ГЛАВНАЯ РУБРИКИ |
Великий уфимец (к 150-летию со дня рождения М. В. Нестерова)
1. Жизнь и творчество Михаила Васильевича Нестерова 2. Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова В 27 Великий уфимец (к 150-летию со дня рождения М. В. Нестерова): биобиблиогр. пособие / сост. Т. Д. Елизарьева. – Уфа: МБУ ЦСМБ: СБО, 2012. – 67 с.: ил. Михаил Васильевич Нестеров внес огромный вклад в культуру России и Башкортостана, оказал влияние на таких художников нашей республики, как Тюлькин, Домашников, Лутфуллин, Бурзянцев, Давлеткильдиев. Дорогого стоят образованный на собственные средства художественный музей и подаренная им коллекция русской живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века, в составе которой 30 работ самого Нестерова. Кроме того, для Сергиев-ской церкви (ныне Свято-Сергивский кафедральный собор) им были написаны два холста с изображением жития Сергия Радонежского. А образы знаменитых современников, созданные художником, стали классикой портретного жанра в отечественном изобразительном искусстве. Расписывая церкви по всей России, он возвращался в Уфу, чтобы работать над ключевыми своими полотнами. Здесь написаны «Пустынник», «Под благовест», «Зимой в скиту», «Явление отроку Варфоломею» и другие картины, на которых окрестности Уфы, природа Демы и Белой хорошо узнаются. Нестеров – всемирно известный художник, как искусствоведческие термины утвердились понятия «нестеровский пейзаж», «нестеровский взгляд», «нестеровское лицо», «нестеровское настроение», «нестеровские девушки». «Твой нестерпимо синий, твой нестеровский взор», – писал Андрей Вознесенский… В этом году исполняется 150 лет со дня рождения знаменитого художника, академика, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР и основателя Башкирского государственного художественного музея Михаила Васильевича Нестерова. В биобиблиографическое пособие включены материалы, рассказывающие о жизни и творчестве великого художника, об истории создания и коллекциях Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, а также о памятных местах, связанных с именем нашего великого земляка. Рассматривается литературное наследие художника. При подготовке пособия были использованы статьи из книг, периодиче-ских изданий из фондов Центральной библиотеки г. Уфы с 1962 по 2012 гг., а также Интернет-ресурсы. Биобиблиографическое пособие адресовано студентам, учащимся, а также всем, кто интересуется жизнью и творчеством великого художника.
Указ Президента Республики Башкортостан О праздновании 150-летия со дня рождения выдающегося русского художника, основателя Башкирского государственного художественного музея, заслуженного деятеля искусств РСФСР М. В. Нестерова
"Михаил Васильевич Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь… Я думаю - он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится." Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 31 мая 1862 года, (19 мая по старому стилю), в купеческой семье. Семья Нестеровых была для своей среды не совсем обычной: здесь живо интересовались литературой, искусством и театром, здесь ставились домашние «живые картины» и даже целые спектакли. В домашнем театре Нестеровых был сыгран «Ревизор» Н. В. Го-голя, в роли Добчинского выступил отец будущего художника Василий Иванович Нестеров. И. А. Нестеров, дед художника Дед Михаила Нестерова, Иван Андреевич, происходил из крестьян Новгородской губернии, переселившихся из Новгорода на Урал при Екатерине II. После выхода в вольные дед сначала учился в духовной семинарии, потом успешно торговал, записался в купеческую гильдию, имел звание «степенного гражданина», избирался уфимским городским головой несколько лет подряд. По семейным преданиям, на этой должности он проявил себя столь деятельным администратором, что граф Перовский, оренбургский генерал-губернатор, посетив Уфу и изумившись образцовому порядку, воскликнул, обращаясь к деду: «Тебе, Нестеров, надо быть головой не в Уфе, а в Москве!». Одна из теток будущего художника, Елизавета Ивановна, прилично рисовала акварелью, учила детей умению подбирать и мешать краски, делать зарисовки сангиной и жженой костью. Михаил Нестеров говорил, что эти первые простые уроки оставили в нем несомненный след. Дед со стороны матери Михаил Михайлович Ростовцев также был купеческого сословия. Ростовцевы переселились в Уфимскую губернию из Ельца, где торговали зерном. Родственники по этой линии – тоже все больше купеческого склада. Младшей дочерью Михаила Михайловича и была мать Михаила Нестерова Мария Михайловна.
Мария Михайловна (1823—1894), отличалась богатством натуры и властным характером. Отец, Василий Иванович Нестеров (1818 -1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Однако по призванию он не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой, любил читать книги. К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес, пристальное внимание и ободряющее участие, за что М. Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни. До двенадцати лет М. Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии. Его воспоминания о детстве всегда были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе. Как писал его друг Сергей Дурылин, «У Нестерова, ещё ребёнка, было сильное влечение к природе, были чуткость к её красоте, восприимчивость к её великому языку». Осенью 1874 года по распоряжению отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К. П. Воскресенского.
В 1877 году по совету К. Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника. С 1879 г. М. Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества. «Домашний арест» 1883 В Училище М. Нестеров пробыл три года. В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова. Петербургская академия разочаровала молодого художника, который в 1882 г. вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в училище к В. Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет угасающего наставника. В 1882 году М. Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений Пушкина, для сказок и былин). «Призвание М. Ф. Романова на царство» 1885 В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника. К концу 80-х годов М. Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства, в частности к допетровской эпохе. Его работы этого периода: «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.». Летом того же года М. Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с М. И. Мартыновской. После свадьбы художник продолжал работу над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали. В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при этом его жена М. И. Мартыновская умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 году им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной.
В этой картине, которая дала начало целой веренице изображений девушек и женщин с чуткой, одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, М. Нестеров создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Этот уникальный тип пейзажа, близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России, получил потом название «нестеровского». Неизменные составляющие нестеровского пейзажа, повторяющихся в бесконечных вариациях на его картинах — это тонкие белостволые берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми, бархатисто-серыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, открывающиеся с холмистых берегов реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа — одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе. Следующей работой, раскрывающей душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины, стала картина «За приворотным зельем»(1888). В основе её лежит тема неразделённой любви — на полотне изображена молодая девушка, пришедшая к старому колдуну-мельнику в надежде приворожить «зельем» любимого и нелюбящего или разлюбившего её человека.
Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-1889 гг. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого М. Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. «Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. На картине изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты и нашедший счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана М. Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение М. Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к «Видение отроку Варфоломею» 1889-1890 Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест М. Нестерова. Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение, наиболее полно и совершенно выразившее его художественный идеал. На склоне лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфололомей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я». Это произведение стало первым из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы М. Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах. С 1889 году художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества. В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор А. В. Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил М. Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства. «На горах» 1896 В Киеве М. Нестеров сблизился с семьёй Праховых, а также с работавшим вместе с ним во Владимирском соборе В. Васнецовым. Несмотря на то, что тогда участие настоящего художника в подобных работах считалось чем-то недостойным, именно роспись церквей и храмов принесла М. Нестерову широчайшую известность. Тем не менее, он сам всегда весьма сурово высказывался о своей церковной живописи. Необычным для фресковой живописи того времени было изображение святых на фоне природы. В картине «На горах» (1896) художник одним из первых в русской живописи попытался создать образ родины. Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе. По объёму работ с М. Нестеровым не мог сравниться ни один из самостоятельно расписывавших храмы художников XVII—XIX. Абастуманский храм произвёл большое впечатление на современников, однако сам М. Нестеров был недоволен своей работой. Менее сурово он оценивал свою работу в московской Марфо-Мариинской обители, которой увлёкся несравненно больше, чем росписью в Киеве и Абастумане. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Художник выполнил её вразрез с традициями русской православной живописи — вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, как полагалось в соответствии с многовековой традицией фресковой живописи, М. Нестеров изобразил на ней обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению, настоящую Россию 1908—1911 годах. «Путь ко Христу» 1910-1911 Последней церковной работой М. Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной. Интересно, что в своё время шла даже речь об участии М. Нестерова в росписи православного собора в Варшаве. Однако художнику не очень понравилась эта затея — он не одобрял идею строительства православного храма в польской Варшаве, поскольку видел в ней «…подчеркнутую тенденцию русификаторства», выражавшую нарочито русский стиль. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество М. Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «святой Руси». В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). На ней изображены два монаха, представители двух разных типов: первый — молодой и высокий, будущий книжник и догматик в плохом смысле этого слова, заботящийся не о спасении своей души, а о монастырской карьере, и второй — сгорбленный старец, чуждый всякого честолюбия, всецело углублённый в Священную книгу, полный детского восторга и радости бытия. Детали одной фигуры буквально во всём противопоставлены другой. На Передвижной выставке картина встретилась с весьма благосклонным приёмом и решила об избрании М. Нестерова в члены Товарищества передвижников. В 1907 году в Петербурге и Москве были организованы большие персональные выставки М. Нестерова, имевшие исключительный успех. В целом экспонировалось 85 произведений (картины, церковные работы и портреты), из них для художника особенно дорогими были два: «Святая Русь» и «Дмитрий Царевич убиенный»(1899). «Под благовест» 1895 Замысел второй из них был навеян знакомым художнику с детства сказанием об убиении Дмитрия Царевича Угличского, а также «Борисом Годуновым» А. С. Пушкина — его любимым произведением. В поисках «преданий старины глубокой» М. Нестеров посетил старинные русские города, в том числе Углич, где увидел много древних икон с изображением царевича, а также пелену, расшитую матерью в память об убиенном сыне. Немаловажен факт, что когда художник работал над этой картиной, его 12-летняя дочь Ольга тяжело заболела и находилась при смерти. Название картины М. Нестеров снабдил пояснением: «По народному поверью, души усопших десять дней пребывают на земле, не покидая близких своих». Дмитрий на полотне изображён мёртвым, не касаясь ногами луга, он посещает те места, где протекала его короткая жизнь. Картина насквозь пронизана мистицизмом и православным молитвенным духом. М. Нестеров использовал в ней элементы иконы — композиционное расположение фигуры Дмитрия (он весь изображён как предстоящий перед Христом), нимб над его головой и Спас в небе, благословящий Царевича. Картиной этой художник дорожил не меньше, чем «Отроком Варфоломеем». В своё время на М. Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (1897-1898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души — чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг», имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. На ней изображена юная девушка с глубокой печалью на лице, идущая на постриг в сопровождении монахинь из затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита. «Великий постриг» 1897 Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью. Полотно встретило тёплый приём у публики, за эту работу художник был удостоен звания академика живописи. Одна лишь только картина М. Нестерова посвящена теме счастливой любви. Эта картина — «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая…» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. В 1905—1906 гг. художник написал ещё несколько полотен, главной темой которых является единство человека и природы. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 г. художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г. Одной из последних важнейших предреволюционных работ М. Нестерова было полотно «Душа народа» (1915—1916, первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа. Вот как охарактеризовал он идею этой картины: «У каждого свои „пути“ к Богу, свое понимание его, свой „подход“ к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьезные, умствуя…». На картине изображён собирательный образ русского народа, идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей, объединённых одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времён и до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники М. Нестерова. «Душа народа» 1915-1916 Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный М. Нестеровым с сына Алёши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3). Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927 г. внизу с левой стороны картины. Сам Михаил Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — "Отрок Варфоломей", к концу — "Душа народа"». В послереволюционное время М. Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету. В девяностые годы и в начале XX века портрет почти не встречается как отдельный жанр среди его работ, он существовал для него исключительно как этюд будущей картины. С. Дурылин писал, что лица героев всех его картин написаны с конкретных людей. Первым произведением в новом жанре, которым художник остался по-настоящему довольным, был портрет его жены Е. П. Нестеровой, написанный в киевской квартире в 1905 г. За ним последовали другие портреты близких и дорогих ему людей, преимущественно женщин, чем-то напоминающих героинь его «романа в картинах».
Вот некоторые из них: «Портрет дочери» Ольги в чёрной амазонке, красной шапочке и хлыстом в руке, известный под названием «Амазонка» (1906), портрет жены в китайском халате на воздухе (1906), портрет друга, княгини Н. Г. Яшвиль, портрет сына Алёши, портрет дочери В. Нестеровой-Титовой (1928), портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923). Последняя работа сильно отличается от предыдущих портретов художника. Как портретиста М. Нестерова привлекали также выдающиеся люди его века: учёный Алексей Северцев, художник, учитель и друг Нестерова Виктор Васнецов, архиепископ Антоний Волынский («Архиерей» 1917), художники братья Корины (1930), скульпторы Шадр (1934) и Мухина, мыслители П. Флоренский и С. Булгаков («Философы» 1917), И. Ильин («Мыслитель» 1921—1922), писатели М. Горький и Лев Толстой (1907), хирург Юдин (1935), физиолог Иван Павлов (1935), народная артистка Ксения Держинская (1937), архитектор Иван Щусев, польский пейзажист Ян Станиславский (который был близким другом М. Нестерова и которого он очень ценил как художника, называя его «польским Левитаном») и другие. Неоднократно М. Нестеров писал также самого себя — в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. В советское время неоднократно переписывал в бесконечных вариантах свои старые картины. Однако главное направление его творчества в послереволюционное время — это портретная живопись. Знаменательно, что художник никогда не принимал заказы на портреты, так же, как и отказывался от заказной работы в храмах, выше всего ценя независимость в своей деятельности.
