Реформа в действии - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Реформа в действии

В зоне регионального оператора №1, куда входят Уфа и 14 прилегающих к ней муниципальных районов с общей численностью населения 1,45 миллиона человек, по итогам проведенного конкурса работает МУП «Спецавтохозяйство» Уфы. Ежегодно на этой территории образуется около 750 тысяч тонн бытовых отходов, причем из-за роста потребления и большого количества различной упаковки объем накоплений мусора населением в среднем увеличивается на 3-5% в год. Одна из наиболее остро стоящих перед оператором проблем - обновление автомобильного парка. 

- Парк автомобилей для вывоза мусора насчитывает 130 единиц, из которых около 40 машин - прежде всего морально устаревших «ЗИЛов» с боковой системой загрузки - необходимо менять на новую технику, - пояснил заместитель директора по эксплуатации МУП «Спецавтохозяйство» Уфы Ринат Биккинин.

Суть обновления парка заключается в замене устаревших моделей на более вместительные и эффективные, что позволит обходиться меньшим числом машин, снижая себестоимость вывоза отходов. Так, закупка 7 единиц современной спецтехники на шасси «КамАЗ» позволила заменить 14 устаревших мусоровозов на шасси «ЗИЛ», а две финские «SCANIA» заменили сразу шесть «ЗИЛов». Для работы в заставленных машинами уфимских дворах применяются мини-мусоровозы на базе японского грузовика «ISUZU», каждый из которых может заменить по 2 устаревших «ГАЗа». Сейчас предприятие планирует закупку 4-5 новых мусоровозов -  скорее всего, это будут «КамАЗы» с объемом бункера 16 кубометров. 

Кроме большей вместимости, новая техника имеет специальное оборудование для более эффективного уплотнения загружаемых отходов, позволяя перевозить больший вес в том же объеме. К примеру, в весьма компактный мини-мусоровоз «ISUZU» можно загрузить содержимое сразу 30 евроконтейнеров вместимостью 1,1 кубических метра. А «КамАЗ» с оборудованием для уплотнения мусора в 4-7 раз способен перевозить содержимое 70 контейнеров. 

Оптимальная форма 

Наряду с автопарком в обновлении нуждается и оборудование контейнерных площадок для сбора ТКО. Из 12 тысяч уфимских контейнеров около 7 тысяч имеют высокий износ и морально устарели. Это касается прежде всего моделей, допускающих только боковую разгрузку в мусоровоз, что занимает много времени и нередко ведет к выпадению части отходов. 

- В обновлении контейнерного парка предпочтение отдается современным евроконтейнерам, допускающим заднюю загрузку в бункер автомобиля, что убыстряет процесс и исключает возможность выпадения мусора, - рассказал Ринат Биккинин. - Такие емкости бывают двух типов - металлические из оцинкованных листов и из ударопрочного пластика. Мы отдаем предпочтение последним исходя из соотношения «цена - качество»: пластиковый контейнер стоит около 10-15 тысяч рублей, что значительно дешевле оцинкованного, к тому же его проще мыть и дезинфицировать. Единственный недостаток - низкая устойчивость пластика к огню, но такие потери с лихвой перекрывает его более низкая стоимость. Впрочем, даже в самом бюджетном варианте на полное обновление контейнерного парка Уфы необходимо не менее 70 миллионов рублей. 

Для сбора крупногабаритного и строительного мусора, выступающего одной из главных причин появления стихийных свалок, особенно в районах частного сектора, применяются специальные бункеры-накопители объемом 7,5, 27 и 32 кубических метра. Всего уфимским «Спецавтохозяйством» установлено порядка 230 таких бункеров разной вместимости, и в перспективе их количество будет расти. Основная проблема заключается в себестоимости вывоза крупногабаритных отходов. 

- На себестоимость эксплуатации бункеров-накопителей влияет тот факт, что их содержимое нельзя уплотнить, - пояснил Ринат Биккинин. - Мы пробовали использовать большеформатный транспорт для вывоза сразу нескольких бункеров, но ему сложно маневрировать в городских дворах. Наиболее приемлемым вариантом может стать использование вместительных бункеров на 20-25 кубометров, куда крупногабаритные отходы будут поступать с довольно большой территории, к примеру, площадок ТКО нескольких многоквартирных домов или жилого комплекса. Эту работу на местах должны организовать управляющие компании.

Сортировочный потенциал

Если вопрос вывоза больших объемов бытового мусора решает современная техника, то его захоронение и особенно предварительная сортировка представляет серьезную проблему. Налаживание максимально глубокой сортировки отходов и извлечение ценного вторсырья - одни из главных целей реализуемой в стране «мусорной» реформы. Согласно распоряжению правительства РФ, с 1 января 2018 года на полигоны ТКО запрещено вывозить 67 видов отходов, в том числе лом цветных и черных металлов. С 1 января этого года нельзя закапывать еще 109 наименований, а с 2022-го - 182. 

