История первых театров Уфы - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Видинеевский летний театр. Архивное фото

Рождение первого театра города относится к 70-м годам ХVIII века. В 1772 году на улице Голубиной (ныне Пушкина) в доме мензелинского воеводы ссыльными поляками была поставлена оперетта «Пан Бронислав». Играли они на польском языке. Однако вскоре им запретили давать спектакли.
В 80—90-х годах ХХ века на гастроли в Уфу приезжали несколько раз немецкие труппы. А в 1841—1843 годах сюда прибыла первая профессиональная труппа антрепренера Н. А. Соколова из Казани. Она состояла из 14 человек, репертуар был весьма разнообразен — и водевили, и оперы, и речитативы, и хор, и оркестр, и драматические сцены. Ставили «Ревизора» Н. В. Гоголя, постановка этой пьесы прошла с большим успехом и была встречена оглушительными аплодисментами! Сначала уфимцы охотно посещали спектакли, но затем сборы стали падать, и труппа покинула город.
В 1849—1850 годах Уфу посетила труппа Иванова, ставившая в основном водевили развлекательного характера типа «Аюбовного зелья». Гастроли, как отмечали «Оренбургские губернские ведомости» в № 50 за 1849 год; доставили уфимцам «немалое удовольствие». Публика получила истинное наслаждение от игры трех сестер Соколовых, средняя из которых обладала прекрасным звучным толосом, кроме того, запоминалась игра Максимовой, Литавкина и Петрова?
В 1856 году Уфу вновь посетила труппа Н. А. Соколова. На этот раз она ставила очень удачно выбранные водевили. Артисты: играли естественно, хорошо изучили роли, прекрасно передавали суть пьес зрителям, чем заслужили высокую оценку зрителей и рецензентов?
Своего театра, своей труппы и постоянного помещения для спектаклей в Уфе долгое время не было. Лишь в 1859 году в зале Дворянского собрания местные любители-артисты стали ставить спектакли, имевшие большой успех. Нужно отметить, что в сезон 1859/60 годов они поставили 17 пьес, из которых особой любовью и симпатией зрителей пользовалась пьеса Н. А. Островского «Доходное место».
Однако постоянного профессионального коллектива артистов в городе по-прежнему не было. Театры сдавались в аренду. В 1861 году по инициативе Софьи Александровны Аксаковой, жены Г. С. Аксакова, были собраны деньги на постройку деревянного помещения зимнего театра (три яруса с бельэтажем, ложами, галереей). Театр размещался в квадрате улиц Садовая; Ильинская, Телеграфная, Воскресенская (ныне Матросова, Валиди, Цюрупы, Тукаева). Стоимость билетов колебалась от 30 копеек до 5 рублей. Театр сгорел в 1868 году, и в 1876 году на этом же месте возвели новое двухэтажное здание театра по проекту архитектора Р. О. Карвовского. Наибольшую денежную сумму на строительство здания пожертвовал И. Ф. Базилевский (9 тысяч рублей), поэтому в его честь театр назвали Базилевским. О его открытии сообщалось в «Уфимских губернских ведомостях» за 1876 год: «Вечер 9-го мая ознаменован был приятным для уфимской публики событием — открытием вновь отстроенного театра, в котором был дан 1-й спектакль недавно прибывшей труппой г. Хотева-Самойлова. Открытие театра сопровождалось некоторой торжественностью. Перед началом спектакля сыгран был гимн «Боже, царя храни», на который вся публика откликнулась дружным и громким «ура», а затем был вызван публикой строитель театра, господин губернский архитектор Рудольф Осипович