыт, комуникации и связи. Увы, ничего этого у нас нет, к сожалению. Есть только желание и что из этого получится – Бог весть! Между тем, грамотный бренд – актив нематериальный, но может принести реальные финансовые дивиденты, а узнаваемый слоган работает как в вопросе привлечения инвестиций, так и повышения активности населения.
В этом плане заслуживает внимания и реального тиражирования опыт Бирска, где уже пять лет  «работает» фестиваль «Бирское яблоко», как качественный бренд – залог развития этого малого города.
Вообще, здесь «отцы города» и жители полагают, что необходимо развивать т.н. событийный туризм. Кроме «Бирского яблока» в течение ряда лет проводится известный в республике и за ее пределами арт-фестиваль  «Крещенские морозы», который собирает значительное количество участников и зрителей.
Помимо этого, в Бирске много исторических памятников, которые представляют интерес  как для туристов, так и для профессионалов. Для развития турбизнеса города разработана концепция. А последний проект «Бирск – вкусная жизнь», по словам президента Р. Хамитова, имеет великолепную перспективу. Это город, где можно «вкусно» жить: хорошо работать, хорошо себя чувствовать.

Узнавание Уфы

Понятно, что имидж региона определяется имиджем его главного города.  В столице республики озадачились также самоидентификацией Уфы. В результате дискуссий выявились два образа, позиционирующие Уфу. Так, согласно одной точке зрения, лучшим способом продвижения столицы Башкортостана, полагают специалисты, является тиражирование всемирно известной коллекции «Золото сарматов», находящейся на хранении в Уфимском музее археологии и этнографии.
По мнению авторов этой концепции, тема сарматского оленя имеет прекрасные перспективы для трансформации в различные визуальные и скульптурные формы: памятники, уличную мебель, сувенирную продукцию, ювелирные украшения. Через сарматов легко можно выйти на кочевую историю и соответственно образ лошади и коневодство, и тот же кумыс.
Кроме сарматского золота есть еще один образ, позиционирующий Уфу – «три шурупа», так называют башкирское начертание имени города. Эксперты считают, что этот символ легко трансформируется в различные графические скульптурные формы. Надо сказать, что скоро этот символ станет реальным памятником. Рядом с национальной библиотекой и медуниверситетом появится скульптурная композиция под названием  «Шары» или «Три шурупа». Свой потенциал для развития брендинга Уфы имеют и другие слоганы: «Уфа – город на горе», «Уфа – столица российского ислама», «Уфа – город для жизни», «Уфа – город для встреч», «Уфа – город на семи холмах». При этом, вовсе необязательно останавливаться на одном варианте, бренд может быть зонтичным и включать в себя многочисленные вариации.
И, как говорится, «лыко в строку». Мы согласны с мнением публициста Рустема Вахитова, что в процесс формирования имиджа – образа Уфы как столицы Башкортостана органично вписывается движение «уфацентризма», которое громко заявило о себе несколько лет назад. Его идеолог –  поэт и журналист Александр Залесов  - пишет об этом феномене так: «Уфацентризм – защитная реакция на экспансию раскрученных мировых столиц в наше сознание. Альтернативная концепция «Уфа – вершина мира» не хуже прочих.  …Мы живем здесь и сейчас, и место это – Уфа, а потому Уфа для нас и есть вершина мира». Здесь имеется в виду, что лучшие и знаменитейшие города мира ничуть не лучше Уфы, они просто сумели создать себе легенду, или, как выражается Залесов, «идею о себе». Соответственно, уфимцы тоже могут создать свою «идею Уфы», которая будет привлекательна для других. Тогда и наша жизнь в родном городе будет комфортнее, и жителей других городов и даже стран Уфа начнет интересовать.
Одним из действенных инструментов формирования имиджа республики и ее столицы является сувенирная продукция. На наш взгляд, кроме авторских сувениров надо продумать и создать массовый бренд сувенирной продукции. Это могут быть демократичные значки и майки, магниты, тарелки, брелоки с изображением, например, горы Иремель, бурзянской пчелы, «трех шурупов», мечети Ляля-Тюльпан. Словом, нужен новый башкортостанский, уфимский сувенир. Тем более, что в преддверии таких событий, как проведение встречи стран ШОС  и БРИКС в пятнадцатом году.
ИМИДЖ – И ДЛЯ САММИТОВ
Безусловно, проведение в 2015 году в Уфе саммитов ШОС и БРИКС поднимет экономический статус и имиджевые позиции Башкортостана и ускорит решение ряда насущных вопросов для республики и ее столицы. Это определенный катализатор, импульс для роста. Саммиты дадут возможность открыть Башкортостан для представителей бизнеса стран, входящих в эти организации, а это такие гиганты, как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Казахстан и многие другие. Инвестиции станут залогом развития инфраструктуры города, создания новых рабочих мест и, как следствие, улучшения жизни жителей региона. Планируется, что и в дальнейшем Башкортостан станет местом проведения крупных международных мероприятий.
Сегодня деятельность специалистов по имиджу должна быть занята созданием привлекательного и позитивного облика республики и прежде всего потому, что экономика Башкирии стала более активной, инициативной, бизнес открылся для инвестиций. Но чтобы привлечь внимание инвесторов нужно выстроить грамотные коммуникации с целевыми группами – это коммуникационные технологии – без них невозможно говорить об успехе государственных, экономических, социальных и других проектов.
Надо ли говорить о колоссальном объеме этой работы. Так, по словам директора и крупнейшего пиар-агентства в РБ «Имидж-Консультант» Рустема Таймасова, сегодня имидж Башкирии стал заложником «эффекта света угасшей звезды» (звезда  уже не существует, а  свет от нее мы еще долгое время видим в небе, воспринимая за данность то, что на самом деле уже не существует), т.е. зачастую многие оценивают регион по формату двух-трехлетней давности, не понимая или не видя  произошедшие перемены. И пока не будет полного и ясного понимания необходимости начала этой работы -  процесс не сдвинется с места, ведь, по сути, именно государство должно выступать главным заказчиком этих услуг.
    
