Первомайская, Восьмиэтажка и «орджаник»: музей Боевой Славы рассказал об уфимской Черниковке - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Площадь имени Серго Орджоникидзе переходит еще в одну аллею – Первомайскую. Когда идешь по ней, кажется, что она упирается в небо. А на самом деле – в знаменитые уфимские восьмиэтажки. Какой-то уже современный рабочий, обновляя лепнину, умудрился перевернуть советскую звезду острием вниз. В свое время эти дома стали первыми в городе «высотками», произвели настоящий фурор – ими любовались, а живущим на самом верху завидовали. А еще это были первые жилые здания с лифтами. Оставляем оживленную улицу и сворачиваем во дворы. Говорят, что раньше в каждом из них было по голубятне. Кое-где еще встречаются остатки былых излишеств. Уже покрытые многочисленными слоями краски скульптуры. Но даже под ними видно, что работал профессиональный скульптор. А еще есть полуразрушенные давно не работающие фонтаны… и странного вида воздухоотводы от каких-то подвальных помещений.
После войны бомбоубежища считались такой же необходимой частью городской инфраструктуры как школы, детские сады и библиотеки.
Мы подошли к месту, откуда строительство улицы начиналось. Камень в основание фундамента этого здания был заложен 9 мая 1945 года. Так что название некогда главного кинотеатра Советской Башкирии более чем символично. В то время строителей не хватало. Поэтому к его возведению, как и к последующей застройке этого района, привлекали пленных немцев.
По левую сторону от бывшего кинотеатра «Победа» стоят образцы сталинского неоклассицизма, по правую – уже хрущевки. Здесь начиналось и заканчивалось строительство советского города будущего, города мечты, которым в глазах первых послевоенных строителей был Черниковск. Для кого-то таким он остается и сегодня.

Режим доступа: https://gtrk.tv/novosti/148965-pervomayskaya-vosmietazhka-ordzhanik-muzey-boevoy-slavy-rasskazal-ufimskoy

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Уфимский трамвай

Первый трамвай в Уфе начал ходить в ночь с 23 на 24 января 1937 года, а официально регулярное трамвайное движение было открыто 1 февраля 1937 года. Весь парк Управления городской железной дороги тогда насчитывал 5 моторных и 3 прицепных вагона. Согласно статистике, за первый год работы трамваи перевезли 7701200 человек. Первым уфимским вагоновожатым стал сам начальник строительства трамвайных путей Шишов. Длина первых трамвайных линий составляла шесть километров. Было организовано два маршрута. Один шел с угла нынешних улиц Коммунистической и Ленина до пересечения с улицей Пермской. Другой начинался там же, следовал по Ленина с поворотом на улицу Революционную и далее до депо.
В 2008 году началось сокращение протяжённости путей. В августе-сентябре полностью демонтированы трамвайные пути на проспекте Октября и на въезде в Черниковку. Построены 2 разворотных кольца: северное — вокруг памятника М. Калинину на остановке «Улица Трамвайная» и южное — рядом с Госцирком.

 

« Ноябрь 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

УФА В КНИГАХ