Сыромятников Василий Степанович (1885-1981) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Сыромятников Василий Степанович

Василий Степанович Сыромятников родился в 1885 г. в д. Зильдярово Белебеевского района Уфимской губернии. В 1912 г. окончил художественную школу в Казани, учился у П. П. Бенькова и Ю. С. Евстафьева. С 1916 г. жил и работал в Уфе. В 1916-1919 годах - участник выставок Уфимского общества любителей живописи.  Преподавал в школах, до 1937 г. был научным сотрудником Башкирского Государственного Художественного Музея. Был одним из основателей Уфимского отделения Ассоциации художников революционной России (1926), художественных мастерских «Башхудожник». Много подвижнического труда В. С. Сыромятников вложил в сбор произведений народного башкирского творчества. Он был не только образованным художником, но и общественным человеком. 20—30-е годы — расцвет его общественной активности. В 1920—1937 гг. он был тесно связан с художественным музеем (впоследствии им. М. В. Нестерова), был его научным сотрудником. Как художник и работник музея, он был одним из первых, кто предпринял экспедиции по районам республики для изучения, сбора материала и по возможности приобретения предметов народного быта и творчества. Благодаря энергии и усилиям Василия Степановича были приобретены первые экспонаты для музея. Это его золотой фонд. На протяжении многих лет был членом правления Башкирского Союза Художников СССР. Неоднократно публиковал статьи о народном искусстве Башкирии. Умер в 1981 г.
Его жизнь как художника началась вместе с началом художественной жизни в Уфе.
Самое первое произведение Василия Степановича, имеющееся в фондах художественного музея им. М. В. Нестерова, — небольшой этюд «Троицкий собор» 1915 года, воссоздающий осколочек старой дореволюционной Уфы.
Одна из основных тем творчества художника - образ строящейся Уфы. На выставке в Национальном музее РБ многих любителей прежней Уфы восхищали небольшие по размеру работы Василия Степановича Сыромятникова, показывавшие наш город начала 1950-х. Был там и «Жилой дом на ул. Ленина». Редко кому сразу удалось признать в нём дом под  № 44-46, ведь сейчас он выглядит абсолютно иначе из-за появившегося уже во второй половине 1950-х крыла по улице Чернышевского.


Библиография:

  1. Сыромятников В. С. // Корифеи башкирского изобразительного искуства: альбом-каталог выставки / авт.-сост. С. В. Игнатенко. - Уфа, 2013. - С. 42-44, 115.
  2. Фенина Э. Скромный талант: о творчестве художника В. С. Сыромятникова / Э. Фенина // Бельские просторы. - 2005. - № 2. - 150-153.
  3. Чечуха А. Дом на улу. - Режим доступа: http://www.journal-ufa.ru/index.php?num=152&id=3488

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