Чтобы свалка не росла - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Чтобы свалка не росла

Вы рады, что в вашем дворе появились контейнеры для раздельного сбора мусора?

- Конечно. Теперь собираю бумагу, стеклянные бутылки и емкости от шампуня в разные пакеты и опорожняю каждый отдельно. Ведь страшно подумать, какими темпами будет расти городская свалка, если все это продолжать складывать в общий мусор! - говорит пенсионерка Гульшат К.

Я разговариваю с жильцами дома №3 по улице Ахмет-Заки Валиди. Теперь - в рамках пилотного проекта по раздельному сбору - они счастливые обладатели площадки с красным (стекло), синим (бумага) и желтым (пластик) контейнерами. 

- А вы ими пользуетесь? - спрашиваю молодую маму Викторию С., как раз вышедшую во двор с коляской.

- Пока нет. У нас контейнер - обычный - стоит прямо около подъезда, и мы пользуемся им. Сортировать мусор пока некогда, да и когда выходишь из дома с ребенком, для нескольких пакетов просто рук не хватает…   Но когда сын немного подрастет, я обязательно этим займусь! - говорит девушка.

А как бы я хотела, чтобы возле моего дома появились такие контейнеры! Пластиковые бутылки отношу в сетчатый накопитель за три квартала; коробочки из-под пасты, лекарств и чая рука не поднимается выкидывать,  а донести до пункта приема макулатуры все нет времени…

Эксперимент по раздельному сбору коммунальных отходов в Кировском районе начался в мае по личной инициативе его нового главы Илвира Нурдавлятова. Здесь появилось 25 площадок с тремя разноцветными контейнерами: у памятника Салавату Юлаеву, у стадиона «Динамо», на Верхнеторговой площади и в обычных дворах. 

- Как известно, в Италии, если выкинете «посторонний» мусор в не предназначенный для него контейнер, вас ждет внушительный штраф. А уфимцы сразу стали распределять все отходы правильно?

- Многие обрадовались новой системе и освоили ее сразу. Но не все. Мы проводили агитационную работу: с жителями встречались представители и администрации, и ЖЭУ. И сегодня то, что должно выкидываться в отдельные контейнеры, попадает именно туда. И наоборот.

Рейс в неделю - и порядок

Между прочим, в Уфе есть и активные группы экологических активистов, которые мечтают о системе раздельного сбора, о четкой, жесткой системе, охватывающей много видов вторсырья - как в Европе - много лет. И проводят «субботки-переработки», сдавая частным предпринимателям даже использованные мягкие пакеты от молока. Они же называли и главное препятствие для организации этой системы: если сейчас (исключая территорию эксперимента) за мусором приезжает одна машина раз в день, то при раздельном сборе понадобится несколько машин - для каждого вида ресурсов. И «мусорному» оператору это невыгодно.

О том, как преодолеть данную трудность, «УВ» рассказал представитель МУП «Спецавтохозяйство» - начальник отдела по сбору и сбыту вторсырья Владислав Залилов.

- По «раздельным» контейнерам мусоровозы - а для них годится любой наш мусоровоз с боковой загрузкой - отправляются в отдельные рейсы. За бумагой и пластиком - еженедельно, за стеклом - реже, его собирается меньше. 

За неделю на всех 25 площадках набирается 1-2 тонны бумаги и картона (на прошлой неделе - 1700 килограмм), 500-700 килограмм пластика. Что касается того, что в желтый контейнер попадают не только ПЭТ-бутылки, а самый разнообразный пластик… ведь для каждого вида контейнеры не поставишь. (Один контейнер, кстати, стоит от 14 000 руб). А мы его досортировываем - и отправляем на переработку еще много других видов пластика. Например, ПНД и ПВД (полиэтилен низкого и высокого давления) - флаконы из-под шампуней, косметики, бытовой химии, канистры, те же пакеты, полистирол и полипропилен - одноразовая посуда, упаковки от тортов и так далее. В конце концов, даже белый ПЭТ (из-под молока, кефира) раньше не собирали. Видите, сколько всего теперь не едет на свалку! Собственно говоря, мы давно собираем прозрачную ПЭТ-тару и отдельно, но с данным экспериментом это не связано. Ее популярность как вторсырья связана с тем, что полиэтилентерефталат можно перерабатывать до 10 раз. И даже снова изготавливать те же самые бутылки.