Карвовский, которого вся публика единодушно и тепло приветствовала продолжительными рукоплесканиями». Летний театр тогда находился в саду купца Блохина (ныне сад имени С. Т. Аксакова). Об этом театре отзывы были отрицательные, он напоминал горожанам тесный и грязный сарай! Но вскоре, в 1892—1893 годах, театры — и зимний, и летний, сгорели вновь. В 1894 году заводчик Видинеев, преемник Блохина, построил новое здание летнего театра, поражавшего своим великолепием. Там выступила будущая народная артистка СССР А. А. Яблочкина, игра которой оставила неизгладимые впечатления у уфимской взыскательной публики. Кроме того, шли спектакли оперной труппы Алмазовой, опереточной труппы Максимова и другие? Спустя два года, в 1896 году трактирщик Кляузников открыл ресторан, в котором был частный зимний театр, где с успехом играли «Без вины виноватые» и другие пьесы Н. А. Островского. Особенно запомнилось жителям города такое важное событие, как игра в составе драматической труппы великой русской актрисы Г. Н. Федотовой, исполнявшей главную роль в исторической драме Н. А. Островского «Василиса Мелентьева». В феврале 1897 года «Уфимские губернские ведомости» с восторгом писали: «Театр был полон, несмотря на бешеные цены. Успех, как и следовало ожидать, еще полнее...».
Газета «Уфимские губернские ведомости» регулярно помещала информацию о театральной жизни города Уфы, так в 1905 году, например, она сообщала: «4 декабря, в помещении соединенного собрания, на вновь отстроенной сцене, любителями драматического искусства дан будет спектакль. Поставлена будет оригинальная комедия-фарс из 3-х. действий, соч. И. К. Лисенко-Коныч: «Жены с того света, или Живые покойники».
В рубрике «Театр и зрелища» публиковались объявления о бенефисах актеров, в частности, такого рода: «Сегодня в пятницу состоится бенефис артистки нашей драматической труппы Евдокии Андреевны Долинской, Е. А. поступила на сцену в 1865 году в Казани и беспрерывно по сей день (имеется в виду до декабря 1905 года), несмотря на свои преклонные лета, служит любимому ей искусству. Нет почти провинциальной сцены, на которой за свою 40-летнюю деятельность, не подвизалась и всегда с успехом почтенная юбилярша... В бенефис, на сцене зала в д. Паритина, будет исполнена известная пьеса в 4-х действиях «Мещане», соч. М. Горького»?
В начале ХХ века спектакли в Уфе проходили летом в деревянном Видинеевском театре, зимой — в залах Большой Сибирской гостиницы и Дворянского собрания, на сценах «Общества взаимного вспоможения частному служебному труду» (ныне улица Мустая Карима, 38). В Большой Сибирской гостинице ежедневно по окончании спектаклей выступали «разнохарактерныя дивертисменты труппы Х. К. Скопинова». В «Уфимском обществе взаимного вспоможения частному служебному труду» функционировали в основном демократические любительские театральные кружки, ставившие пьесы Н. А. Островского и Н. В. Гоголя. Построил этот двухэтажный деревянный особняк на каменном цоколе купец первой гильдии Паршин в 1874 году, характерным для него было смешение стилей, сложная, замысловатая резьба. Он был очень удобен для театральных постановок, его с удовольствием посещали горожане, как видно из приведенной выше заметки из газеты «Уфимские губернские ведомости» о бенефисе Е. А. Долиной. Таким образом, современные театральные традиции сегодняшней Уфы возникли не на пустом месте.

