Сто лет назад здесь пахло хлебом - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Наша пекарня видела, как в этой части города кипела торговая и ремесленная жизнь. Мимо громыхали телеги с грузом, летом поднимая пыль, а осенью и весной, увязая в грязи, простой люд толкался в поисках нужного товара или шел на службу.
Почему же пекарня находится в глубине двора, а не на красной линии? А потому что на ней располагался хозяйский двухэтажный дом, ныне утраченный. Пекарня была дворовой постройкой, но хорошо проглядывалась с улицы. Видимо поэтому фасад имеет довольно нарядный вид, украшен кирпичными карнизами и фризами.
Перед тем, как приступить к реставрации здания Павел Георгиевич проделал большую исследовательскую работу, чтобы узнать о его прошлом.
Раскладочная ведомость налогов на недвижимое имущество г. Уфы (II часть, 1897 г.) подсказывает, что под №408/406 указан участок Ивановой Марии Аверьяновны - тогда по ул. Казарменной, 34, а ныне Красина, 46а. В Справочной книге г. Уфы 1908 г. значится еще один хозяин - Муллин Игнатий Федорович.
По данным Справочной книжки г. Уфы 1911 г. в списке владельцев мелких предприятий фигурирует хлебопекарня Смирнова по ул. Казарменной, 34 (видимо, помещение арендовано у Ивановой М.А., может быть частично) и экипажное кузнечное заведение Муллина по ул. Казарменная, 34/1. Это указывает, что здание построено в 1908-1911 гг.
По данным переписей 1923 и 1926 гг. усадьба с пекарней принадлежала Горхозу и, вероятно, арендована Николаем Даниловичем Егоршиным. На восточном фасаде сохранилась еле читаемая надпись краской «Образцовая хлебопекарня Николая Даниловича Егоршина». Орфография послереволюционная. В 1950-60-е годы здесь был коммунальный дом, в котором проживали четыре семьи. После расселения в нем размещался склад ЖЭУ-11. А перед тем, как за него взялся инвестор, здание несколько лет пустовало.
Инвестор достоин доверия
Досталось оно Павлу Мазину в довольно унылом состоянии. Облицовочная кладка местами обрушилась, на одной из стен образовалась трещина, окна наглухо заложены, полукруглый свод ворот на первом этаже частично перестроен, обрушился деревянный пристрой, есть и другие повреждения, вызванные временем. С большим энтузиазмом взялся Павел Георгиевич за его реставрацию, арендовав здание на льготных условиях. Есть такая программа – аренда памятника старины за рубль. Что, правда не совсем так. По ее условиям, сначала инвестор должен вернуть постройке первоначальный вид. На это дается три года, в течение этого времени необходимо оплачивать рыночную стоимость аренды. В случае с пекарней - двести тысяч рублей в год. Раньше завершишь восстановление - меньше заплатишь. Но реставрация – длительный процесс, быстро не получается.
- Сначала мы хотели попробовать свои силы на небольшом объекте, чтобы не требовалось больших вложений в аренду, так как сама реставрация и составление необходимой документации тоже обойдется в немалую сумму. Предлагалось еще несколько домов по этой программе, но с большой арендной платой. Например, одно из зданий на улице Октябрьской революции за полтора миллиона рублей в год, - сказал руководитель фирмы «Проект-М».
Вы не подумайте, что это так просто: арендовал здание, выдали ключи, пришел и начал штукатурить стены. Это в первую очередь длительная процедура подготовки большого объема документации, куда входит согласование с «Башкультнаследием». Здесь возник еще один пунктик. На момент, когда компания Мазина бралась за это дело, здание являлось выявленным объектом культурного наследия. Однако инвестор провел экспертизу, чтобы включить его в реестр объектов культурного наследия республиканского значения, таким образом, обеспечив ему и прилегающей территории охранный статус.
- Есть множество объектов, имеющих признаки культурного наследия. Для того, чтобы включить их в реестр или, наоборот. снять статус, необходимо провести экспертизу. Нам она обошлась в 150 тысяч. Но, учитывая, что в одной нашей республике сотни таких зданий, итоговый бюджет, конечно, гораздо больше. Но есть еще один важный фактор - нужна заинтересованность в этой работе, - высказывает точку зрения Павел Георгиевич. - Я понимаю и власть, не раз обжигавшуюся на недобросовестных инвесторах. Некоторые доводят памятники до разрушения. Наш офис находится на улице Октябрьской революции, мы наблюдаем, что во многих зданиях старинной постройки идет расселение, но дома не должны оставаться бесхозными, это ведет к их гибели. Тому есть немало печальных примеров. Необходимо привлекать инвесторов, которые могли бы восстанавливать здания для последующего использования. Что касается программы аренды памятника за рубль, то можно было бы предусмотреть дополнительные возможности для инвесторов. Например, по истечении срока аренды приватизировать отреставрированное здание на льготных условиях. Своим примером мы хотим доказать, что есть добросовестные инвесторы. Надеемся, что если мы захотим двигаться дальше в этом направлении, то и нам власть пойдет навстречу.
Однако для инвестора это определенный риск. За три года пока идет реставрация здания, аренда составит шестьсот тысяч, прибавим к этому уже освоенную внушительную сумму на восстановительные работы. А сколько еще потребуется вложить! Всего аренда рассчитана на 25 лет, за это время он должен вернуть вложенное. Пока конечного варианта, что делать со зданием дальше, у него нет. Вероятнее всего это будут помещения под торговлю, офисы. Проблема в том, что в одиноко стоящее среди частных построек здание на отшибе бизнес не затащишь. Но Мазиным двигает благородное желание сохранить для потомков хоть небольшой осколок старины.
Проблему обсудили…
Проблема сохранения старины актуальна не только для Уфы, но и других городов России. Сохранять или не сохранять – вопрос то и дело становится камнем преткновения, разделив общество на два противоположных лагеря.
Во вторник эту тему обсудили на совещании по сохранению исторического облика города и привлечению инвестиций в реставрацию объектов. Свою позицию высказал начальник Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Уфы Олег Байдин: «В частности, проанализировав опыт других городов, мы предлагаем внедрить в Уфе практику по продаже объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, по начальной максимальной цене 1 рубль с выставлением требований по реставрации».
Сейчас ведется разработка генплана, поэтому необходимо определить процедуры по сохранению объектов культурного наследия.
Однако пока применяется практика перекладывания на девелопера обязательств по восстановлению исторических объектов в квартале застройки. И не все из них заинтересованы в том, чтобы исполнить свои обязательства.
В городе находятся 874 объекта культурного наследия, 330 из которых включены в реестр объектов культурного наследия, 544 относятся к выявленным памятникам истории и культуры. Только 33 объекта - в муниципальной собственности, 16 из них — в неудовлетворительном состоянии.
Хочется надеяться, что механизм сохранения памятников старины будет выработан и Уфа не потеряет своего неповторимого облика, когда среди современных стеклянных и бетонных многоэтажек вдруг открывается прошлое.
Альбина Зубарева.

Библиография:

  1. Зубарева А. Сто лет назад здесь пахло хлебом / А. Зубарева. – Текст : непосредственный // Уфимские ведомости. - 2019. - № 93 (19 дек.). - С. 16 : фот. 
  2. Зубарева А. Сто лет назад здесь пахло хлебом / А. Зубарева. – Текст : электронный // Уфимские ведомости. - 2019. - № 93 (19 дек.). – URL: http://vedomosti102.ru/chetverg/3676-sto-let-nazad-zdes-pahlo-hlebom.html (дата обращения: 23.05.2020).

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Ноябрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

УФА В КНИГАХ