Андрей Митрофанович и другие - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
В сентябре 1918 года в «Большой Сибирской» состоялось так называемое Государственное совещание, которое было призвано решить вопрос о создании единой власти, объединить армии многочисленных правительств для борьбы с Советской республикой. Так появилась Уфимская директория – единое правительство на не подчиняющейся Москве части страны. Так что наша Уфа хоть и всего на несколько недель стала столицей России, правда, далеко не всей.  
Интересно, что и разогнавший эту самую Директорию Верховный правитель России А.В. Колчак во время своего визита в Уфу в мае 1919 года останавливался здесь же, в «Большой Сибирской».
А за несколько месяцев до этого, 21 января (с конца декабря 1918-го и до марта следующего года Уфа была в руках большевиков), в Новом клубе выступал Ярослав Гашек. Тем не менее «литературная история» здания открывалась не автором «Бравого солдата Швейка»: ещё 11 ноября 1915 года с этой же сцены Константин Бальмонт призывал публику «быть как солнце».
После окончательного взятия Уфы красными в июне 1919 года в гостинице разместился штаб 5-й армии, а с 1926 года она стала называться «Домом Красной армии». В феврале 1932 г. на республиканский съезд башкирских писателей приехал Александр Фадеев. Приехал, чтобы задержаться почти на восемь месяцев. 12 апреля писатель выступил в бывшей «Большой Сибирской» на встрече писателей с командным составом Красной армии.
С началом Великой Отечественной войны по адресу Сталина, 43, в помещениях, где когда-то торговали приказчики А.М. Паршина, разместилось оборудование «Октябрьского натиска» – самой большой типографии Башкирии (она была создана в годы Гражданской войны на базе типографии
Н.К. Блохина). Начиная с осени 41-го здесь много раз бывал человек, лицо которого «было некрасивым и грустным, а главное – совсем простым, как у деревенского мужика» – Андрей Платонов. Давший такое его описание Сергей Довлатов историю о своей встрече в младенчестве с автором «Котлована» и «Чевенгура», скорее всего, придумал. Тем не менее трудно отрицать то, что мать его десятки раз проходила с коляской мимо типографии, а также мимо Башгосиздата, который располагался кварталом ниже, ведь буквально в ста метрах выше по улице стоял дом, в котором она жила с сыном.
Но вернёмся к Паршину. В Уфимском календаре 1876 г. владельцем мануфактурного магазина в Гостином дворе указан купец 2-й гильдии Митрофан Иванович Паршин. Во всех последующих справочниках встречаем только имя его сына, причём в адрес-календаре на 1889 год имя
А.М. Паршина как действующего члена различных организаций упоминается целых шесть раз! В качестве гласного губернской и уфимской уездной дум он записан как купец 2-й гильдии, почётного мирового судьи – как губернский секретарь, а в качестве кандидата на должность директора Уфимского городского банка Андрей Митрофанович обозначен ни много ни мало как кандидат математики! То есть он был выпускником какого-то университета, скорее всего, Московского. В разделе «Объявления» справочников ежегодно повторяется реклама магазина Андрея Паршина: лисьи, кенгуровые (!), енотовые и беличьи меха, бобровые и песцовые воротники, меховые дамские шапочки и муфты, полотно и скатерти, сукно, шёлк, тюль, ковры, сатин, ситец и прочее, прочее, прочее.
Любопытные воспоминания о жене А.М. Паршина оставила Екатерина Александровна Толстая: «В конце 80-х годов большое место в музыкальной жизни Уфы занимала семья Варвары Димитриевны Паршиной, урожденной Савостьяновой [в церковных книгах – Севастьянова. – А.Ч.]. Ученица Антона Рубинштейна, она создала в Уфе школу. Её лучшими учениками были Серебренникова, Мария Петровна Лузинова (Рыбченко) и Николай Оттович Рубинштейн… Свекровь Варвары Димитриевны – Авдотья [Евдокия. Между прочим, родная тётя П.И. Костерина, дом которого ныне занимает Башкортостанская таможня. – А.Ч.] Антоновна Паршина, совсем тёмная крестьянка, носившая самотканые сарафаны в девичестве, будучи впоследствии женой уфимского купца «красным товаром», говорила своим знакомым: «Андрюша наш (муж Варвары Димитриевны) взял бесприданницу». Узнав об этом, Варвара Димитриевна и начала давать уроки музыки. Слава её как педагога была так велика, что желающих учиться у неё являлось столько, что она многим вынуждена была отказывать... Уже глубокой старушкой (в 1939 году) В.Д. Паршина давала уроки музыки в Москве». Не помешает здесь и цитата из книги С.Я. Елпатьевского: «Местный чиновник Савостьянов, как рассказывали мне, долго играл первую скрипку в оркестре московского Большого театра и, когда уходил из него, чтобы переселиться в Уфу, получил от московского общества чудесную редкостную скрипку… Дочь Савостьянова окончила Петербургскую консерваторию певицей и пианисткой...».
Прочитав это, думаю, мало кто удивится, что и сын её был известен не только как купец. Относительно недавно краевед Татьяна Тарасова обнаружила в фонде РАН письмо А.М. Паршина к академику Николаю Александровичу Морозову, датированное 1910-м годом. Письмо, надо сказать, философского содержания!
Примерно с 1902 г. Андрей Митрофанович жил в Москве, на Остоженке, в доме Варваринского общества. В Уфе оставались магазин и недвижимость, более того, в 1905-м Паршин купил двухэтажный кирпичный дом на Малой Казанской. Внушительные суммы, как утверждает историк Михаил Роднов, были и на банковском его счёте. Истинный купец! А вот родители его относились поначалу к крестьянскому сословию.
Анатолий ЧЕЧУХА
 
Библиография:
 
Чечуха А. Андрей Митрофанович и другие / А. Чечуха. – Текст : электронный // Уфа. –  2018. –  № 8. – URL: https://journal-ufa.ru/index.php?id=5119&num=201 (дата обращения: 06.05.2020)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

УФА В КНИГАХ