История в дереве - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Квартальные ценности
Несмотря на примеры удачной реставрации памятников деревянного зодчества, в Уфе остается еще немало остро нуждающихся в реставрации домов, где проживали известные люди. К примеру, Дом Борисовых (Гоголя, 1), где в 1891 году жил семнадцатилетний Федор Шаляпин, служивший в те годы в Губернской земской управе, а впоследствии получивший мировую славу как оперный и камерный певец.
При этом многие эксперты говорят о важности комплексного сохранения памятников старины, которые еще остались на уфимских улицах.
- Когда говорят о деревянной архитектуре Уфы, вспоминают, прежде всего, улицу Октябрьской Революции. Но ансамблей деревянного зодчества в нашем городе сохраняется пока что довольно много: на Аксакова, Достоевского, Дзержинского, Коммунистической, Свердлова, в Нижегородке и так далее, - считает уфимский краевед Анатолий Чечуха. - Одним из самых значимых таких мест я считаю два квартала улицы Гоголя – от Заки Валиди до Пушкина и от Свердлова до Коммунистической. Здесь живёт дух прежней Уфы, сохраняется понятие Уфы старозаветной. Возьмём, к примеру, дома под №22, которые специалисты называют образцом самобытного деревянного зодчества, в орнаменте резных наличников которых использованы плетёные узоры вятских мотивов. В двухэтажном доме по красной линии с 1920-х годов жил Александр Носков (1872 – 1956) – выдающийся учёный-географ, исследователь природы Уфимского края. Кстати, здесь практически все здания связаны с заметными именами уфимской истории. В доме № 21/1 в 1919 году жил комиссар 25-й Чапаевской дивизии Д.А. Фурманов. В доме №21 долгие годы была квартира выдающегося офтальмолога Габдуллы Кудоярова, а в доме №26 – известного учёного и врача-терапевта Дмитрия Татаринова (1877 – 1956). Эти строения и эти имена вкупе с Домом-музеем Мажита Гафури составляют уникальный ансамбль деревянного зодчества.

Тонкости работы
Ведущей организацией Уфы по реставрации является ООО «Артель», работающее в этой сфере с 1992 года.
- Перед тем как начать реставрировать дом-памятник, выполняются его точные обмеры, фотофиксация отдельных элементов и архитектурных особенностей, поднимаются архивные данные, - поясняет главный архитектор-реставратор ООО «Артель» Вали Каюмов. – Затем определяется степень износа конструкции, с учетом которой разрабатывается проект.
В основном исторические дома Уфы строились из хвойных пород – ели и сосны, а дуб применялся лишь для свайных фундаментов. Сохранность срубов очень сильно зависит от состояния фундаментных конструкций и крыши. Если дом стоит очень близко к земле или на стены постоянно попадает дождевая и талая вода, дерево со временем приходит в негодность и в срубах частично или полностью приходится менять наиболее ветхие бревна. Но есть и примеры, когда после снятия облицовочных досок бревенчатые стены более чем вековой давности демонстрируют очень хорошее состояние.
Сейчас ООО «Артель» ведет реставрацию двух выявленных памятников культурного наследия ХIХ века – домов усадьбы братьев Соловьевых на улице Свердлова. Одно из зданий усадьбы – одноэтажное бревенчатое площадью около 160 квадратных метров, у второго два этажа площадью около 340 кв.м, построенных из смешанных материалов. Квартал частного сектора, где располагаются исторические дома, попал под застройку, оператор которой – МУП «Инвестиционно-строительный комитет Уфы» после расселения памятников архитектуры выделил средства на их реставрацию.
Поскольку после революции усадьба Соловьева была отдана под коммунальные квартиры, 140-летние дома пострадали не только от времени, но и собственных жильцов, вносивших постоянные изменения в исходный проект. Перепланировка с изменением расположения внутренних несущих стен и увеличением оконных проемов привела к появлению трещин и снижению прочности всей конструкции.
- На бывшем двухэтажном особняке было проведено укрепление фундамента и стен, имевших серьезные трещины и выбоины, – рассказывает прораб ООО «Артель» Сергей Чащин. – Фундамент, состоящий из
120-сантиметрового слоя бутового камня и известняковых плит, усиливали армированием – закладывался арматурный пояс с опалубкой на глубину метр восемьдесят и больше. Для отвода грунтовых вод был сделан дренаж. В стенах заделаны трещины, пришедшая в негодность старая штукатурка аккуратно удалена и заменена новой. Мы постарались максимально сохранить декоративные элементы экстерьера обоих домов, прежде всего красивую деревянную резьбу. Элементы резьбы были сняты, восстановлены с использованием современных технологий и после нанесения защитного покрытия возвращены на место.
На примере усадьбы Соловьева становится понятным, что качественная реставрация ветхих памятников архитектуры требует времени и стоит немалых средств, нехватка которых представляет основную проблему.
- Стоимость реставрации каждого объекта сильно разнится, но в качестве характерного примера могу привести здание Большого театра Москвы, реставрация которого обошлась в пять раз дороже постройки аналогичного нового здания и заняла в три раза больше времени, - пояснил Вали Каюмов.