Всего же сегодня отсортировываем и отправляем переработчикам 13 видов вторсырья.

«Переработчики сами выходят на нас»

- И куда же отправляются бумага, бутылки, стекло?

- Правильнее сказать, как раньше, «макулатура» - бумага и картон. Они уезжают на Туймазинский комбинат, где превращаются в гофрокартон. Уже есть договоренность с Пермским ЦБК - скоро начнутся поставки и туда. Переработчиков пластика много: в Подмосковье, в Екатеринбурге. В Уфе есть предприятие, которое перерабатывает ПЭТ до состояния полуфабриката (а не просто прессует и отправляет в Москву, хотя начиналась отрасль именно с этого). Естественно, работаем и с ним.

Стекольных заводов в стране тоже достаточно, с несколькими сейчас ведутся переговоры. 

- Мне кажется, что сдать использованную стеклянную бутылку и использовать повторно - как это делалось в Советском Союзе - гораздо экономичнее, чем каждый раз выплавлять из стеклобоя новую. Сколько энергии, должно быть, при этом тратится! 

- Не совсем так. На мойку и дезинфекцию «вторичных» бутылок придется потратить много воды, химических средств, да и электроэнергии тоже. Плюс проверка на микротрещины: сегодня требования к стеклотаре гораздо строже, чем в СССР. Так что экономичней вряд ли получится. 

- Так можно ли сказать, что вторсырья в Кировском районе теперь собирается намного больше, а значит, эксперимент успешен? И какой его вид наиболее перспективен для того, чтобы построить у нас завод по его переработке?

- Безусловно, вторресурсов для переработки стало больше. Но чтобы говорить точнее, нужно проанализировать статистику хотя бы за полгода, а лучше за год - сейчас подводить какие-либо итоги рано. И, кстати, мы планируем выйти с инициативой расширения эксперимента и на другие районы Уфы. А что касается новых заводов… Давайте загрузим имеющиеся. Сейчас все они страдают от нехватки сырья.

И все мы знаем, почему. Причины этого я встречаю прямо по пути на работу. Еще слишком много граждан считают за труд донести использованную бутылку даже до ближайшей урны…

Климович, Екатерина  Чтобы свалка не росла [Текст]/ Е. Климович.- (Дежурство по городу) // Уфимские ведомости.- 2019.-№45.-(20 июня).- С.6:фото.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Уфимский трамвай

Первый трамвай в Уфе начал ходить в ночь с 23 на 24 января 1937 года, а официально регулярное трамвайное движение было открыто 1 февраля 1937 года. Весь парк Управления городской железной дороги тогда насчитывал 5 моторных и 3 прицепных вагона. Согласно статистике, за первый год работы трамваи перевезли 7701200 человек. Первым уфимским вагоновожатым стал сам начальник строительства трамвайных путей Шишов. Длина первых трамвайных линий составляла шесть километров. Было организовано два маршрута. Один шел с угла нынешних улиц Коммунистической и Ленина до пересечения с улицей Пермской. Другой начинался там же, следовал по Ленина с поворотом на улицу Революционную и далее до депо.
В 2008 году началось сокращение протяжённости путей. В августе-сентябре полностью демонтированы трамвайные пути на проспекте Октября и на въезде в Черниковку. Построены 2 разворотных кольца: северное — вокруг памятника М. Калинину на остановке «Улица Трамвайная» и южное — рядом с Госцирком.

 

« Декабрь 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