Создаем имидж Башкортостана - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Создаем имидж Башкортостана


Поиски своего образа

У нас также есть робкие попытки поиска своего оригинального бренда. В частности, на отдельные продукты стала наноситься маркировка собственной продукции.  На некоторых товарах пишут, например, «Свое наше». Но пока эта кампания не стала масштабной и четко выраженной.
Нельзя сказать, что создание имиджа и привлекательного «лица» республики и Уфы стоит на месте. Так, еще четыре года тому назад жителям республики предлагалось выбрать объекты, которые, по их мнению, можно считать башкирским чудом и проголосовать по ним. Были определены 15 объектов, которые башкортостанцы считают своим феноменом. В этот список вошли башкирские народные песни, мед, кумыс, курай, пуховая шаль, войлок, эпос «Урал-батыр», пещера Шульган-таш, озеро Аслыкуль, горы Янгантау, Иремель, река Агидель, Красноусольские минеральные воды, памятник Салавату Юлаеву, Мурадымовское ущелье. А в «золотой список» семи главных достопримечательностей республики вошли: Башкирский мед, побывавший даже в космосе, курай, эпос «Урал-батыр», пещера Шульган-таш, в которой были обнаружены рисунки первобытных людей, гора Янгантау, Красноусольские минеральные источники и памятник Салавату Юлаеву, являющийся самым крупным конным памятником в России. Но время диктует свои императивы. Теперь взят курс и на реализацию ярких имиджевых проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии. На эти цели в текущем году выделено 100 миллионов рублей, на которые в Уфе будут созданы концертные программы, поставлены спектакли, сняты фильмы.


Бирск – не только «Яблочный» город


Однако во всем цивилизованном мире для того, чтобы получить аналогичные результаты, привлекаются серьезные PR-агентства и компании, имеющие опыт, комуникации и связи. Увы, ничего этого у нас нет, к сожалению. Есть только желание и что из этого получится – Бог весть! Между тем, грамотный бренд – актив нематериальный, но может принести реальные финансовые дивиденты, а узнаваемый слоган работает как в вопросе привлечения инвестиций, так и повышения активности населения.
В этом плане заслуживает внимания и реального тиражирования опыт Бирска, где уже пять лет  «работает» фестиваль «Бирское яблоко», как качественный бренд – залог развития этого малого города.
Вообще, здесь «отцы города» и жители полагают, что необходимо развивать т.н. событийный туризм. Кроме «Бирского яблока» в течение ряда лет проводится известный в республике и за ее пределами арт-фестиваль  «Крещенские морозы», который собирает значительное количество участников и зрителей.
Помимо этого, в Бирске много исторических памятников, которые представляют интерес  как для туристов, так и для профессионалов. Для развития турбизнеса города разработана концепция. А последний проект «Бирск – вкусная жизнь», по словам президента Р. Хамитова, имеет великолепную перспективу. Это город, где можно «вкусно» жить: хорошо работать, хорошо себя чувствовать.

Узнавание Уфы

Понятно, что имидж региона определяется имиджем его главного города.  В столице республики озадачились также самоидентификацией Уфы. В результате дискуссий выявились два образа, позиционирующие Уфу. Так, согласно одной точке зрения, лучшим способом продвижения столицы Башкортостана, полагают специалисты, является тиражирование всемирно известной коллекции «Золото сарматов», находящейся на хранении в Уфимском музее археологии и этнографии.
По мнению авторов этой концепции, тема сарматского оленя имеет прекрасные перспективы для трансформации в различные визуальные и скульптурные формы: памятники, уличную мебель, сувенирную продукцию, ювелирные украшения. Через сарматов легко можно выйти на кочевую историю и соответственно образ лошади и коневодство, и тот же кумыс.
Кроме сарматского золота есть еще один образ, позиционирующий Уфу – «три шурупа», так называют башкирское начертание имени города. Эксперты считают, что этот символ легко трансформируется в различные графические скульптурные формы. Надо сказать, что скоро этот символ станет реальным памятником. Рядом с национальной библиотекой и медуниверситетом появится скульптурная композиция под названием  «Шары» или «Три шурупа». Свой потенциал для развития брендинга Уфы имеют и другие слоганы: «Уфа – город на горе», «Уфа – столица российского ислама», «Уфа – город для жизни», «Уфа – город для встреч», «Уфа – город на семи холмах». При этом, вовсе необязательно останавливаться на одном варианте, бренд может быть зонтичным и включать в себя многочисленные вариации.
И, как говорится, «лыко в строку». Мы согласны с мнением публициста Рустема Вахитова, что в процесс формирования имиджа – образа Уфы как столицы Башкортостана органично вписывается движение «уфацентризма», которое громко заявило о себе несколько лет назад. Его идеолог –  поэт и журналист Александр Залесов  - пишет об этом феномене так: «Уфацентризм – защитная реакция на экспансию раскрученных мировых столиц в наше сознание. Альтернативная концепция «Уфа – вершина мира» не хуже прочих.  …Мы живем здесь и сейчас, и место это – Уфа, а потому Уфа для нас и есть вершина мира». Здесь имеется в виду, что лучшие и знаменитейшие города мира ничуть не лучше Уфы, они просто сумели создать себе легенду, или, как выражается Залесов, «идею о себе». Соответственно, уфимцы тоже могут создать свою «идею Уфы», которая будет привлекательна для других. Тогда и наша жизнь в родном городе будет комфортнее, и жителей других городов и даже стран Уфа начнет интересовать.
Одним из действенных инструментов формирования имиджа республики и ее столицы является сувенирная продукция. На наш взгляд, кроме авторских сувениров надо продумать и создать массовый бренд сувенирной продукции. Это могут быть демократичные значки и майки, магниты, тарелки, брелоки с изображением, например, горы Иремель, бурзянской пчелы, «трех шурупов», мечети Ляля-Тюльпан. Словом, нужен новый башкортостанский, уфимский сувенир. Тем более, что в преддверии таких событий, как проведение встречи стран ШОС  и БРИКС в пятнадцатом году.
ИМИДЖ – И ДЛЯ САММИТОВ
Безусловно, проведение в 2015 году в Уфе саммитов ШОС и БРИКС поднимет экономический статус и имиджевые позиции Башкортостана и ускорит решение ряда насущных вопросов для республики и ее столицы. Это определенный катализатор, импульс для роста. Саммиты дадут возможность открыть Башкортостан для представителей бизнеса стран, входящих в эти организации, а это такие гиганты, как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Казахстан и многие другие. Инвестиции станут залогом развития инфраструктуры города, создания новых рабочих мест и, как следствие, улучшения жизни жителей региона. Планируется, что и в дальнейшем Башкортостан станет местом проведения крупных международных мероприятий.
Сегодня деятельность специалистов по имиджу должна быть занята созданием привлекательного и позитивного облика республики и прежде всего потому, что экономика Башкирии стала более активной, инициативной, бизнес открылся для инвестиций. Но чтобы привлечь внимание инвесторов нужно выстроить грамотные коммуникации с целевыми группами – это коммуникационные технологии – без них невозможно говорить об успехе государственных, экономических, социальных и других проектов.
Надо ли говорить о колоссальном объеме этой работы. Так, по словам директора и крупнейшего пиар-агентства в РБ «Имидж-Консультант» Рустема Таймасова, сегодня имидж Башкирии стал заложником «эффекта света угасшей звезды» (звезда  уже не существует, а  свет от нее мы еще долгое время видим в небе, воспринимая за данность то, что на самом деле уже не существует), т.е. зачастую многие оценивают регион по формату двух-трехлетней давности, не понимая или не видя  произошедшие перемены. И пока не будет полного и ясного понимания необходимости начала этой работы -  процесс не сдвинется с места, ведь, по сути, именно государство должно выступать главным заказчиком этих услуг.
    
