Музей имени Нестерова приглашает на выставку «Арсенал русских царей и императоров» - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Представленные на выставке предметы – выдающиеся памятники русского, западноевропейского и восточного парадного вооружения. Они отражают различные тенденции в оружейной культуре Московского государства XVII века. Ключевым художественным центром в этот период стала Оружейная палата. Примерами создававшегося там драгоценного оружия являются «топоры посольские», сабля, палаш и кончар, булава и шестопёр. Не меньшей ценностью обладало парадное огнестрельное оружие, также представленное в экспозиции. Особое место в русском придворном церемониале XVII века отводилось саадаку – комплекту из лука в налуче и колчана со стрелами. Великолепия царским выездам, в которых участвовали выводные лошади, добавляло парадное убранство русской и восточной работы, хранившееся в Конюшенной казне. Среди экспонатов XVII века можно выделить редчайший булатный клинок работы иранского мастера Реджаб-Али Исфахани, поднесённый царю Алексею Михайловичу в 1675 году послом иранского шаха. Голландские кираса и морион считаются дипломатическим даром российскому самодержцу от статхаудера Нидерландов принца Морица Оранского. Украшенный золотой насечкой шлем-шишак был изготовлен выдающимся кремлевским мастером Никитой Давыдовым для царя Михаила Федоровича; парадная булава связана с именем ведавшего Оружейной палатой боярина Богдана Матвеевича Хитрово.
После XVII века Оружейная палата утрачивает прежнюю роль центра производства оружия высокого уровня, придворные мастерские перемещаются в Санкт-Петербург, новую столицу России. Знаками наступления другой эпохи стало появление и развитие в XVIII веке в России новых оружейных центров, важнейшими среди которых стали Олонец и Тула. Спустя век, в 1810 году, императорский арсенал, известный как Санкт-Петербургская Рюсткамера, по распоряжению императора Александра I был передан Оружейной палате Московского Кремля, с 1806 года получившей статус музея. В числе экспонатов, входивших в ее коллекцию – великолепное восточное оружие, памятники, имеющие отношение к придворной охоте, произведения русских оружейников XVIII века. Среди них – кортик, принадлежавший к оружейному собранию императора Петра I, гайдуцкий палаш с золочёным эфесом, участвовавший в коронации императрицы Екатерины I, гвардейская шпага времён императрицы Анны Иоанновны и тульские пистолеты с вензелями императрицы Елизаветы Петровны.
Режим доступа: https://ufacity.info/press/news/310655.html

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

УФА В КНИГАХ