Последней работой М. Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника, которого ничего не могло оторвать от любимой работы — ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени. «Я хочу заслужить право, чтобы на моем надгробном камне было выбито “Художник Нестеров”», – говорил Михаил Васильевич незадолго до своей смерти, придавая слову «художник» высокое начальное значение. В последние десятилетия жизни М. Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена живым интересом и имела огромный успех. Мастер кисти оказался также мастером слова. Михаил Васильевич Нестеров скончался на 81-ом году жизни в Москве 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище (участок № 2). Работаю много, всё впрок, надеюсь, что кому-нибудь в отдаленном будущем пригодится. В письме от 7 мая 1940 года М. В. Нестеров писал: «Радуюсь тому, что далекие мечты мои осуществились: Уфимский музей, собранное в нем искусство нашей страны входит в жизнь, в духовный обиход всех тех, кто с ним познакомился». Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова – один из старейших музеев России. Его основание и начало собрания связаны с именем выдающегося художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова. Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 экспоната, в том числе произведения И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, А. Е. Архипова, Н. К. Рериха и многих других. Особую ценность дара составили 30 работ самого Нестерова (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника. Нестеров предполагал разместить свою коллекцию в строящемся Аксаковском Народном доме, но строительство затянулось, а другого свободного помещения тогда не нашлось, и коллекция продолжала оставаться в Москве. Лишь в октябре 1919 года, после освобождения Уфы от колчаковцев, коллекция прибывает в город: её привозит земляк Нестерова, известный московский архитектор И. Е. Бондаренко, ставший впоследствии первым директором музея. И. Е. Бондаренко, 1910-е годы В Уфе Бондаренко сразу же приступает к поискам подходящего для музея помещения. В результате тщательного обследования всех архитектурных достопримечательностей города он останавливается на бывшем доме купца-лесопромышленника М.А. Лаптева, 4 расположенном на улице Гоголевской (ныне – улица Гоголя, 27). «За» особняк Лаптева было сразу же несколько аргументов. Во-первых, его удачное расположение – в исторической части Уфы и в то же время достаточно уединённо, как бы в стороне от делового центра. Во-вторых, необходимая для любого музейного помещения так называемая отстранённая зона, то есть то расстояние от дороги, которое препятствует архитектоническим колебаниям, представляющим опасность для произведений искусства. В-третьих, располагающийся по всему периметру особняка сад и деревья (липы, ёлочки, рябинки), создающие особую атмосферу музейной тишины и покоя, а летом – ещё и прохлады. Вместе особняк и сад представляли собой классический образец русской усадьбы начала ХХ века, при этом доминирующую роль в этом усадебном ансамбле играл всё-таки особняк, поэтому о нём следует сказать особо. Особняк Лаптева – не только одно из красивейших зданий Уфы, но в первую очередь – это уникальный образец стиля «модерн». Торжественные плоскости высоких окон, фризовый пояс по всему периметру экстерьера, «чешуйчатая» крыша с оригинальными «корабликообразными» навершиями, изысканные плафоны потолков, декорированные разнообразными мотивами геометрического и растительного орнаментов (в том числе античными иониками, меандром, пальметтами, листьями аканта и розетками), лёгкие, почти воздушные пилястры с каннелюрами и изящные полуколонки со сложными капителями, наконец, горельеф в виде двух амурчиков-путти, венчающий дверной пролёт между вторым и шестым залами… Особняк М. А. Лаптева по ул. Гоголевской Особняк был построен в 1913 году по проекту известного самарского архитектора А. А. Щербачёва, а его строителями стали студенты Петербургского училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (того училища, которое через год окончит первый профессиональный художник-башкир К. С. Девлеткильдеев, в будущем принявший активное участие в формировании музейного собрания). 23 октября 1919 года было издано специальное постановление Уфимского Губревкома, по которому особняк М.А. Лаптева был передан Уфимскому художественному Пролетарскому музею имени Октябрьской революции. В новоиспечённом музее сразу же началась работа над экспозициями. В результате в день публичного открытия музея 5 января 1920 года его посетители смогли увидеть три экспозиционных зала: в первом экспонировались произведения М.В. Нестерова и его дар, во втором – «русская старина», в третьем – произведения художников-уфимцев и живопись Д. Д. Бурлюка. Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернувшего весь город в поисках новых произведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека – 2500 томов. В 1920–1930-е годы музей активно пополнялся экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов. Тогда в музей поступили произведения К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, Л. В. Туржанского, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и многих других известных художников. Особую ценность коллекции древнерусской живописи составили иконы, поступившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллекционера и реставратора Г. И. Чирикова. Среди них – иконы ХVI века «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия», икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова. Другими источниками поступлений экспонатов в музей стали Уфимский Горхоз, Соцобес, Аксаковская библиотека и частные лица. В формировании музейного собрания практически на протяжении всей своей жизни большое участие принимал М. В. Нестеров. Так, исключительно благодаря его стараниям в 1929 году Государственный Русский музей передал Башкирскому государственному художественному музею (так музей стал называться с 1929 года) ряд выдающихся произведений, в том числе «Ночь в Венеции» И. К. Айвазовского, «Всадник-башкир» А. О. Орловского, «После ливня» И. П. Стефановского, а также работы Н. Н. Ге, А. А. Харламова, Н. К. Рериха. Экспозиция произведений М. В. Нестеров ревностно заботился и о пополнении собственной коллекции. В 1927 году он подарил музею одну из своих ранних работ – «Портрет старика» (1878), написанный им в возрасте 16 лет в головном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также четырёх «Натурщиков». В том же году музей приобрёл у Нестерова графический эскиз «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1891) к одноимённой картине, вошедшей в знаменитый Сергиевский цикл, в следующем году художник подарил музею ещё одного «Натурщика», в 1936-м – ещё семь своих произведений, в том числе первый вариант всемирно известного полотна «Видение отроку Варфоломею» (1889) и крупноформатный эскиз росписи Владимирского собора в Киеве – «Воскресение Христово» (1890). Неоценимую роль в деле формирования коллекции произведений Нестерова играли и играют многолетние дружественные связи сотрудников музея с членами его семьи. Так, в 1944 году у племянницы Нестерова М. М. Елизаровой были куплены несколько произведений, в том числе «Кабинет отца», написанный в ранний период творчества под влиянием эстетики передвижничества. В 1969 и 1970 годах у дочери художника Натальи Михайловны Нестеровой (1903–2004) были приобретены этюды к росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, этюды рук к картине «На Руси» («Душа народа», 1914–1916), «Портрет Е. П. Нестеровой в платке» (1919), «Портрет А. М. Нестерова» (1919) и этюд «Пастушок. Портрет Н. М. Нестеровой» (1922), в 1980 году у внучки Нестерова Ирины Викторовны Шретер (1918–2003) – графический эскиз к картине «Под домашним арестом» (1883). Позднее от И. В. Шретер в музей поступили ещё несколько произведений: «Портрет О. М. Нестеровой-Шретер» (1941), карандашные наброски портрета матери художника (1894) и набросок фигуры для росписи храма в Абастумане. В 1994 году Н.М. Нестерова передала в дар музею принадлежащую ей коллекцию произведений русских художников, в том числе и работы своего отца. В 1982 году от Н. М. Нестеровой и И. В. Шретер в музей поступили личные вещи художника, составившие мемориальный раздел коллекции. Среди них – бронзовая чернильница, палитра, визитная карточка, орден Трудового Красного Знамени, венчальные свечи, личная печать, кожаная папка для бумаг, детские туфельки Нестерова и свадебная фата, головной убор, перчатка и туфельки его первой жены М. И. Мартыновской (1862–1886). Посетившие в 2005 году музей внучки Нестерова Мария Ивановна и Татьяна Ивановна Титовы передали в дар музею выполненный их великим дедом графический портрет своей матери В.М. Титовой. Коллекция произведений М. В. Нестерова в собрании Башкирского художественного музея, носящего с 1954 года его имя, уникальна. Это одна из самых крупных коллекций произведений художника в России: 107 экспонатов (90 из них – живопись, 17 – графика). Её хронологические рамки, в основном, – 1878–1919 годы, в период формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой – в духовном возрождении человека в условиях «пустынножития», то есть наедине с природой, в гармонии с нею для обретения веры и любви к Богу. В 1920–1930-е годы по инициативе директора музея Ю. Ю. Блюменталя и известных художников Башкирии К. С. Девлеткильдеева и В. С. Сыромятникова начала формироваться коллекция башкирского традиционного искусства: в результате предпринятых ими экспедиций в самые отдалённые районы республики в музей поступили уникальные образцы ткачества, резьбы по дереву, ювелирного искусства, костюма башкир ХVIII – начала ХХ века. Эта поисковая работа была продолжена экспедициями 1960–1970-х годов. В 1920–1930-е годы начала складываться и коллекция профессионального изобразительного искусства Башкортостана, являющаяся сегодня одной из самых крупных и наиболее полных с точки зрения ретроспективы. С 1950-х годов формируется коллекция многонационального советского изобразительного искусства: основными источниками поступлений здесь стали тогдашние министерства культуры СССР и РСФСР и Художественный фонд РСФСР, а с 1980-х – выставки (всероссийские, международные и т.