Андрей Митрофанович и другие - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
В сентябре 1918 года в «Большой Сибирской» состоялось так называемое Государственное совещание, которое было призвано решить вопрос о создании единой власти, объединить армии многочисленных правительств для борьбы с Советской республикой. Так появилась Уфимская директория – единое правительство на не подчиняющейся Москве части страны. Так что наша Уфа хоть и всего на несколько недель стала столицей России, правда, далеко не всей.  
Интересно, что и разогнавший эту самую Директорию Верховный правитель России А.В. Колчак во время своего визита в Уфу в мае 1919 года останавливался здесь же, в «Большой Сибирской».
А за несколько месяцев до этого, 21 января (с конца декабря 1918-го и до марта следующего года Уфа была в руках большевиков), в Новом клубе выступал Ярослав Гашек. Тем не менее «литературная история» здания открывалась не автором «Бравого солдата Швейка»: ещё 11 ноября 1915 года с этой же сцены Константин Бальмонт призывал публику «быть как солнце».
После окончательного взятия Уфы красными в июне 1919 года в гостинице разместился штаб 5-й армии, а с 1926 года она стала называться «Домом Красной армии». В феврале 1932 г. на республиканский съезд башкирских писателей приехал Александр Фадеев. Приехал, чтобы задержаться почти на восемь месяцев. 12 апреля писатель выступил в бывшей «Большой Сибирской» на встрече писателей с командным составом Красной армии.
С началом Великой Отечественной войны по адресу Сталина, 43, в помещениях, где когда-то торговали приказчики А.М. Паршина, разместилось оборудование «Октябрьского натиска» – самой большой типографии Башкирии (она была создана в годы Гражданской войны на базе типографии
Н.К. Блохина). Начиная с осени 41-го здесь много раз бывал человек, лицо которого «было некрасивым и грустным, а главное – совсем простым, как у деревенского мужика» – Андрей Платонов. Давший такое его описание Сергей Довлатов историю о своей встрече в младенчестве с автором «Котлована» и «Чевенгура», скорее всего, придумал. Тем не менее трудно отрицать то, что мать его десятки раз проходила с коляской мимо типографии, а также мимо Башгосиздата, который располагался кварталом ниже, ведь буквально в ста метрах выше по улице стоял дом, в котором она жила с сыном.
Но вернёмся к Паршину. В Уфимском календаре 1876 г. владельцем мануфактурного магазина в Гостином дворе указан купец 2-й гильдии Митрофан Иванович Паршин. Во всех последующих справочниках встречаем только имя его сына, причём в адрес-календаре на 1889 год имя
А.М. Паршина как действующего члена различных организаций упоминается целых шесть раз! В качестве гласного губернской и уфимской уездной дум он записан как купец 2-й гильдии, почётного мирового судьи – как губернский секретарь, а в качестве кандидата на должность директора Уфимского городского банка Андрей Митрофанович обозначен ни много ни мало как кандидат математики! То есть он был выпускником какого-то университета, скорее всего, Московского. В разделе «Объявления» справочников ежегодно повторяется реклама магазина Андрея Паршина: лисьи, кенгуровые (!), енотовые и беличьи меха, бобровые и песцовые воротники, меховые дамские шапочки и муфты, полотно и скатерти, сукно, шёлк, тюль, ковры, сатин, ситец и прочее, прочее, прочее.
Любопытные воспоминания о жене А.М. Паршина оставила Екатерина Александровна Толстая: «В конце 80-х годов большое место в музыкальной жизни Уфы занимала семья Варвары Димитриевны Паршиной, урожденной Савостьяновой [в церковных книгах – Севастьянова. – А.Ч.]. Ученица Антона Рубинштейна, она создала в Уфе школу. Её лучшими учениками были Серебренникова, Мария Петровна Лузинова (Рыбченко) и Николай Оттович Рубинштейн… Свекровь Варвары Димитриевны – Авдотья [Евдокия. Между прочим, родная тётя П.И. Костерина, дом которого ныне занимает Башкортостанская таможня. – А.Ч.] Антоновна Паршина, совсем тёмная крестьянка, носившая самотканые сарафаны в девичестве, будучи впоследствии женой уфимского купца «красным товаром», говорила своим знакомым: «Андрюша наш (муж Варвары Димитриевны) взял бесприданницу». Узнав об этом, Варвара Димитриевна и начала давать уроки музыки. Слава её как педагога была так велика, что желающих учиться у неё являлось столько, что она многим вынуждена была отказывать... Уже глубокой старушкой (в 1939 году) В.Д. Паршина давала уроки музыки в Москве». Не помешает здесь и цитата из книги С.Я. Елпатьевского: «Местный чиновник Савостьянов, как рассказывали мне, долго играл первую скрипку в оркестре московского Большого театра и, когда уходил из него, чтобы переселиться в Уфу, получил от московского общества чудесную редкостную скрипку… Дочь Савостьянова окончила Петербургскую консерваторию певицей и пианисткой...».
Прочитав это, думаю, мало кто удивится, что и сын её был известен не только как купец. Относительно недавно краевед Татьяна Тарасова обнаружила в фонде РАН письмо А.М. Паршина к академику Николаю Александровичу Морозову, датированное 1910-м годом. Письмо, надо сказать, философского содержания!
Примерно с 1902 г. Андрей Митрофанович жил в Москве, на Остоженке, в доме Варваринского общества. В Уфе оставались магазин и недвижимость, более того, в 1905-м Паршин купил двухэтажный кирпичный дом на Малой Казанской. Внушительные суммы, как утверждает историк Михаил Роднов, были и на банковском его счёте. Истинный купец! А вот родители его относились поначалу к крестьянскому сословию.
Анатолий ЧЕЧУХА
 
Библиография:
 
Чечуха А. Андрей Митрофанович и другие / А. Чечуха. – Текст : электронный // Уфа. –  2018. –  № 8. – URL: https://journal-ufa.ru/index.php?id=5119&num=201 (дата обращения: 06.05.2020)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Кино Уфы

Первый киносеанс в Уфе прошел 29 сентября 1901 года, кинотеатры начали работать в городе с 1904 года. Вначале фильмы демонстрировались в "Театре общества любителей физических упражнений", позже были созданы специально оборудованные "электротеатры" - "Фурор", "Эффект", "Юлдуз". Первые сеансы шли несколько минут, потом их продлили до полутора и даже двух часов. При этом показывали несколько фильмов - и драмы, и комедии, и хронику. Поскольку фильмы были немые, их сопровождали игрой на рояле или скрипке.

 

« Сентябрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
    

УФА В КНИГАХ