Все ненужное - на слом! - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Но обо всём по порядку. В 1867 - 1871 гг. по инициативе губернатора С.П. Ушакова в Уфе появился новый парк, в 1872-м он обзавёлся прекрасными входными воротами с названием, а также устрашающей табличкой: «Нижнимъ чинамъ и собакамъ входъ воспрещенъ!» Но в 1918-м он стал парком Свободы, украшавшее ворота название «Ушаковскiй паркъ» оказалось не у дел. Как только его не занавешивали, вот только беда в том, что каждый раз приходилось выкраивать фанеру сложной формы, потому как остальную красоту хотели всё же сохранить. Воротам в Случевском парке, например, повезло больше, потому что на них не было фамилии губернатора, т.е. «эксплуататора».
Кстати, Ушаковский парк был настолько популярным, что открыток с видом одних только его ворот вышло не менее десяти. Но вот что любопытно: ни на одном из сотен (!) снимков фотолетописца Уфы начала ХХ века Аполлония Зираха ворот этих нет. Несмотря на то, что работал фотограф буквально в трёх минутах ходьбы от парка - в Губернской земской управе.
Отлитые на Златоустовском заводе ушаковские ворота простояли сто с лишним лет. Правда… Впрочем, об этом чуть позже. В 1948-м они попали в объектив, а года через два на их месте начали возводить поистине грандиозное сооружение, которое и сегодня вспоминают многие уфимцы - великолепную арку с раскрытой в сторону улицы колоннадой, которая знаменовала торжество страны-победителя, ведь с 1943 года парк носил имя Героя Советского Союза Александра Матросова. Украшенное сверху звездой, с вазонами по краям и барельефами Ленина и Сталина сооружение это воспринималось как триумфальная арка. Собственно, и появилось оно по той причине, что прежние ворота загораживали вид на установленный в 1951-м в центральной аллее парка памятник Матросову (скульптор Леонид Эйдлин).
Монументальное сооружение можно было бы назвать уникальным, если бы аналогичные не стояли в других городах страны. А кое-где ворота даже сохранились, в г. Иваново, например. Архитектурные сооружения подобной, «подковообразной», формы были распространены очень широко. И не только в области садово-парковых построек. Вспомним хотя бы колоннаду Казанского собора в Петербурге, уфимской Спасской церкви, а также наземный вестибюль станции московского метро «Кропоткинская» (архитектор Самуил Кравец).
«Но ведь можно ворота в парке держать всегда открытыми, для чего же их нужно было сносить?» - удивятся те, кто помоложе. Дело в том, что ещё лет шестьдесят назад ворота открывались редко. Желающих попасть в парк было немало, но вход стоил рубль (в ценах до реформы 1961 года), и прямо в новой арке были устроены кассы. 7 июня 1958 года газета «Советская Башкирия» сетовала на то, что работа мест культурного отдыха, т.е. парков и садов, «почему-то носит коммерческий характер», в то время как горсоветы «Москвы, Куйбышева, Горького и ряда других городов Российской Федерации приняли решения об установлении бесплатного входа во все парки».
…Звезда над парадным входом быстро разрушилась, и её место занял флаг. В ноябре 1961 года убрали барельеф Сталина, а для симметричности вскоре сняли и изображение Ленина, на месте которого появилась мемориальная доска, напоминавшая о том, что в июне 1900 года вождь гулял здесь и встречался с социал-демократами. Старые ворота перенесли на вход с улицы Тукаевской. Правда, надпись с названием оставить не решились. Лишь год выпуска - 1872-й - продолжал украшать одну из чугунных колонн. Но летом 1976 года при прокладке трубопровода к заводу имени Кирова ворота были попросту уничтожены, хотя работам они не мешали. Дело в том, что на противоположной стороне улицы Тукаева уже строилось здание обкома КПСС, и, согласно проекту, парк культуры и отдыха должен был превратиться в обычный сквер. Даже памятник
А. Матросову не «вписался» в новый проект и его перенесли в колонию имени Матросова (хотя с 1958 г. там уже был бюст героя).  А с того дня, как начали строить подземный переход, дни простоявших почти тридцать лет ворот были сочтены…
Анатолий ЧЕЧУХА

Библиография:

Чечуха А. Все ненужное - на слом! / А. Чечуха. – Текст: электронный // Уфа. – 2018. –  № 4. – URL: https://journal-ufa.ru/index.php?id=5003&num=197
(дата обращения: 07.05.2020)
 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Ноябрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

УФА В КНИГАХ