п.). Так сформировались основные коллекции музейного собрания, являющиеся сегодня его гордостью и выставлявшиеся не только в Уфе, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Самаре, Волгограде, Таганроге, Казани. Коллекция древнерусского искусства включает в себя памятники Московской и Новгородской иконописных школ конца ХV–ХVII веков, так называемых северных писем ХVI века, палехского письма конца ХVIII века, церковной меднолитой пластики ХII–ХIХ веков и церковного серебра ХVIII–ХIХ веков (потиры, кресты-мощевики, кресты выносные, складни, иконные оклады и многое другое, выполненное из меди и серебра с декорированием эмалями, зернью, сканью, цветным стеклом, чеканкой, чернением, гравировкой и позолотой). Собрание русского искусства ХVIII – начала ХХ века состоит из ряда коллекций, каждая из которых имеет как самостоятельную ценность, так и является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого хронологического периода. Так, коллекция русской живописи ХVIII века представлена парадным портретом, в основном неизвестных художников круга Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского и И.-Б. Лампи, коллекция русского искусства первой половины – середины ХIХ века – пейзажами П. В. Басина, С. Ф. Щедрина, Л. Ф. Лагорио, П. П. Джогина, И. К. Айвазовского, портретами О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, рисунками К. П. Брюллова, акварелями А. О. Орловского, произведениями скульптуры, а также фарфором заводов Ф. Я. Гарднера, А. Г. Попова и Императорского фарфорового завода. В основе коллекции русского искусства второй половины ХIХ века – дар М. В. Нестерова и поступления 1920–1930-х годов: произведения Н. Н. Ге, В. Г. Перова, Г. М. Хруслова, А. К. Саврасова, И. П. Стефановского, А. И. Куинджи, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. Е. Маковского, В. В. Верещагина, Ф. А. Рубо, С. В. Иванова, С. А. Виноградова, П. П. Похитонова, И. С. Остроухова, Н. А. Касаткина и многих других. Коллекция русского искусства конца ХIХ – начала ХХ века включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза»: это живопись и графика А. Н. Бенуа, Л. О. Пастернака, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, И. Э. Грабаря, В. А. Серова, К. А Коровина, М. А. Врубеля, А. Я. Головина, Н. И. Фешина, П.П. Кончаловского, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, П. В. Кузнецова, а также живопись Д. Д. Бурлюка, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства (костюм, бронза, эмали, бисер, фарфор). В коллекции западноевропейского искусства ХVI–ХIХ веков – живопись Ф. Ваувермана, Дж.-П. Паннини, Д. Каналетто, Н. Пуссена, Ф. Жерара, Ж. Верне, Н. Ланкре, Л. Бакхейзена, А. Сторка, А. Бегейна, собрание гравюры, представляющее известные школы гравюры в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, скульптура ХVIII–ХIХ веков и фарфор – саксонский, севрский, мейсенский, веджвудский. В собрании Нестеровского музея – сотни произведений, классифицирующихся в искусствоведческой литературе как шедевры: это этапные произведения в творчестве того или другого художника или произведения, обладающие уникальной художественной ценностью, аналоги которым трудно найти в других музеях России. Вот лишь некоторые из них: «Пейзаж с избушкой» А. К. Саврасова, полотно «После ливня» И. П. Стефановского, этюд «Голова ссыльного» И. Е. Репина, «Казак Мамай» Д. Д. Бурлюка, первый, незаконченный вариант «Видения отроку Варфоломею» (1889), картина «Крым. Гурзуф» К. А. Коровина, «Портрет Е.С. Карзинкиной» В. А. Серова, акварели К. С. Девлеткильдеева, картины А. Э. Тюлькина и др. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова не только хранитель произведений искусства. Это – уникальный социальный и культурологический объект, представляющий собой симбиоз разнообразных видов деятельности, в котором воспитательная функция является одной из главных. Формирование коллекций, реставрация произведений, экспозиции выставок и их презентации, экскурсии, лекции, конференции, творческие встречи зрителей с художниками, музыкальные и поэтические вечера, участие в крупнейших выставочных проектах в России и за рубежом. Наконец, многочисленные научные публикации: каталоги, альбомы-каталоги, буклеты, академические сборники. В анналах музея – выставка произведений М. В. Нестерова, Д. Д. Бурлюка, К. С. Девлеткильдеева и А. Э. Тюлькина в Государственной Третьяковской галерее в Москве, выставка «Оригинальная графика ХIХ – начала ХХ века в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова» в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Масштабные выставочные проекты, осуществлённые в залах музея: юбилейные выставки произведений М.В. Нестерова с участием крупнейших музеев России, первая всероссийская выставка произведений Д.Д. Бурлюка «Фактура и цвет», выставки «Русский, советский натюрморт в собрании Киевского музея русского искусства», «Графика и скульптура Михаила Шемякина», «Николай Рерих. Гималаи», «Авторское венецианское стекло Рино Росси и Урбан Габриэле (творческие мастерские Мурано)», «Женский портрет ХIХ–ХХ веков в собрании музея», «Народное декоративно-прикладное искусство башкир и его отражение в произведениях современных художников Башкортостана», «Пушкин и его эпоха», «А.С.П. посвящается…», международная выставка произведений современных художников тюркоязычных стран, «Модерн: концепция стиля», «Географическое открытие Башкирии», «Золотые олени Евразии», «Шедевры Сальвадора Дали», выставки древнерусского, русского и западноевропейского искусства из собрания музея и многочисленные персональные выставки художников… М. В. Нестеров - создатель единственного художественного уголка в Уфе в начале ХХ в., по сути храма искусства, в котором собраны коллекции русского классического искусства, башкирского народного и изобразительного искусства. Экспонаты музея, безусловно, являются достоянием города. Ими восхищались, восхищаются и будут восхищаться многие поколения наших соотечественников и гостей Уфы. Хорош божий мир! Хороша моя родина! И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее, тем самым помочь полюбить и другим мою родину. Постоянной и крепкой была связь М. В. Нестерова с Уфой. Уехав, он всегда мыслями был в родном городе. С Уфой связана история создания большинства дореволюционных произведений художника. Он приезжал сюда «работать картины» даже тогда, когда переехал на постоянное место жительства в Киев, а затем в Москву, чтобы работать над ключевыми своими полотнами. Здесь написаны «Пустынник», «Под благовест», «Зимой в скиту», «Явление отроку Варфоломею» и другие картины. Много путешествуя по Европе, открывая для себя то Кавказ, то Крым, то русский Север, Нестеров неизменно стремился в Уфу. Здесь жили его старики-родители и верный друг – сестра Александра. Здесь воспитывалась его дочь Ольга. Сюда шел бесконечный поток писем родным. Поэтический образ величавой природы родного края Нестеров воспел во многих своих картинах, а также в многочисленных этюдах, которые зачастую звучат как самостоятельные полотна.
Так, небольшая по размеру работа «На Урале», изображающая бескрайние уральские просторы, воспринимается как пейзаж эпического значения. В 1896 году Нестеров пишет картину «На горах» (Киевский музей русского искусства). Его дочь Ольга Михайловна Шретер отмечала, что эта одна из любимейших картин отца была создана в окрестностях Уфы. «Тогда там был дачный посёлок и кумысное заведение. Замечательно красивые места на берегу реки Уфа...». А сколько работ он посвятил реке Белой, о которой писал: «Белая, как капризная девушка, постоянно меняет направление, то она повернёт вправо, то влево… Берега живописные, мягкие, дно неглубокое, воды прозрачные, бледно-зелёные. Недаром названа она Белой». В его пейзажах – плавное течение её вод, отражающих световые, цветовые рефлексы. В этюде «Река Белая» (1909), написанном в момент заката, когда в воде отражаются разноцветные небесные сполохи, художник удачно передал элегическое состояние покоя и умиротворения угасающего дня.
Берега реки Белой были особо любимым местом художника. На фоне уральских далей и реки выполнен его «Автопортрет» (1915, ГТГ) и одна из наиболее известных работ «Портрет дочери» («Амазонка», 1906, ГРМ). Вспоминая своё детство, М. В. Нестеров писал: «А как хороши были поездки с матерью за Белую... Ехали плашкоутным мостом через Белую на её луговую сторону. На реке в тёплый вечер масса купающихся, стоит особый гул. Цель поездки не только подышать свежим воздухом, но и набрать черёмухи... Усталые возвращаемся уже в сумерках домой, ужинаем и довольные идём спать. А там, если будем себя вести хорошо, нам обещают новую прогулку — на Чёртово городище, на Шихан. Отсюда и село Богородское видно! Там в двух шагах и мужской монастырь, где спасаются десятка два стариков-монахов, рыболовов. Какие дали оттуда видны! Там начало предгорий Урала, и такая сладостная тоска овладевает, когда глядишь на эти манящие дали!». В 1906 году Нестеров работает над живописным этюдом «Чертово городище», который позднее послужит основой для картин «Родина Аксакова» (художником было сделано несколько вариантов). Название «Чертово городище» до сих пор смущает исследователей, ведь место с таким названием всегда находилось на берегу Уфимки. Но можно провести детальный анализ и сравнить детали картины с сохранившимися фотоснимками, к примеру, С. М. Прокудина-Горского. Изгиб реки, спускающаяся с холма дорога, даже разрывы и форма лесополос за Белой - всё совпадает в деталях. В 1914-м появляется очередной вариант его картины «На родине Аксакова».