Запрет на захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, можно будет реализовать только путем организации раздельного сбора и обязательной сортировки. Сейчас в Уфе через сортировку, которую ведут МУП «Спецавтохозяйство» и частная компания ООО «Эко-Уфа», проходит всего около 45% всех городских отходов, объем образования которых составляет порядка 8 тысяч кубометров в день. Для стопроцентного охвата городского мусора на полигоне в Черкассах запланировано строительство нового современного сортировочного комплекса мощностью 400 тысяч тонн в год.

- Заложенные в проект технологии позволят вести углубленную сортировку, в частности, предусматривается возможность установки специального оптического модуля с высокой степенью точности извлечения разных видов вторресурсов, - рассказал Ринат Биккинин. - Реализация проекта позволит улучшить экологическую ситуацию, продлит ресурс полигона у Черкассов и создаст 239 новых рабочих мест.

В состав нового мусоросортировочного комплекса войдет основной корпус для приема и сортировки отходов, где будет смонтировано оборудование для извлечения цветных и черных металлов, дисковые сепараторы для отделения мелких фракций, линия ручной сортировки на 40 постов, 18 ленточных конвейеров, обеспечивающих прием отходов, технологическое продвижение и погрузку неликвидных фракций. Для превращения извлеченных вторресурсов в удобные для перевозки компактные брикеты предусмотрены два высокопроизводительных пресса. Сортировочный комплекс также получит линию приема и обезвреживания отходов I-II классов опасности, установку для переработки автомобильных шин и термического обезвреживания отходов III класса опасности.

Сам полигон у поселка Черкассы, работающий с 1969 года, будет модернизирован: старую площадку планируется закрыть, а для приема мусора будет подготовлена новая, построенная с использованием современных материалов и технологий. Дно полигона покроют специальной геомембранной пленкой, исключающей попадание в почву влаги из гниющего мусора. Загрязненная жидкость будет собираться и поступать на локальные очистные сооружения, а после очистки использоваться для технических целей. Еще одно образующееся при разложении отходов опасное вещество - свалочный газ - также будет собираться и использоваться в котельной в качестве альтернативного топлива.

Нехватка мощности 

Развитие индустрии сортировки отходов порождает новую проблему - дефицит или полное отсутствие мощностей для переработки вторсырья в готовый продукт. 

- Большую часть отсортированного вторсырья приходится вывозить в другие города и даже регионы, - сетует Ринат Биккинин. - В Туймазах и Учалах есть установки для переработки картона. Полиэтилен приходится возить то в Челябинск, то в Ульяновск. В итоге покупатель может диктовать свою цену и добиваться существенных скидок, снижая нашу рентабельность. К примеру, мы отправляем вторсырье попутным транспортом в соседний регион, но покупатель обычно сбивает цену, ссылаясь на его влажность или недостаточную чистоту. Обратно такой «товар» не повезешь, и мы вынуждены соглашаться с не самыми выгодными условиями продажи.

С учетом сложившейся ситуации важным моментом обеспечения «мусорной» реформы становится развитие в Уфе линий по переработке вторсырья, которое может быть отличным исходным материалом для производства качественных и недорогих изделий для коммунальной и строительной сфер. К примеру, из полиэтилена можно выпускать высокопрочную тротуарную плитку, легко выдерживающую удары лопат и ломов и без проблем окрашиваемую в любой нужный заказчику цвет. 

Весьма остро обстоят дела и с приемом на переработку отсортированного стекла, которое сейчас в основном вывозится в другие регионы. Как было заявлено на Экологическом форуме-2018, несмотря на то, что рядом с Уфой расположен один из крупнейших в Европе стеклотарных заводов, производители бутылок предпочитают обходиться без использования стеклобоя. По мнению экспертов, данный вопрос нужно решать с помощью переговоров при содействии региональных властей.

Фатыхов, Алексей  Реформа в действии [Текст]/А. Фатыхов.- (Городское хозяйство) // Уфа .-2019.-№2.- С.50-52 :фото.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Первая аптека в Уфе

В 1787 году в Уфимском крае был введен Приказ общественного призрения, одной из функций которого являлось медицинское обслуживание населения. В этом же году в Уфе открылась первая частная аптека. Казенная появилась лишь в 1807 году, а в середине XIX века в Уфе открылась еще одна частная. Но к услугам аптек могли прибегать лишь состоятельные люди, поскольку лекарства были очень дорогие.

 

« Август 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

УФА В КНИГАХ