Между тем, в России есть положительный опыт создания привлекательного имиджа территории. Так, в Новосибирске даже создано специальное Агенство регионального маркетинга, представляющее теперь регион и его столицу  на российском и международном уровне и формирующее их имидж.
Наверное, есть целесообразность изучения этого опыта и возможности его тиражирования у нас. Тем более, что вряд ли кто внятно скажет, какой орган в городе занимается этим важным делом – формированием имиджа Уфы.

Стратегия формирования нового облика Уфы и республики

Подводя итог нашего исследования, следует заметить, что формирование имиджа – задача трудоемкая, требующая значительных усилий и времени. Мировой опыт формирования благоприятного имиджа региона позволяет выделить набор инструментов, используемых для закрепления в общественном сознании образа территории:
- природно-климатические особенности, уникальное место расположение  региона и его столицы;
- историко-культурные традиции региона, их тщательное сохранение и тиражирование;
- учет социально-экономического положения региона, опирающегося на устоявшуюся традицию региональной идентичности;
- персонификация территории через знаковую фигуру – политика, писателя, исторического деятеля.
Следующий этап – это переход к разработке программы формирования имиджа. Для объективной оценки имиджа обычно проводят комплексные социологические исследования, в процессе которых не только используются массовые опросы с репрезентативными выборками, но и активно привлекаются эксперты. Такие «головы» в столице есть, необходимо только их активно задействовать. Цель таких исследований -  выявление скрытых детерминант, определяющих отношение к региону, возможных барьеров восприятия желательного имиджа территории.
Построение сильного, всесторонне развитого имиджа позволит избежать однобокого восприятия Башкирии, как только нефтяной и нефтеперерабатывающей республики, но и как уникального края, находящегося в самом сердце России, с великолепной природой, высокоразвитыми экономикой, культурой и образованием, прекрасным многонациональным народом. Что позволило бы позиционировать Башкортостан и Уфу и как сильный региональный центр инновационного развития  с высоким социокультурным потенциалом, и в качестве перспективного туристического региона с развитой инфраструктурой и благоприятной атмосферой для всесезонного отдыха.

Ахмадиев, А. Создаем имидж Башкортостана [ Текст]/А. Ахмадиев //Истоки. - № 38 (25 сентября). 2013. – С.5.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Уфимский трамвай

Первый трамвай в Уфе начал ходить в ночь с 23 на 24 января 1937 года, а официально регулярное трамвайное движение было открыто 1 февраля 1937 года. Весь парк Управления городской железной дороги тогда насчитывал 5 моторных и 3 прицепных вагона. Согласно статистике, за первый год работы трамваи перевезли 7701200 человек. Первым уфимским вагоновожатым стал сам начальник строительства трамвайных путей Шишов. Длина первых трамвайных линий составляла шесть километров. Было организовано два маршрута. Один шел с угла нынешних улиц Коммунистической и Ленина до пересечения с улицей Пермской. Другой начинался там же, следовал по Ленина с поворотом на улицу Революционную и далее до депо.
В 2008 году началось сокращение протяжённости путей. В августе-сентябре полностью демонтированы трамвайные пути на проспекте Октября и на въезде в Черниковку. Построены 2 разворотных кольца: северное — вокруг памятника М. Калинину на остановке «Улица Трамвайная» и южное — рядом с Госцирком.

 

« Январь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  

УФА В КНИГАХ