Ничем вроде бы не примечательный сюжет - холм, на котором и Аксаков-то, скорее всего, никогда не был. Чем же он так привлёк внимание живописца, если за несколько лет появилось целых пять вариантов полотна? Причём, если самый первый из них - это этюд с натуры - с домиками на склоне и мостом через Белую, то позже все признаки города исчезают. На хранящейся в уфимском художественном музее картине, например, - полностью. А то вдруг у холма появляется фигура женщины. Или на её месте возникает монах-схимник с клюкой, а на самом холме, где при жизни художника стоял обычный домик (и где в 1967-м был установлен памятник Салавату), появляется часовня. После смерти уфимских родных это практически единственный посвященный Уфе сюжет (в 1935-м была ещё «Река Уфимка»). Уфа — старинный губернский город — в конце XIX века состояла преимущественно из деревянных домов, сохранившихся ныне лишь на отдельных улочках. Верхняя часть города, отстроенная в период регулярной планировки, состояла из каменных домов Ногаева, Виденеева, Поносова-Молло, центральных городских архитектурных ансамблей Гостиного двора, Дома губернатора с Присутственными местами, а также культовых сооружений. Именно в этой части города проживала семья Нестеровых на улице Александровской (ныне Ленина). Усадьба Нестеровых. Фото А. Зираха 1917 г. К сожалению, сегодня родной дом нашего знаменитого земляка, стояв-ший некогда напротив Аксаковского Народного дома (ныне Театр оперы и балета), мы можем увидеть лишь на фотографии, выполненной А. Зирахом. После смерти сестры Нестеров продал усадьбу уфимскому земству, и там обосновался губернский книжный склад. А позднее, в 1950 годы дом был снесён, а на его месте построена гостиница.
В творчестве М. В. Нестерова есть еще 2 картины, на которых запечетлен родной город. В Третьяковской галерее хранится его работа «Домик в Уфе» (1884), в собрании Башкирского Государственного Художественного Музея им. М. В. Нестерова этюд под названием «В Уфе». На небольшом холсте изображён вид с крыльца флигеля (или, возможно, из его дворового окна) на Торговые ряды и строящуюся Александровскую часовню. Хорошо видна деревянная арка между домами, позже заменённая каменной, остатки снега в скрытых от солнца местах. Часовня на картине, скорее всего, подготовлена к оштукатуриванию, а это было не раньше 1889 года. По воспоминаниям Михаила Васильевича, а также по сохранившимся его письмам из Уфы можно утверждать, что картина выполнена в конце марта – начале апреля 1889 года. Перед поездкой в Италию Нестеров тогда приехал в родной дом, гордый тем, что выполнил наказ отца, – картину «Пустынник» приобрёл для своей галереи П. М. Третьяков: «Весной с одним из первых пароходов я, счастливый, уехал в Уфу, где и был принят, на сей раз, как настоящий художник». Уфимская мужская гимназия Памятным местом пребывания М. Нестерова в Уфе является здание мужской гимназии, в которой будущий художник проучился 2 года, из всех учителей здесь маленькому Мише запомнился учитель рисования и чистописания В. П. Травкин. «Кабинет отца» Так как, заметив у мальчика способности к рисованию, Василий Петрович стал давать ему дополнительные уроки у себя дома. Отец М. В. Нестерова — Василий Иванович Нестеров, занимавшийся бакалейной торговлей, имел лавки в Гостином дворе, в связи с этим жизнь и быт данной социальной категории общества художник имел возможность наблюдать с детства. Позднее это нашло отражение в его картинах «Жертва друзей» (1881, ГТГ), «Знаток» (1884, ГТГ), этюде «Купец» (БГХМ), созданном для написания картины «На Волге» (1905). Среди работ М. В. Нестерова, хранящихся в Башкирском государственном художественном музее, имеются и жанровые композиции «Тапёр» (1885), «Старый да малый. Дедушка и внучек» (1887), эскиз к картине «Под домашним арестом» (1883), отражающие современный художнику жизненный уклад конца XIX века, а привычный уют родного дома он запечатлел в работе «Кабинет отца». Скорее всего, из окна родительской усадьбы был написан и этюд с Александровской часовней, находившейся на площади Гостиного двора. Кстати, на эскизе к картине «Под домашним арестом» имеется приписка «ученик В. Г. Перова Нестеров М. посвящаетъ свой первый трудъ Марии Мартыновской. В память лета 1883 г.» (авторская орфография). 1883 год был особым в жизни М. Нестерова. Приехав в Уфу на каникулы, как вспоминал сам Михаил Васильевич, этюды писать не хотелось. Слоняясь без дела, он завёл дружбу с фотографом, который охотно снимал его «в разных более или менее «разбойничьих» видах и позах», отражавших бунтарский дух начинающего художника. Одним из любимейших мест уфимской публики в то время был Ушаковский парк. Ушаковский парк – вид на аллею Именно здесь Нестеров впервые встретил Ма¬рию Ивановну Мартыновскую с подругой. Барышни были ему незнакомы, хотя уфимских он знал «поголовно». «Какое милое, неотразимое лицо, говорил я себе, не имея сил отойти от незнакомок», — писал Нестеров. Вновь он увидел её случайно, через несколько дней на Успенской улице. И поехал за ней на лошади. «Долго путешествовали мы, и я заметил, что незнакомка догадалась, что всадник едет не сам по себе, а с какой-то целью, и стала за ним наблюдать в дырочку, что была у неё в зонтике, так, как смотрят актёры со сцены на публику».
