В Уфе вышла книга о Файзи Гаскарове на основе уникальных документов и воспоминаний дочери - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

«Они (документы и фотографии — ред.) исторически правдиво рассказывают нам о том сложном жизненном пути, который прошел Файзи Адгамович, о времени, в которое он жил. Освещают рутинную, но очень важную сторону его работы по закладыванию основ башкирского балета и национальной хореографии. Впервые читатели увидят семейные фотографии Гаскарова, ознакомятся с его письмами жене, с перепиской Файзи Адгамовича с друзьями и соратниками», — отметил автор в предисловии.
Одним из самых драматичных эпизодов в повествовании становится описание ситуации травли и увольнения Файзи Гаскарова в марте 1970 года с должности руководителя созданного им Ансамбля народного танца, ныне носящего его имя. События «черного понедельника» воссоздаются на основе актов, протоколов, дневниковых записей Файзи Гаскарова.
«После трагического для папы заседания коллегии министерства культуры он несколько дней ни с кем не разговаривал. Грозился даже уничтожить все созданные им танцы. Отец очень переживал, что его отлучили от его детища, ансамбля, который составлял смысл его жизни», — с болью отмечает дочь.
Интерес вызывают страницы книги, в которых автор пишет о балете «Журавлиная песнь». Гюльнара Файзиевна считает, что имя Файзи Гаскарова должно быть указано в афише как постановщика-соавтора.
«Файзи Гаскаров не просто автор идеи и либретто «Журавлиной песни». Он ее идейный вдохновитель, организатор и активный участник постановки балета. В статье Н. Анисимовой прямо говорится, что весь второй акт — это национальные танцы и обычаи. И действительно, откуда ленинградская примадонна могла знать башкирские традиции, игры, психологию, на которых, собственно, и держится балет?! Она могла придать действию подлинный профессионализм — да, известный шик — да, но явно, что основную работу по созданию балета проделал Файзи Адгамович», — пишет дочь.
Продолжая эту тему, Гюльнара Файзиевна касается истории создания в 1958 году фильма-балета «Журавлиная песнь» на Свердловской киностудии, в котором, по мнению автора, были нарушены авторские права.
В книге письма, документы, рукописи, расшифровки танцев Гаскарова опубликованы без правок, в полном соответствии с оригиналами. В оформлении книги используются редкие афиши концертов ансамбля, а также многочисленные эскизы костюмов к танцам с рабочими пометками самого маэстро.
16 марта в конгресс-холле «Торатау» в рамках сольного концерта ансамбля пройдет презентация книги о Файзи Гаскарове «За кулисами танца».
Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/1418421-v-ufe-vyshla-kniga-o-fayzi-gaskarove-na-osnove-unikalnykh-dokumentov-i-vospominaniy-docheri/

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Ноябрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

УФА В КНИГАХ