Между тем, в России есть положительный опыт создания привлекательного имиджа территории. Так, в Новосибирске даже создано специальное Агенство регионального маркетинга, представляющее теперь регион и его столицу  на российском и международном уровне и формирующее их имидж.
Наверное, есть целесообразность изучения этого опыта и возможности его тиражирования у нас. Тем более, что вряд ли кто внятно скажет, какой орган в городе занимается этим важным делом – формированием имиджа Уфы.

Стратегия формирования нового облика Уфы и республики

Подводя итог нашего исследования, следует заметить, что формирование имиджа – задача трудоемкая, требующая значительных усилий и времени. Мировой опыт формирования благоприятного имиджа региона позволяет выделить набор инструментов, используемых для закрепления в общественном сознании образа территории:
- природно-климатические особенности, уникальное место расположение  региона и его столицы;
- историко-культурные традиции региона, их тщательное сохранение и тиражирование;
- учет социально-экономического положения региона, опирающегося на устоявшуюся традицию региональной идентичности;
- персонификация территории через знаковую фигуру – политика, писателя, исторического деятеля.
Следующий этап – это переход к разработке программы формирования имиджа. Для объективной оценки имиджа обычно проводят комплексные социологические исследования, в процессе которых не только используются массовые опросы с репрезентативными выборками, но и активно привлекаются эксперты. Такие «головы» в столице есть, необходимо только их активно задействовать. Цель таких исследований -  выявление скрытых детерминант, определяющих отношение к региону, возможных барьеров восприятия желательного имиджа территории.
Построение сильного, всесторонне развитого имиджа позволит избежать однобокого восприятия Башкирии, как только нефтяной и нефтеперерабатывающей республики, но и как уникального края, находящегося в самом сердце России, с великолепной природой, высокоразвитыми экономикой, культурой и образованием, прекрасным многонациональным народом. Что позволило бы позиционировать Башкортостан и Уфу и как сильный региональный центр инновационного развития  с высоким социокультурным потенциалом, и в качестве перспективного туристического региона с развитой инфраструктурой и благоприятной атмосферой для всесезонного отдыха.

Ахмадиев, А. Создаем имидж Башкортостана [ Текст]/А. Ахмадиев //Истоки. - № 38 (25 сентября). 2013. – С.5.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Первая аптека в Уфе

В 1787 году в Уфимском крае был введен Приказ общественного призрения, одной из функций которого являлось медицинское обслуживание населения. В этом же году в Уфе открылась первая частная аптека. Казенная появилась лишь в 1807 году, а в середине XIX века в Уфе открылась еще одна частная. Но к услугам аптек могли прибегать лишь состоятельные люди, поскольку лекарства были очень дорогие.

 

« Август 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

УФА В КНИГАХ