Миновали мост через Сутолоку, поднялись на монастырскую гору, и вско¬ре оказались около деревянного домика с мезонином и большим садом. Незнакомка зашла во двор, на дощечке у ворот Нестеров прочитал фамилию владельца — Н. И. Мартыновский. Позднее узнал от знакомых имя девушки — Мария Ивановна. «Имя простое. Но такое милое...» Их более близкое знакомство произошло в общественном саду Блохина. Позднее были совместные пикники, поездки на лодке по Белой, гуляния на Шихане, за которым водилась «особая слава, туда ходило издавна погулять много народа...Собирались вокруг зажжённого большого костра». Пели песни о Волге, про широкое раздолье. Нашлись у них и общие знакомые, среди которых был Федор Михайлович Троицкий, батюшка Сергиевской церкви, человек просвещенный и большой любитель искусств. Позднее Нестеров подарил Сергиевской церкви написанный ещё в годы учёбы в училище Воскресенского (1875), под руководством А. П. Драбова, образ Архангела Михаила по оригиналу М. Скотти, который и поныне находится там. Однако счастье их было недолгим — 27 мая 1886 года Мария Ивановна умерла, оставив Нестерову дочку Олюшку. Детские годы девочки с 5 до 11 лет прошли в Уфе в семье Нестеровых, и позднее, вплоть до своего замужества, Ольга Михайловна всегда с удовольствием ездила в Уфу. В Башкирском государственном художественном музее имеется портрет М. И. Мартыновской в венке, вышитый её дочерью Ольгой Михайловной Нестеровой-Шретер по портрету, написанному М. В. Нестеровым в 1884 году. Память о родном городе у художника всегда была связана с дорогими ему людьми и юношескими воспоминаниями. Михаил Васильевич часто бывал в Уфе, пока были живы его родители и сестра. М. В. Нестеров с дочерью Ольгой и сестрой Александрой Васильевной. 1912 г. Последний раз посетил её в 1914 году, но при этом всегда с ностальгией вспоминал о своей родине. Певец Святой Руси — Нестеров после революции особенно болезненно ощущал свою оторванность от художественной жизни страны. «Так много произошло за это время неожиданного, так переменилась наша и моя в частности жизнь, что не знаешь с чего начать», — писал он в письме к А. А. Турыгину. Ощущая невостребованность своего творчества в данной исторической обстановке, Нестеров пытается найти в современной жизни новые сюжеты и образы. С 1922 по 1932 год он ни разу не принимает участия в выставках. Для художника это был период духовного поиска, в процессе которого он определил своё место в искусстве постреволюционного периода, реализовав себя в жанре портрета. В годы духовного кризиса Нестеров сторонился общения и никого не принимал. Возможно, именно поэтому в 1929 году ученики Уфимского техникума искусств, приехавшие в Москву на экскурсию, решили устроить с художником так называемую «случайную» встречу. М. Н. Арсланов вспоминал: «Мы долго стояли в ожидании и, наконец, увидели его. Он шел, улыбаясь в усы. Стройный, бородка клинышком, одет в серое летнее пальто и шляпу. В руках зонт в форме тросточки. Одним словом, интеллигент. Да, это был наш знаменитый земляк Михаил Васильевич. Нестеров поздоровался с нами за руку, познакомился с каждым из нас. Долго расспрашивал об Уфе, о художниках, о последних выставках. Вспоминал о жизни в Уфе, с восторгом говорил о божественной красоте природы, об окрестностях Уфы, где любил часто бывать». Лев Богомолец, приехавший к Нестерову в 1935 году по совету Ю.Ю. Блюменталя (директора уфимского музея), вспоминал: «Напутствуя меня, Юлий Юльевич говорил: «Вообще-то он никого не принимает, но если скажете, что приехали из его родного города и с письмом от меня, он обязательно вас примет». Нестеров в то время проживал в Сивцевом Вражке. Перед дверью с табличкой «М. В. Нестеров» Богомолец помедлил, заволновался: неужели, нажав кнопку звонка, он попадет в прошлый век?.. Дверь открыла дочь. Узнав, что он приехал с письмом из Уфы, пригласила пройти в дом. Через некоторое время в прихожую вошёл сам хозяин — небольшого роста, суховатый, с очень пытливым взглядом». Встретил гостя доброжелательно, выслушал, посмотрел работы, дал нужные советы. Нужно отметить, что на всём протяжении своей жизни М. В. Нестеров поддерживал активную переписку с сотрудниками Уфимского художественного музея, с его директорами И. Е. Бондаренко, Ю. Ю. Блюменталем, с научным сотрудником Ф. Л. Эрнстом, искусствоведом и журналистом Н. Н. Барютиным", присылал регулярно поздравительные адреса на все юбилеи музея. А также оказывал помощь в комплектации музейной коллекции. Так, он ходатайствовал перед Музейными фондами о пополнении его дополнительными произведениями искусства, позволяющими создать ретроспективную экспозицию искусства, продолжал дарить свои работы. В 1927 году как дар художника в музей поступил незаконченный вариант картины «Видение отроку Варфоломею», который художник начал писать ещё в 1889 году в Уфе. Но, работая над полотном, Нестеров упал с лестницы и порвал холст, поэтому данный вариант и остался незавершённым, а новый вариант был приобретён П.Третьяковым, которого восхитил проникнутый лиризмом и состоянием умиротворения мистический образ юного Варфоломея, вписанный в реальный хотьковский пейзаж с церквушкой. В картине нашло воплощение то единение человека и природы, которое составляет гармонию мира, и которое позднее будет отличительной чертой нестеровского творчества. О влиянии Нестерова на молодых художников и созданный им музей можно судить по следующим воспоминаниям. Б. Ф. Домашников в своё время писал: «Для меня Михаил Васильевич Нестеров был и остается великим учителем, добрым наставником. Живопись его не ярка, но деликатна, скромна по рисунку, изящна и стройна по исполнению... Еще начинающим художником, на первом курсе училища, я впервые увидел его полотна и влюбился в Нестерова, в его благородство. Когда-то я делал копию с его этюда «Два лада» и всем своим существом художника почувствовал притягательную силу не только самих картин, но и самого художника как личности, всего огромного его творчества». В. А. Игошев в интервью с журналистом Ев. Кончиным на вопрос «А кто из старых художников вам ближе всего?» ответил: «Михаил Нестеров. Может быть, еще и потому, что, будучи учеником Уфимского художественного училища (в 1936—1940 годах), я часто ходил в музей, подробно изучил его картины, все его творчество». Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова не только хранит память о нашем знаменитом соотечественнике и его бессмертных произведениях, но и по мере сил и возможностей продолжает комплектовать «нестеровскую» коллекцию. Со времени смерти М.В. Нестерова в 1942 году музей продолжает поддерживать тесные связи с семьёй художника, с его дочерьми и внучками, которые помогали и помогают ему в приобретении работ и архивных материалов о его жизни и деятельности, способствуя тем самым увековечению памяти об удивительном художнике и нашем земляке. В Уфе торжественно открыли сквер имени Михаила Нестерова. Парковая зона, названная в честь выдающегося живописца — уроженца города, теперь открывает вид с улицы Ленина на деревянный храм Симеона Верхотурского, расположенный чуть выше на холме. Нестеровский сквер объединил работу по увековечиванию памяти художника и благоустройству исторической части Уфы.