Библиография:

Нигматуллина И. В. Уфа театральная / И. В. Нигматуллина // Старая Уфа. - Уфа : Белая река, 2007. - С. 212-214. - Библиогр. в сносках (7 назв.)

 

Гусь лапчатый и другие лица

В 1772 году ссыльные поляки сыграли в доме уфимского воеводы Никиты Модарова пьесу «Пан Бронислав» с пением и танцами. Небывалое зрелище произвело на зрителей огромное впечатление. Так началась в нашем городе история театра. Домашние спектакли ставились силами любителей, а в 1861 году появилось первое театральное здание, устроенное радением Софьи Александровны, супруги уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова. Уфа видела многих выдающихся артистов на сцене театра в Видинеевском саду (ныне сад Аксакова), в доме Паршина (Дом офицеров), в Дворянском собрании, приезжавших на гастроли. Собственной постоянной труппы здесь не было, зато существовало Общество любителей музыки, пения и драматического искусства, спектакли ставились силами учеников народных училищ и гимназистов и даже рабочих.
В «Уфимских губернских ведомостях» можно прочитать о железнодорожном театре и тех постановках, которые шли на его сцене. Так, в октябре 1906 года газета писала:
«Пятого октября в железнодорожном театре шла драма Салова «Гусь лапчатый». Нам не приходилось ранее бывать на спектаклях в этом театре, и из любопытства мы отправились. Большая зрительная зала, с массою воздуха, покатым асфальтовым полом, производит хорошее впечатление; единственный недостаток состоит в том, что публике во время антрактов негде прогуляться, кроме прохода между рядами стульев и скамеек. Публику в громадном большинстве составляла молодежь обоего пола, не исключая и детей школьного возраста. Промежутки между действиями были заполнены музыкою военного оркестра. Сцена в театре, по своей величине и полной приспособленности, - лучшая в городе из зимних театральных помещений».
«Гусь лапчатый» был выбран, надо думать, из-за близости пьесы к гуще народной жизни. Рецензент особо не говорит ни об авторе, ни о содержании пьесы, полагая, видимо, что об этом все и так знают. Но мы-то не в курсе. Попробуем выяснить.
Имя Ильи Александровича Салова, из дворян Пензенской губернии, гремело в свое время по всей России. Он рано начал служить в канцелярии московского губернатора, что было связано с разъездами по России по делам «ревизских» сказок», потом был мировым судьей и земским начальником. По недостатку средств он не смог даже закончить гимназии, не говоря уже об университетском курсе, но литература его мощно манила, а служебная деятельность бесперебойно снабжала живыми впечатлениями.
Печататься Салов начал с 1850-х годов. Его повестями, рассказами, романами зачитывались, их переводили на иностранные языки - немецкий, французский, английский. Интеллигенция видела в них отражение народного характера и вскрытие социальных язв, читатели из народа - близкие им картины тяжелой жизни простых людей и насмешки над богатеями и аристократами. Он много сотрудничал с «Современником», «Отечественными записками», с журналом «Время» под редакторством Салтыкова-Щедрина и много почерпнул из общения с ним. Взять хотя бы говорящие фамилии его героев по примеру «Истории одного города».
К драматургии обратился в более поздние годы, нередко приспосабливая для сцены свои прозаические произведения. Таким был и «Гусь лапчатый». Главный герой пьесы кабатчик Облопошев, ставший правдами и неправдами крупным землевладельцем, в полном соответствии с популярным и ныне фразеологизмом был и пройдошистым, и плутоватым, хитрил, изворачивался, обманывал.
Разбогатев, он желает жить по-барски и обзавестись благородной женой, а прежнюю, слишком простую, выселяет в подвал. Изо всех сил он пытается научиться изысканным манерам, старается изъясняться умными словами, поглядывая, правда, в записную книжку, чтобы чего-нибудь не перепутать, и, конечно, ошибается, говоря, например, «меланхолический» вместо «мифологический»,
Облопошев делает предложение сельской учительнице «благородного происхождения» в таких словах:
- Точно-с, сознаюсь, старенек я для вас, но я еще не перестарок. Не подхожу я к вам и по происхождению. И это верно-с. Но зато я богат, Елена Петровна. Прежде Дубарово-то вашему роду принадлежало, а теперь оно принадлежит мне.
Но под конец он попадает в руки еще более ловкого проходимца. Разоренный, разбитый параличом «гусь лапчатый» умирает, вызывая вдруг сочувствие зрителей и, как пишет рецензент, «слезы на глазах».
Роль Облопошева в спектакле железнодорожного театра исполнил Алексеев, роль адвоката, который обвел Облопошева вокруг пальца, - Зенкевич. Разорившуюся старуху-аристократку играла Ярославцева, учительницу - Симская, смешную и жалкую всеобщую приживалку - Токарева. Тут же присутствовали никчемные сын и дочь Облопошева. В общем, драматург всех высмеял, за малым исключением. Актеры с переменным успехом пытались соответствовать.
В целом рецензент остался доволен. Он похвально отозвался об устройстве театра и выборе пьесы, дружном ансамбле актеров-любителей, о пользе такого рода развлечений для рабочей аудитории.
«Театр, находящийся на станции «Уфа», в ведении мастерских Самаро-Златоустовской железной дороги, в котором исключительно играют любители, производит на посетителя весьма приятное впечатление и, прежде всего, от самих любителей драматического искусства.
Надо отдать справедливость всем лицам, принимающим горячее участие в этом симпатичном и полезном деле. Цель подобных развлечений дает возможность объединять все слои общества железнодорожного элемента и, тем самым, получить одну семью уравновешенную, независимо от положения, носящего служебный характер. Вы видите здесь и слесаря, и токаря, и самого начальника местных мастерских».
Вот только отсутствие извозчиков до города его порядком разочаровало. «В хорошую, светлую ночь, какова была вчерашняя, и в такую сухую погоду, это приятная прогулка, но каким образом возвращается в город в грязные и темные осенние ночи публика - мы не знаем; вероятно, это сопряжено с большими затруднениями и опасностью».
Анна Маслова.

Библиография:

Маслова А. Гусь лапчатый и другие лица / А. Маслова // Уфимские ведомости. – 2019. – 5 сент. – С. 21: фот. -(Уфаведение)(Год театра). - Режим доступа: http://vedomosti102.ru/chetverg/3457-gus-lapchatyy-i-drugie-lica.html

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Оленькин цветочек

Некоторые краеведы считают, что у аленького цветочка из сказки Аксакова был конкретный прототип - вид растения пион узколистный (Paeonia tenuifolia), встречающийся в оренбургских степях, где бывал Аксаков. Также рассказывают, что первоначальным названием сказки было "Оленькин цветочек" и была она посвящена внучке Сергея Аксакова, дочери Григория Сергеевича Аксакова. Сюжет для "Аленького цветочка" Сергей Аксаков не придумал, а услышал когда -то в далеком детстве от ключницы Пелагеи.

 

« Сентябрь 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

УФА В КНИГАХ