Загадки человека по имени Зирах - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Вам не кажется, что кое-какие положения в этой цитате, мягко говоря, устарели? А давайте-ка попробуем прокомментировать данный текст с использованием новейших достижений наших историков и краеведов, а также на фоне несколько, мягко говоря, другой обстановки и в корне порой переменившихся взглядов на наше прошлое.
Итак, Аполлоний Александрович Зирах (ударение на а) родился в 1855 году в Бузулуке. Но с 1896 г. жил в Уфе. С переездом к нам в город, кажется, всё ясно: Уфа – центр губернии, и Зирах приехал сюда из дальнего села. Но из… соседней – Самарской губернии. Если учесть, что Зираху уже за сорок, ответ на вопрос о причине переезда будет не так прост и пока он без ответа.
Почти четверть века прожил в нашем городе Аполлоний Александрович. Сегодня все интересующиеся знают, что работал он страховым агентом в Уфимском губернском земстве (нынешний адрес – Цюрупы, 12). Но, как видите, полвека назад даже для такого доки, как Н.Н. Барсов, это было тайной.
Имя Зираха как бы находилось под запретом. Даже в вышедшей в 1976 году 600-страничной книге «История Уфы» (под ред. Р.Г. Ганеева, В.В. Болтушкина,
Р.Г. Кузеева и Х.С. Сайранова) нашлось место лишь для ТРЁХ (!) снимков фотографа (для самых привередливых уточню: на 99-й, 131-й и 231-й страницах). Но прошу излишне язвительных граждан не беспокоиться по поводу того, что фототворчество Зираха «слишком патриархально и плохо отражает революционную направленность тогдашней истории нашей страны». Никак нет, у Зираха десятки фотографий, на которых запечатлены события 1917-1918 гг. – от первомайских демонстраций – до церемонии похорон погибших революционеров в парке Свободы (бывшем Ушаковском). Об этих фотокадрах в апреле 1927 г. писал в «Красной Башкирии» ещё Пётр Ищериков*.
Версия с запретом подтверждается вроде бы и тем, что в конце 80-х всё изменилось: прошли выставки фотографий Зираха, были опубликованы сведения из его формулярного списка (личного дела). Всегда хранившегося, кстати, в Центральном историческом архиве в открытом доступе, так что тема запрета может быть интересна лишь любителям конспирологии. А снимки не печатались только потому, что не было качественных репродукций из альбомов, хранящихся в Национальном музее. О существовании же авторских отпечатков и, тем более, оригинальных негативов Зираха никто тогда просто не знал. Да и об их авторе, похоже, тоже мало что было известно.
Зато в далёком октябре 1924 г. газета «Башкортостан» сообщала: «Человек по имени Зирах, умирая, оставил завещание, по которому он передал в дар Башкирскому центральному музею много фотографий. Зирах работал в уфимском земстве, затем служил в Совнархозе. Он был настоящим мастером фотографии. Всю жизнь он посвятил собиранию и деланию этой уникальной коллекции. Башсовнархоз, Госплан, Наркомпрос выделили 200 рублей на изготовление альбомов с фотографиями… Но пока они не аннотированы».
К 1928 году все фотографии были подписаны и наклеены (причём даты художник указал по новому стилю). По этой же причине и мяч дореволюционные футболисты гоняют «в Якутовском саду». Интересно, подписаны ли были автором снимки с обратной стороны или в конце 20-х и так всё было ясно?
Любимейшими местами съёмки во все времена года для Зираха были Оренбургская переправа и река Белая. Но почему-то некоторые интересные объекты не попали в поле зрения фотографа. Например, Успенская и Рождественская церкви, третья соборная мечеть (на нынешней Лесопильной улице), вторая пожарная часть (нынешний адрес – К. Маркса, 39). Возможно, эти фото просто не попали в альбомы или затерялись ещё раньше.
Главная загадка Зираха (особенно в наш меркантильный век), наверное, такая: что подвигало его и в жару, и в мороз выходить с треногой из уютного дома на улицу? Даже если он и начинал фотографировать в 1908-м с целью фиксации застрахованного объекта, то очень быстро главной в его фотопоходах стала просто жизнь Уфы во всех её проявлениях. Уличные сценки, люди у реки и на ярмарке, погодные диковины, городские пейзажи, новые красивые дома – много чем он интересовался. Денег Зираху за его труд никто не платил, все материалы он приобретал за свой счёт, а современники наверняка считали его просто городским сумасшедшим. Так вот, повторю вопрос: что стимулировало Зираха на его подвижничество? Возможно, таким его сделал новый ХХ век, породивший целую вереницу подобных культуртрегеров, если принять определение этого слова в том числе и как «репетицию человека будущего».
Но почему всё же великолепное фотонаследие Зираха фактически малоизвестно? Самой полной коллекции его работ нет, пожалуй, даже в Национальном музее, ведь некоторое количество отпечатков является собственностью коллекционеров, хотя 90 лет назад Пётр Ищериков, знавший об этих фотографиях, утверждал, что «к получению их приняты меры». Собрать бы их. Для начала можно было выпустить хотя бы каталог всех известных снимков Аполлония Александровича, хотя, конечно, и для этого одного желания явно недостаточно…
И о последней загадке Зираха. Его похоронили на Сергиевском кладбище, неподалёку от могилы Ольги Извековой (метров 30 вправо от сторожки): много лет назад на место его последнего приюта указала племянница легендарного фотографа. Но память человеческая - это не фотография…

* «Останавливают внимание до сих пор не известные и нигде не опубликованные снимки моментов февральской и октябрьской революций в Уфе, празднования 1 мая в 1917 г., похороны в парке «Свободы» замученных белыми жертв революции; есть также снимки с первого памятника на братской могиле расстрелянных колчаковцами при бегстве из Уфы в мае девятнадцатого года – на староуфимском шихане. Памятник этот в настоящее время уже не существует».
Анатолий ЧеЧуха

 

Библиография:

  1. Чечуха А. Загадки человека по имени Зирах / А. Чечуха. - Текст : непосредственный // Уфа. - 2019. - № 11. - С. 52-53: фот.
  2. Чечуха А. Загадки человека по имени Зирах / А. Чечуха. - Текст : электронный // Уфа. - 2019. - № 11. - URL: https://journal-ufa.ru/index.php?id=55149&num=216(дата обращения: 12.05.2020)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Кино Уфы

Первый киносеанс в Уфе прошел 29 сентября 1901 года, кинотеатры начали работать в городе с 1904 года. Вначале фильмы демонстрировались в "Театре общества любителей физических упражнений", позже были созданы специально оборудованные "электротеатры" - "Фурор", "Эффект", "Юлдуз". Первые сеансы шли несколько минут, потом их продлили до полутора и даже двух часов. При этом показывали несколько фильмов - и драмы, и комедии, и хронику. Поскольку фильмы были немые, их сопровождали игрой на рояле или скрипке.

 

« Сентябрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
    

УФА В КНИГАХ