В парке высадили порядка сотни саженцев лип. В сентябре, приехав в Уфу на юбилей своего великого деда, памятное деревце посадила внучка живописца Мария Титова. Позже в такой же акции принял участие Президент Башкортостана Рустэм Хамитов. Открытие сквера имени Нестерова завершило череду мероприятий, приуроченных к 150-тилетнему юбилею художника. В Уфимском почтамте состоялось гашение памятной марки. В музее его имени прошла ретроспективная выставка «Произведения М. В. Нестерова в музеях России», где было выставлено почти 200 картин, привезенных из 22 городов России. В Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Первые Нестеровские чтения», посвященная исследованию творчества художника, в память о нем проведен Всероссийский конкурс детского художественного творчества. В оперном театре состоялся торжественный вечер с участием Президента республики, в городе появилась мемориальная доска на месте дома, в котором родился и рос художник» (здание гостиницы «Агидель» на улице Ленина). В ближайшие годы также предусматривается присвоение одной из улиц Уфы имени Нестерова, а также изготовление и установка памятника великому русскому художнику. Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека,живущего внутренней жизнью. Михаил Васильевич Нестеров оставил после себя огромное литературное и эпистолярное наследие: статьи, заметки, тысячи писем, а также биографическую повесть о детстве, воспоминания. Узнав, что родные и друзья «копили» его письма, М. Нестеров использует их в работе над мемуарами: книга очерков и воспоминаний «Давние дни» вышла в январе 1942 г., за несколько месяцев до смерти художника. В 1968 г. было частично опубликовано эпистолярное наследие художника. Тираж «Давних дней» был невелик – всего 2600 экземпляров (сказалось военное время). Издание писем вышло уже более большим тиражом, что стало показателем постоянно растущего интереса к творчеству художника. Оба издания неоднократно переиздавались, причем в расширенном виде и при значительном увеличении тиража. В Уфе «Давние дни. Воспоминания. Очерки. Письма» вышли в 1986 г. в Башкирском книжном издательстве в серии «Золотые родники» тиражом в 100 000 экз. Для многих уфимцев книга на долгие годы стала настольной, с ней они открывали дореволюционную Уфу. Нестеровские воспоминания об Уфе часто цитируются, особенно его высказывания о природе родного края: о синих далях, открывающихся с предгорий Урала, о реке Белой, о ее прозрачных водах и светло-зеленых, живописных берегах. О литературном даровании художника неоднократно говорил М. Горький. Высокую оценку получила эта книга и в литературной среде, — Нестеров был избран в почетные члены Союза советских писателей. В книгу «Давние дни» вошли двадцать пять очерков о художниках, актерах, писателях, ученых, с которыми Нестерова сводила судьба на его долгом жизненном пути. Воспоминания и статьи эти полны поэзии, одухотворены чистотой взглядов на жизнь. Они написаны просто, лирично, на едином дыхании. Упруго и темпераментно написан очерк о художнике В. И. Сурикове. Тепло и чисто написан очерк-воспоминание о друге, с которым будет связан почти всю жизнь, о Васнецове. За точными деталями, за беглыми фразами встает исполинская фигура автора знаменитых «Трех богатырей». По-писательски углубленно, по-дружески тепло написаны очерки о В. Г. Перове, Н. А. Ярошенко, польском художнике Яне Станиславском и, конечно же, о друге молодости замечательном художнике Исааке Левитане. У М. Нестерова было развито чутье не только на человеческие характеры, но и на значимость того или иного художника. Он разгадал бы сущность многих судеб русских выдающихся художников, когда они были еще живыми, ходили рядом с ним, были буднично доступными. А ведь суждения о живых часто бывают ошибочными.| Статьи М. В. Нестерова, его письма, воспоминания, путевые заметки о заграничных путешествиях еще глубже раскрывают нам внутренний мир художника-реалиста, искателя смысла жизни, ее Правды. Стиль, язык Нестерова в его автобиографических писаниях, может быть, у дотошных, утонченных эстетов вызовут замечания, но ведь художник стремился к точности передачи фактов и своего отношения к ним, а не к внешней словесной изощренности. Многие страницы, особенно из «Воспоминаний», не были в свое время отредактированы их автором. Однако и к языку Нестеров имел чутье немалое, он искал слова, строил фразы, доходя порою до собственного словотворчества. Многое из воспоминаний М. В. Нестерова публиковалось в книгах, посвященных рассказу о его жизненном и творческом пути. Широко цитировал их и близкий друг и биограф С. Н. Дурылин в книге «Нестеров в жизни и творчестве». Книги, электронные ресурсы
Статьи из периодических изданий, сборников
Летопись жизни и творчества Михаила Васильевича Нестерова
1862 — Родился 31(19) мая в Уфе в купеческой семье. Мать — Мария Михайловна Нестерова (урожденная Ростовцева) (1823—1894). Отец — Василий Иванович Нестеров (1818—1904). 1872—1874 — Учеба в Уфимской гимназии. Увлечение рисованием. 1874—1876 — Поездка с отцом в Москву. Поступление в частное реальное училище К. П. Воскресенского. Первое посещение выставки передвижников. 1877—1880 — Учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у профессоров П. Сорокина и И. Прянишникова. Перевод в натурный класс, занятия у В. Г. Перова. Увлечение «удивительной личностью и художественной проповедью» В. Г. Перова. 1879 — Дебют на 2-й ученической выставке Училища живописи картинами «В снежки» и «Карточный домик». Знакомство с И. Левитаном. 1881—1882 — Переезд в Петербург. Учеба в Академии художеств. Подолгу копирует в Эрмитаже. Знакомство с Врубелем, Крамским. 1882—1883 — Приезд в Москву с намерением вернуться в Училище живописи к В. Перову. Работа над портретом В. Перова. Возвращение в Петербург, в Академию художеств. Покидает Академию. 1883 — Лето в родной Уфе. Знакомство с М. И. Мартыновской. Рисунок «Первая встреча» («Конский топ»), положивший начало многим изображениям М. Мартыновской. Работа над эскизом картины «Домашний арест», дарит его Мартыновской с подписью, содержащей слова: «Ученик В. Г. Перова...». Учеба в Училище живописи в классе В. Е. Маковского. 1883—1884 — Работа над картинами «Домашний арест», «Знаток», «Дилетант» и другими эскизами. 1885 — Получение в марте звания свободного художника за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство». 18 августа женитьба на М. И. Мартыновской (1862-1886). 1886 — Выход «Альбома рисунков М. Нестерова и С. В. Иванова». Работа для заработка над журнальными иллюстрациями, а также роспись частных особняков. Знакомство с В. И. Суриковым. Сближение с Н. А. Ярошенко. 12 мая получение звания классного художника и большой серебряной медали за картину «До государя челобитчики». 27 мая рождение дочери Ольги и смерть жены 29 мая. Работа над посмертным портретом М. Мартыновской, эскизами картины, изображающей умирающую и акварелью, подписанной художником: «Последнее воскресенье. 1 июня 1886 года». 1887 — Работа над вариантами «Царевны», где художником снова запечатлен образ покойной и «картиной-воспоминание» — «Христова невеста» с лицом жены. Посещение рисовальных вечеров у В. Д. Поленова, где встречается с В. Серовым, К. Коровиным, Е. Поленовой. 1888—1889 — Поездка по Волге. Недолгое пребывание в Уфе. Работа над набросками к картине «За приворотным зельем», а также работа над «Пустынником». Пребывание под Москвой, в Троице-Сергиевом Посаде. Первое посещение дома Мамонтовых в Амбрамцеве. Начало дружеских отношений с Е. Г. Мамонтовой и ее детьми. Знакомство с творчеством В. Васнецова. Дебют «Пустынника» на XVII выставке Товарищества передвижников. Приобретение картины П. М. Третьяковым. Поездка в Петербург. 1889 — Первая поездка за границу (Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден). 1889—1890 — В Троице-Сергиевом Посаде, в Уфе и в Москве работа над «Видением отроку Варфоломею». Картину приобретает П. М. Третьяков. Показ на XVIII выставке Товарищества передвижников. Предложение А. В. Прахова участвовать в декорировке Владимирского собора. 1890 — Переезд на постоянное жительство в Киев. Близкое знакомство с В. Васнецовым. Сближение с семьей Прахова. Работа над эскизами к «Воскресению», «Рождество Христово». 1891—1895 — Работа над образами Владимирского собора. 