Сосфенов с берегов Агидели - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Предметы учения в заведении: Священная история, чтение и письмо Русского, Французского, Немецкого и Латинского языков; первая часть Русской и Латинской грамматики и Арифметики; физическое обозрение глобуса, начала Физической Географии и танцование».
Училище, которым заведовал Сосфенов, находилось на углу Пушкинской и Телеграфной улиц (ныне Пушкина и Цюрупы). Там он и проживал со своим многочисленным семейством.
А должность редактора на общественных началах занял с благословения вице-губернатора А.А. Македонского летом 1845 года. До него неофициального раздела в нашей газете не существовало, так что Ивану Прокопьевичу пришлось создавать его с нуля, искать материалы, приглашать авторов, а первое время просто-напросто все делать самому. Вот почему часть публикаций появлялась под его фамилией, часть под инициалами «С.» или «И.С.», а то и совсем без подписи. Но круг тем, стилистические особенности речи выдают авторство Сосфенова.
В книге М.И. Роднова «Иван Сосфенов: начало уфимской литературы» (Уфа, 2012) рассказывается о краеведческих изысканиях соратников Сосфенова - Лосиевского, Зефирова, Юматова, упоминаются корреспонденции из Стерлитамака, Бугульмы, Троицка, Мензелинска, Оренбурга, но главное - в книгу включены произведения самого Сосфенова, опубликованные без подписи или под псевдонимом Прибельский. Это, например, этнографические очерки о мещеряках, мордве и черемисах.
«Характер Мещеряков более мягкий, нежели грубый, с умом довольно сметливым; телосложения крепкого, но слабее Башкирцев; лицем смуглы, стан их стройный; одежда мужчин состоит более из синего домотканого кафтана; на голове обыкновенно носят низкие татарские шапки, на ногах обувь: лапти и сапоги; страсть их - париться в банях и ездить по гостям».
Или рассказ о путешествии в тарантасе в обнимку с сафьянной подушкой и встрече в деревне Лаклы со старожилом Гиреем. Сосфенов передает его повествование о несчастной участи прекрасной Фаризы и буйном нраве «Саловата, сына старшины Юлая Адналина», описывает Айскую пещеру, связанную с этой печальной историей, опасный путь в ее недрах по камням, под нависающими сводами, при свете лучины.
Самое, пожалуй, интересное - два беллетристических сочинения «Иван Игнатьевич Дюков» и «Вестник спасения и радости». Взяв за основу действительные события из истории осады Уфы пугачевскими войсками, дав героям настоящие фамилии людей того времени и даже делая топографическую привязку к Фроловской улице (Тукаева), где «ныне здания чиновника Энькова, мещан Дюковых и купеческой жены Ветошниковой», Иван Прокопьевич далее дает волю свободному полету фантазии. Он живописует внешность героев, приводит их разговоры. Под его пером молодой нижегородский купец Дюков превращается в почтенного старика Ивана Игнатьевича, казак Губанов, переметнувшийся к пугачевцам, становится его ближайшим соседом, а их дети Андрей и Варинька в лучших литературных традициях любят друг друга и под занавес умирают. Андрей гибнет от пули башкирского повстанца из отряда Чики Зарубина, Варинька уходит из жизни от тоски по милому другу.
«Вестник спасения и радости», тоже из истории пугачевского бунта, написан в ином ключе. Здесь к коменданту города Мясоедову прибывает гонец с известием о том, что мятежники разбиты войсками Михельсона. Гонцом оказывается его сын Владимир. Не обходится и без любовной линии, заканчивающейся веселой свадьбой. Избранница Владимира - дочь воеводы Борисова. А какие диалоги сочиняет Иван Прокопьевич! Прелесть что такое! Будто со страниц романов, печатавшихся в столичных литературных журналах.
«Что же это значит, Владимир Сергеевич?
- То, что мне не хочется уже оставить Уфу: что-то необъяснимое меня привязывает к ней.
- Наверно, и Уфа к вам неравнодушна.
- Ежели так, то взаимное влечение одного предмета или лица к другому и называется симпатиею.
- Благодарю, теперь я хорошо понимаю слово симпатия, - улыбаясь и несколько покраснев, сказала Наташа».
С отъездом из Уфы Македонского, а затем и сменившего его вице-губернатора Балкашина Сосфенов отходит от активной деятельности. Он распродает принадлежавшую ему библиотеку: «По случаю закрытия частной библиотеки для чтения г. Сосфенова в Уфе, продаются у него, по самым выгодным ценам, исторические и географические книги, повести, романы и периодические издания (журналы). Равным образом продается у него коллекция портретов русских авторов». Еще раньше, «по недостатку числа учащихся», начались трудности с пансионом.
В краеведческой литературе встречались сообщения о его окончательном отбытии в Казань. Меня это всегда удивляло. Как же так? Ведь его незамужние дочери и через двадцать лет обитали в Уфе. Олимпиада работала повивальной бабкой (акушеркой), Елизавета - классной дамой Мариинской женской гимназии. Как-то не принято было в то время, чтобы девицы, пусть даже работающие, жили отдельно от родителей. Никуда он, конечно, не уезжал. Подтверждением тому могут служить сведения о военном призыве, помещенные в «Уфимских губернских ведомостях» летом 1876 года.
«Из списка лицам, родившимся в 1855 году и подлежащим исполнению воинской повинности в 1876 году. По метрической выписи Настоятеля Уфимской Ильинской церкви: Родион, сын дворовой девки г. Сосфенова Дарьи Федоровой; Сосфенов Илья Иванов, сын чиновника; Мирон, сын дворовой девки г. Сосфенова Степаниды Николаевой».

Анна Маслова.


Библиография:


Маслова А. Сосфенов с берегов Агидели / А. Маслова // Уфимские ведомости. – 2018. – 6 дек. – С. 20: фот.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестный («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Февраль 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
   

УФА В КНИГАХ