Книга к 100-летию Башкирского театра возвращает истории забытые имена - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Работа над книгой начиналась по инициативе и при поддержке бывшего худрука Башдрамы Олега Ханова.
«Эта книга очень ценна для нас. Когда Айсылу Сынтимеровна приносила материалы и знакомила меня, ком стоял в горле от судеб тех людей, которые, несмотря ни на что, и в 1937 году продолжали работать, играли спектакли. За то, что играл роль Заки Валиди — его осуждали. Сыграл не так, написал не так — осуждали. Перед глазами проходят лица, события, фотографии — и ты думаешь: «Йэ Ходай, а если бы я был там, жил в то время, как я бы отреагировал? Не было ли бы мне стыдно за свои поступки потом?!». Ведь уходили люди, которые служили верой и правдой. Это чувства сопереживания за тех людей, которые строили театр, вели театр в самые сложные годы, — их судьбы отражены здесь», — отметил Олег Ханов.
Авторы поблагодарили корифеев башкирского театроведения Суюндука Саитова и Суфию Кусимову, откликнувшихся на просьбу и представивших свои интересные и глубокие материалы. Также в книгу вошли труды молодых театроведов республики по современному периоду — Эльвиры Абдракиповой, Ирины Шамсутдиновой, Эльвиры Давлетбердиной, Риды Бурановой, Алии Мамбетовой.
Башкирские тексты на русский язык перевел Азамат Галлямов, русские тексты на башкирский язык — Сарвар Сурина. Художник Марат Рахимов создал дизайн книги так, чтобы она была привлекательна и для молодежи, и для старшего поколения.
Книга опубликована в издательстве «Китап», каждый из томов тиражом 1000 экземпляров. Юбилейное издание будет продаваться в фирменном магазине издательства.
Презентация книги состоялась накануне в рамках празднования 100-летия Башкирского театра. В дальнейшем презентации юбилейного издания планируется проводить в тех городах, куда театр будет выезжать на гастроли.
Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/1387321-kniga-k-100-letiyu-bashkirskogo-teatra-vozvrashchaet-istorii-zabytye-imena/

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

УФА В КНИГАХ