Музейный подряд
Нередко деревянные памятники архитектуры сильно мешают комплексной застройке. Отсюда вдруг возникающие пожары – как способ уничтожить ветхое строение и забыть. Выходом может стать создание Музея деревянного зодчества, куда можно было бы переместить попадающие в зону застройки исторические дома. Эта идея, которую уже реализовали многие российские города, в Уфе обсуждается последние 20 лет. Изначально музейный комплекс планировалось создать на месте древнего городища Уфа-II, просто собрав в одном месте исторически ценные деревянные дома и накрыв их стеклянным куполом. Но затем эта концепция была кардинально переработана.
На территории в десять гектаров, ограниченной улицами Менделеева, Сагита Агиша, проспектом Салавата Юлаева и парком Лесоводов Башкирии, было запланировано создание не просто музея, а познавательно-культурного и досугового центра, разделенного на две тематические зоны: старая Уфа с восстановленными памятниками местной деревянной архитектуры и международная деревня с образцами домостроения народов мира. Расходы на перенос архитектурных объектов и приведение их в надлежащий вид должны были взять на себя фирмы-застройщики. Также в музее планировалось воссоздать утраченные памятники архитектуры, память о которых сохранилась только на старых фотоснимках. Это здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (располагалось по улице Мустая Карима, 38), летняя дача Зайковых (находилась на ул. Менделеева, 160) и снесенный в начале 90-х Видинеевский театр, стоявший в Саду имени Сергея Аксакова.
В 2015 году среди архитекторов и авторских коллективов был объявлен конкурс на лучший проект будущего музейного комплекса, но никакой конкретики по перспективам его создания в настоящее время нет.
Вместе с тем потребность в нем существует, тем более что в Уфе уже был удачный пример создания такого рода объекта. В начале 1980-х квартал, прилегающий к Дому-музею Ленина, был отдан под мемориальный комплекс, где удалось воссоздать уголок Уфы начала XX века, который в свой приезд мог видеть Владимир Ильич. Для этого отреставрировали два кирпичных особняка, а 14 деревянных домов возвели заново по канонам дореволюционной архитектуры. К сожалению, в 2002 году мемориальный комплекс снесли, а его территорию отдали под застройку офисами и элитным жильем. Сейчас понятно, что это решение было большой ошибкой, а наш город очень нуждается в подобном объекте.
- Исторические строения должны жить в контексте своей эпохи, то есть сохраняться группой или кварталом, а одинокий деревянный домик среди массива многоэтажек будет выглядеть как-то странно, - считает Вали Каюмов. – В свое время на территорию будущего музея на Сагита Агиша планировалось перенести деревянные дома из квартала между улицами Новомостовой, Пушкина и Заки Валиди. Они были разобраны и впоследствии сгнили при хранении под открытым небом. Я надеюсь, что музейный комплекс деревянного зодчества все же появится в Уфе, ведь от этого зависит сохранение многих уникальных по красоте исторических домов, которые могут поглотить застройка и время.
Алексей ФАТЫХОВ

 

Библиография:

 

Фатыхов, А. История в дереве [Текст] / А. Фатыхов // Уфа. - 2018. - № 11. - С. 28-31 : фот. цв.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Первая аптека в Уфе

В 1787 году в Уфимском крае был введен Приказ общественного призрения, одной из функций которого являлось медицинское обслуживание населения. В этом же году в Уфе открылась первая частная аптека. Казенная появилась лишь в 1807 году, а в середине XIX века в Уфе открылась еще одна частная. Но к услугам аптек могли прибегать лишь состоятельные люди, поскольку лекарства были очень дорогие.

 

« Август 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

УФА В КНИГАХ