Прокудин-Горский Сергей Михайлович (1863-1944) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Прокудин-Горский Сергей Михайлович

С. М. Прокудин-Горский (третий слева) с членами Фотографического отдела Российского Технического Общества. 1908 г.

С.М. Прокудин-Горский (1863—1944) — представитель старого дворянского рода. Выпускник Александровского лицея, он увлёкся химией и поступил на естественный факультет Технологического института. Одновременно посещал лекции и лабораторные занятия в университете, которые вёл Дмитрий Иванович Менделеев.
Химик-технолог по образованию, он наряду с преподавательской деятельностью, увлекался фотографией. Был известен как скрипач-любитель, брал уроки живописи в Академии художеств. В 1890-х годах уехал за границу, намереваясь усовершенствовать свои знания в области химии. В Берлинской высшей технической школе он познакомился с Адольфом Мите, крупнейшим специалистом в области цветной фотографии по методу цветоделения, предложенному ещё Джеймсом Максвеллом.
Вернувшись на родину, Прокудин-Горский открывает в Петербурге первые фотографические курсы. Четыре года Прокудин-Горский возглавлял журнал «Фотограф-любитель», в котором впервые в мире дал практическое руководство по применению метода фотосъёмки «в натуральных цветах». Параллельно с работой в журнале Сергей Михайлович начинает осуществление грандиозного замысла по цветной съёмке всей России.
Министерство путей сообщения выделило фотографу специально оборудованный пульмановский вагон, а также отдельный пароход.
В конце июля — начале августа 1910 года Прокудин-Горский делает многочисленные снимки Уфы и Златоуста. Дело в том, что за шесть лет до этого император Николай II был в Уфе проездом, но по каким-то причинам не смог подняться в город. В Уфе было сделано 10 цветных снимков. К сожалению, три снимка в цвете до нас не дошли: должно быть, негативы разбились, остались лишь контрольные отпечатки с них в путевом дневнике-каталоге Прокудина-Горского.
Не сохранилось никаких данных о том, сколько времени пробыл "царский фотограф" в Уфе, кто его сопровождал, кто ему помогал.
С. М. Прокудин-Горский фотографировал город со всех возможных точек: с Лагерной горы, со Случевской, с Пугачевской слободы. Снимал Архиерейку, первую соборную мечеть, Благовещенский женский монастырь, Нижегородку. А с того места, где раньше была остановка транспорта "Улица Некрасова", сделал панорамный снимок, на котором Уфа как на ладони.
Россию Прокудин-Горский покинул в 1918 году, а умер в 1944 году. Через четыре года около 2 000 фотопластинок приобрела Библиотека Конгресса США.

Библиография:

  1. Краснова Р. Царский фотограф / Р. Краснова // Родословная Уфы. - Уфа, 2004. - Кн. 1. - С. 42-49.
  2. Чечуха А. Царский фотограф / А. Чечуха // Бельские просторы. - 2007. - № 12. - 170-175.

Ущелье (район нынешней ул. Красина)

и Нижегородка

Встреча Николая II на уфимском вокзале.

29 июня 1904 г.

Вид на Уфу с Усольской горы

Уфа. Вид на Первую соборную

мечеть из Случевского парка

Старая Уфа. 1910 г.

Вокзал и Никольская церковь. 1910 г.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

УФА В КНИГАХ