1891 — 1892 - Работа в Киеве, в селе Ахтырка под Москвой и в Уфе над картиной «Юность Сергия Радонежского». Представление картины в Москве. Показ ее братьям Васнецовым, П. Третьякову. Летом в Уфе работа над новым вариантом картины. Во Владимирском соборе написание образов святых Глеба, Бориса. 1893 — Принятие после горячих дебатов жюри Товарищества передвижников «Юность Сергия». Работа над образом «Св. Ольга». Вторая поездка за границу (Константинополь, Греция, Италия). 1894 — Работа над образом Варвары Великомученицы. Путешествие по Крыму. Приезд в Уфу, где тяжело болеет мать. 2 сентября смерть матери. Осенью и в следующем году работа над эскизами мозаик для церкви Воскресения Христова («на крови») в Петербурге. 1895 — Завершение работы во Владимирском соборе. Жизнь в окрестностях Троице-Сергиева — «у Черниговской». Работа над картиной «Под благовест». Поездка по старым русским городам (Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич). 1896 — Избрание членом Товарищества передвижников. «На горах» — первая часть «романа в картинах». Знакомство с А. Н. Бенуа. Присутствие 20 августа на освящении Владимирского собора. Окончание работы над «Трудами преподобного Сергия» и «Чудо». 1897 — Преподношение в дар Третьяковской галерее картины «Сергиевского цикла». Позирование для портрета Н. Д. Кузнецову. В Кисловодске работа над портретом Н. А. Ярошенко, а в Киеве над «Великим постригом». 1898—1899 ? Работа над «Димитрием Царевичем». Передача картин «Великий постриг», «Чудо», «Под благовест» на художественную выставку в Мюнхене. Избрание академиком живописи (по представлению Репина, Поленова и Васнецова). 1899—1904 — Работа над росписью в храме Александра Невского в Абастумане. 1900—1901 — Встреча с Горьким (в Ялте), начало их дружбы. Работа надкартиной «Голгофа». Участие в выставках «Мира искусства», отказ от ее членства. Присуждение серебряной медали на Всемирной парижской выставке 1900 г. за картины «Чудо» и «Под благовест».Работа над этюдами к «Святой Руси». Поездка на Белое море, в Соловецкий монастырь. Работа над портретным этюдом Горького. Знакомство с Художественным театром, сближение с Ф. Шаляпиным. 1901—1903 — Работа над картиной «Святая Русь». 1902 — Женитьба на Е. П. Васильевой (1879-1955). 1903 — Окончание работы над «Святой Русью», а также работа над картинами «Обитель Соловецкую», «Святое озеро», «Мечтатели», «Молчание». 1904 — Окончание работы над росписью церкви в Абастумане. В Уфе смерть отца. 1905 — Поездка в Париж и Берлин, а затем — по Волге и Каме. Работа над картинами «Два лада», «За Волгой» — третьей части «романа в картинах», а также портретами — Е. П. Нестеровой, Н. Г. Яшвиль, О. М. Нестеровой. Смерть дочери Анастасии. 1906 — Портреты — Яна Станиславского, О. М. Нестеровой («Амазонка»), Е. П. Нестеровой (у пруда). Поездка к Л. Толстому в Ясную Поляну. Начало работы над этюдами к картине «Христиане». 1907 — Открытие большой персональной выставки в Петербурге и Москве. Выставлены «Святая Русь», «Димитрий Царевич убиенный». Всего 85 произведений, в том числе «Свирель», «Два лада», эскизы для Абастумана и Новой Чартории. Вторая поездка в Ясную Поляну. Портрет Л. Н. Толстого. 1908 — Поездка в Италию вместе с сестрой и дочерью Ольгой (Неаполь, Капри). Отклонение предложения стать профессором Академии художеств. 1908—1912 — Работы над этюдами и росписью церкви Марфо-Мариинской обители в Москве. 1909 — Присуждение золотой медали первой степени на Международной художественной выставке в Мюнхене за картину «Святая Русь». Дарение своей коллекции картин русских художников Уфе, которая послужила основой музея, открытого в 1920 г. Работа над портретом Е. П. Нестеровой (за вышиванием). 1910 — Окончательный переезд из Киева в Москву. Избрание действительным членом Академии художеств. 1911 — Поездка с женой в Италию (Рим, Венеция, Сиена, Орвиетто, Виченца). Участие в Международной художественной выставке в Риме с картинами «Вечерний звон» и «Мечтатели». Переписывание на медной доске «Путь ко Христу». 1912 — 8 апреля освящение церкви в Марфо-Мариинской обители. Замужество дочери Ольги (1886—1973) за В. Н. Шретером (1885—1939). Работа над этюдами к картине «Христиане». 1913 — Поездка в Уфу. Смерть сестры А. В. Нестеровой (1858-1913). 1913—1914 — Работа над образами для собора в Сумах. 1914 — Работа над картиной «Лисичка». Портрет Н. М. Нестеровой («На садовой скамейке»). Знакомство с С. Н. Дурылиным. Участие в ряде выставок «в пользу воинов и их семей». 1914—1916 — Работа над картинами «На Руси» («Христиане», «Душа народа»), 1915 — Работа над картинами «Сестры», «Усталые», «Три старца» и автопортретом. Избрание Уфимской городской Думой почетным попечителем Уфимского музея, которому присвоено имя М. В. Нестерова. 1916 — Окончание работы над картиной «На Руси» («Христиане»). Написание некролога на смерть Сурикова и статьи «Памяти Прахова». 1917 — Работа над картинами «Философы», «Архиерей», «В лесах», «Соловей поет» и др. 1918—1919 — Работа над «Автопортретом». Поездка на Кавказ, пребывание с семьей в Армавире, отрезанном фронтом Гражданской войны. Болезнь. Работа над картиной «Портрет Е. П. Нестеровой в платке». 1920 — Возвращение в Москву. Квартира и мастерская на Новинском бульваре реквизированы Реввоенсоветом. Все вещи, библиотека, семейный архив, «материал за 30 лет работы» — все пропало, за исключением картин, сданных на хранение в музеи. Переезд к Шретерам на Сивцев Вражек. 1921—1924 — Работа над повторениями своих картин и на заказ. Работа в деревне «Дубки» в мастерской художника Бакшеева. 1921—1922 — Создание картин «Путник», «Пророк», «Мать Евпраксея», «Весна-красна» и портрета философа И. А. Ильина «Мыслитель». 1923 — Работа над портретом Н. М. Нестеровой («Девушка у пруда»), а также портретом-этюдом П. П. Перцова и картинами «Дозор», «Старец», «Молитва». 1925 — Работа над портретами А. Н. Северцова, П. Д. Корина, В. М. Васнецова, А. М. Щепкиной. Создание картины «У монастырских ворот». Весной (на Святой неделе) арест М. В. Нестерова, но через несколько дней его выпускают, благодаря хлопотам художников. 1926 — Работа над эскизом, а затем портретом С. Н. Дурылина «Тяжелые думы». Празднование 40-летия творческой деятельности М. В. Нестерова в Государственной академии художественных наук. Начало работы над воспоминаниями («Давние дни»). Позирование В. Васнецову для портрета. После смерти В. Васнецова участие в организации «Общества им. В. Васнецова». Создание картины «Благословение Христом отрока». 1927—1928 —Создание в Муранове портретов С. И. и Н. И. Тютчевых. 1928 — Работа над вариантами «Автопортрета». Поездки в Ленинград и Киев. Создание портрета В. М. Титовой и картин «Больная девушка», «Элегия». 1929 — Работа над воспоминаниями. 1930 — Создание портретов П. Д. и А. Д. Кориных, И. П. Павлова. 1931 — Работа над портретом сына Алексея, картиной «Меланхолический пейзаж» и варианта картины «За Волгой». 1932 — Создание картин «Три всадника — Михей, Варфоломей, Наум» («Легенда»), «Сергий и заснувший монах». 1933—1934 — Работа над портретами С. С. Юдина и сына в испанском костюме, картинами «Страстная седмица», «Лель» («Весна»), «Отцы- пустынники и жены непорочны». 1934 — Создание портретов И. Д. Шадра, А. Н. Северцова. 1935 — Создание портрета В. Г. Черткова. Открытие выставки 16 картин М. Нестерова в ГМИИ в Москве. Работа над портретами С. С. Юдина, И. П. Павлова. 1936 — Работа над портретами Е. П. Разумовой, Е. И. Таля. Празднование 50-летия творческой деятельности художника. Работа над воспоминаниями о Павлове. 1936 —1937 — Работа над созданием портрета К. Г. Держинской. 1937 — Создание портрета О. Ю. Шмидта. 1938 — 1939 Работа над портретами Е. С. Кругликовой. П. Д. Корин создает портрет М. В. Нестерова. 1940 — Создание портрета В. И. Мухиной. 1941 — Присуждение Государственной премии первой степени за портрет И. П. Павлова (1935). Создание портрета А. В. Щусева. 1942 — Выход из печати книги М. Нестерова «Давние дни». Чествование М. Нестерова в связи с его 80-летием. Награждение орденом Трудового Красного Знамени и присвоение звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Создание последней картины — пейзажа «Осень в деревне». Смерть художника 18 октября. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Наиболее известные произведения М. В. Нестерова
Художественные музеи и картинные галереи, в которых можно увидеть работы М. В. Нестерова
Памятные места г. Уфы, связанные с именем М. В. Нестерова
|
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |