История в дереве - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Квартальные ценности
Несмотря на примеры удачной реставрации памятников деревянного зодчества, в Уфе остается еще немало остро нуждающихся в реставрации домов, где проживали известные люди. К примеру, Дом Борисовых (Гоголя, 1), где в 1891 году жил семнадцатилетний Федор Шаляпин, служивший в те годы в Губернской земской управе, а впоследствии получивший мировую славу как оперный и камерный певец.
При этом многие эксперты говорят о важности комплексного сохранения памятников старины, которые еще остались на уфимских улицах.
- Когда говорят о деревянной архитектуре Уфы, вспоминают, прежде всего, улицу Октябрьской Революции. Но ансамблей деревянного зодчества в нашем городе сохраняется пока что довольно много: на Аксакова, Достоевского, Дзержинского, Коммунистической, Свердлова, в Нижегородке и так далее, - считает уфимский краевед Анатолий Чечуха. - Одним из самых значимых таких мест я считаю два квартала улицы Гоголя – от Заки Валиди до Пушкина и от Свердлова до Коммунистической. Здесь живёт дух прежней Уфы, сохраняется понятие Уфы старозаветной. Возьмём, к примеру, дома под №22, которые специалисты называют образцом самобытного деревянного зодчества, в орнаменте резных наличников которых использованы плетёные узоры вятских мотивов. В двухэтажном доме по красной линии с 1920-х годов жил Александр Носков (1872 – 1956) – выдающийся учёный-географ, исследователь природы Уфимского края. Кстати, здесь практически все здания связаны с заметными именами уфимской истории. В доме № 21/1 в 1919 году жил комиссар 25-й Чапаевской дивизии Д.А. Фурманов. В доме №21 долгие годы была квартира выдающегося офтальмолога Габдуллы Кудоярова, а в доме №26 – известного учёного и врача-терапевта Дмитрия Татаринова (1877 – 1956). Эти строения и эти имена вкупе с Домом-музеем Мажита Гафури составляют уникальный ансамбль деревянного зодчества.

Тонкости работы
Ведущей организацией Уфы по реставрации является ООО «Артель», работающее в этой сфере с 1992 года.
- Перед тем как начать реставрировать дом-памятник, выполняются его точные обмеры, фотофиксация отдельных элементов и архитектурных особенностей, поднимаются архивные данные, - поясняет главный архитектор-реставратор ООО «Артель» Вали Каюмов. – Затем определяется степень износа конструкции, с учетом которой разрабатывается проект.
В основном исторические дома Уфы строились из хвойных пород – ели и сосны, а дуб применялся лишь для свайных фундаментов. Сохранность срубов очень сильно зависит от состояния фундаментных конструкций и крыши. Если дом стоит очень близко к земле или на стены постоянно попадает дождевая и талая вода, дерево со временем приходит в негодность и в срубах частично или полностью приходится менять наиболее ветхие бревна. Но есть и примеры, когда после снятия облицовочных досок бревенчатые стены более чем вековой давности демонстрируют очень хорошее состояние.
Сейчас ООО «Артель» ведет реставрацию двух выявленных памятников культурного наследия ХIХ века – домов усадьбы братьев Соловьевых на улице Свердлова. Одно из зданий усадьбы – одноэтажное бревенчатое площадью около 160 квадратных метров, у второго два этажа площадью около 340 кв.м, построенных из смешанных материалов. Квартал частного сектора, где располагаются исторические дома, попал под застройку, оператор которой – МУП «Инвестиционно-строительный комитет Уфы» после расселения памятников архитектуры выделил средства на их реставрацию.
Поскольку после революции усадьба Соловьева была отдана под коммунальные квартиры, 140-летние дома пострадали не только от времени, но и собственных жильцов, вносивших постоянные изменения в исходный проект. Перепланировка с изменением расположения внутренних несущих стен и увеличением оконных проемов привела к появлению трещин и снижению прочности всей конструкции.
- На бывшем двухэтажном особняке было проведено укрепление фундамента и стен, имевших серьезные трещины и выбоины, – рассказывает прораб ООО «Артель» Сергей Чащин. – Фундамент, состоящий из
120-сантиметрового слоя бутового камня и известняковых плит, усиливали армированием – закладывался арматурный пояс с опалубкой на глубину метр восемьдесят и больше. Для отвода грунтовых вод был сделан дренаж. В стенах заделаны трещины, пришедшая в негодность старая штукатурка аккуратно удалена и заменена новой. Мы постарались максимально сохранить декоративные элементы экстерьера обоих домов, прежде всего красивую деревянную резьбу. Элементы резьбы были сняты, восстановлены с использованием современных технологий и после нанесения защитного покрытия возвращены на место.
На примере усадьбы Соловьева становится понятным, что качественная реставрация ветхих памятников архитектуры требует времени и стоит немалых средств, нехватка которых представляет основную проблему.
- Стоимость реставрации каждого объекта сильно разнится, но в качестве характерного примера могу привести здание Большого театра Москвы, реставрация которого обошлась в пять раз дороже постройки аналогичного нового здания и заняла в три раза больше времени, - пояснил Вали Каюмов.

Музейный подряд
Нередко деревянные памятники архитектуры сильно мешают комплексной застройке. Отсюда вдруг возникающие пожары – как способ уничтожить ветхое строение и забыть. Выходом может стать создание Музея деревянного зодчества, куда можно было бы переместить попадающие в зону застройки исторические дома. Эта идея, которую уже реализовали многие российские города, в Уфе обсуждается последние 20 лет. Изначально музейный комплекс планировалось создать на месте древнего городища Уфа-II, просто собрав в одном месте исторически ценные деревянные дома и накрыв их стеклянным куполом. Но затем эта концепция была кардинально переработана.
На территории в десять гектаров, ограниченной улицами Менделеева, Сагита Агиша, проспектом Салавата Юлаева и парком Лесоводов Башкирии, было запланировано создание не просто музея, а познавательно-культурного и досугового центра, разделенного на две тематические зоны: старая Уфа с восстановленными памятниками местной деревянной архитектуры и международная деревня с образцами домостроения народов мира. Расходы на перенос архитектурных объектов и приведение их в надлежащий вид должны были взять на себя фирмы-застройщики. Также в музее планировалось воссоздать утраченные памятники архитектуры, память о которых сохранилась только на старых фотоснимках. Это здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (располагалось по улице Мустая Карима, 38), летняя дача Зайковых (находилась на ул. Менделеева, 160) и снесенный в начале 90-х Видинеевский театр, стоявший в Саду имени Сергея Аксакова.
В 2015 году среди архитекторов и авторских коллективов был объявлен конкурс на лучший проект будущего музейного комплекса, но никакой конкретики по перспективам его создания в настоящее время нет.
Вместе с тем потребность в нем существует, тем более что в Уфе уже был удачный пример создания такого рода объекта. В начале 1980-х квартал, прилегающий к Дому-музею Ленина, был отдан под мемориальный комплекс, где удалось воссоздать уголок Уфы начала XX века, который в свой приезд мог видеть Владимир Ильич. Для этого отреставрировали два кирпичных особняка, а 14 деревянных домов возвели заново по канонам дореволюционной архитектуры. К сожалению, в 2002 году мемориальный комплекс снесли, а его территорию отдали под застройку офисами и элитным жильем. Сейчас понятно, что это решение было большой ошибкой, а наш город очень нуждается в подобном объекте.
- Исторические строения должны жить в контексте своей эпохи, то есть сохраняться группой или кварталом, а одинокий деревянный домик среди массива многоэтажек будет выглядеть как-то странно, - считает Вали Каюмов. – В свое время на территорию будущего музея на Сагита Агиша планировалось перенести деревянные дома из квартала между улицами Новомостовой, Пушкина и Заки Валиди. Они были разобраны и впоследствии сгнили при хранении под открытым небом. Я надеюсь, что музейный комплекс деревянного зодчества все же появится в Уфе, ведь от этого зависит сохранение многих уникальных по красоте исторических домов, которые могут поглотить застройка и время.
Алексей ФАТЫХОВ

 

Библиография:

 

Фатыхов, А. История в дереве [Текст] / А. Фатыхов // Уфа. - 2018. - № 11. - С. 28-31 : фот. цв.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Штурман Альбанов

В 1892 году в доме по улице Аксакова, 6, родился будущий штурман исследовательской шхуны «Святая Анна» Валериан Альбанов. После окончания Уфимской мужской гимназии обучался в Петербургском училище дальнего плавания, служил на военных кораблях Балтийского флота, а также был штурманом на различных гидрографических судах. В 1912 году шхуна вышла из Петербурга и, по замыслу капитана П. Л. Брусилова, должна была пройти через Ледовитый океан до Владивостокской бухты Золотой Рог. Вскоре, после начала плавания, шхуна была зажата во льдах и к началу 1914 года надежд выйти из-за льдов не осталась. Альбанов принял решение идти по льдам на юг к Земле Франца Иосифа. До цели дошли только двое - он и матрос Конрад. Альбанов - прототип героя книги В. Каверина «Два капитана» - капитана Татаринова. Именем Альбанова назван остров в Карском море, мыс на острове Гукера Земли Франца-Иосифа.

 

« Апрель 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

УФА В КНИГАХ