Постоянной и крепкой была связь М. В. Нестерова с Уфой. Уехав, он всегда мыслями был в родном городе.
С Уфой связана история создания большинства дореволюционных произведений художника. Он приезжал сюда «работать картины» даже тогда, когда переехал на постоянное место жительства в Киев, а затем в Москву, чтобы работать над ключевыми своими полотнами. Здесь написаны «Пустынник», «Под благовест», «Зимой в скиту», «Явление отроку Варфоломею» и другие картины. Много путешествуя по Европе, открывая для себя то Кавказ, то Крым, то русский Север, Нестеров неизменно стремился в Уфу. Здесь жили его старики-родители и верный друг – сестра Александра. Здесь воспитывалась его дочь Ольга. Сюда шел бесконечный поток писем родным. Поэтический образ величавой природы родного края Нестеров воспел во многих своих картинах, а также в многочисленных этюдах, которые зачастую звучат как самостоятельные полотна.
Так, небольшая по размеру работа «На Урале», изображающая бескрайние уральские просторы, воспринимается как пейзаж эпического значения. В 1896 году Нестеров пишет картину «На горах» (Киевский музей русского искусства). Его дочь Ольга Михайловна Шретер отмечала, что эта одна из любимейших картин отца была создана в окрестностях Уфы. «Тогда там был дачный посёлок и кумысное заведение. Замечательно красивые места на берегу реки Уфа...».
А сколько работ он посвятил реке Белой, о которой писал: «Белая, как капризная девушка, постоянно меняет направление, то она повернёт вправо, то влево… Берега живописные, мягкие, дно неглубокое, воды прозрачные, бледно-зелёные. Недаром названа она Белой». В его пейзажах – плавное течение её вод, отражающих световые, цветовые рефлексы. В этюде «Река Белая» (1909), написанном в момент заката, когда в воде отражаются разноцветные небесные сполохи, художник удачно передал элегическое состояние покоя и умиротворения угасающего дня.
Берега реки Белой были особо любимым местом художника. На фоне уральских далей и реки выполнен его «Автопортрет» (1915) и одна из наиболее известных работ «Портрет дочери» («Амазонка», 1906).
В 1906 году Нестеров работает над живописным этюдом «Чертово городище», который позднее послужит основой для картин «Родина Аксакова» (художником было сделано несколько вариантов). Название «Чертово городище» до сих пор смущает исследователей, ведь место с таким названием всегда находилось на берегу Уфимки.
В 1914-м появляется очередной вариант его картины «На родине Аксакова». Ничем вроде бы не примечательный сюжет - холм, на котором и Аксаков-то, скорее всего, никогда не был. Чем же он так привлёк внимание живописца, если за несколько лет появилось целых пять вариантов полотна? Причём, если самый первый из них - это этюд с натуры - с домиками на склоне и мостом через Белую, то позже все признаки города исчезают. На хранящейся в уфимском художественном музее картине, например, - полностью. А то вдруг у холма появляется фигура женщины. Или на её месте возникает монах-схимник с клюкой, а на самом холме, где при жизни художника стоял обычный домик (и где в 1967-м был установлен памятник Салавату), появляется часовня. После смерти уфимских родных это практически единственный посвященный Уфе сюжет (в 1935-м была ещё «Река Уфимка»).
Уфа — старинный губернский город — в конце XIX века состояла преимущественно из деревянных домов, сохранившихся ныне лишь на отдельных улочках. Верхняя часть города, отстроенная в период регулярной планировки, состояла из каменных домов Ногаева, Виденеева, Поносова-Молло, центральных городских архитектурных ансамблей Гостиного двора, Дома губернатора с Присутственными местами, а также культовых сооружений. Именно в этой части города проживала семья Нестеровых на улице Александровской (ныне Ленина).
К сожалению, сегодня родной дом нашего знаменитого земляка, стоявший некогда напротив Аксаковского Народного дома (ныне Театр оперы и балета), мы можем увидеть лишь на фотографии, выполненной А. Зирахом.
После смерти сестры Нестеров продал усадьбу уфимскому земству, и там обосновался губернский книжный склад. А позднее, в 1950 годы дом был снесён, а на его месте построена гостиница.
В творчестве М. В. Нестерова есть еще 2 картины, на которых запечетлен родной город. В Третьяковской галерее хранится его работа «Домик в Уфе» (1884), в собрании Башкирского Государственного Художественного Музея им. М. В. Нестерова этюд под названием «В Уфе». На небольшом холсте изображён вид с крыльца флигеля (или, возможно, из его дворового окна) на Торговые ряды и строящуюся Александровскую часовню. Хорошо видна деревянная арка между домами, позже заменённая каменной, остатки снега в скрытых от солнца местах.
Часовня на картине, скорее всего, подготовлена к оштукатуриванию, а это было не раньше 1889 года. По воспоминаниям Михаила Васильевича, а также по сохранившимся его письмам из Уфы можно утверждать, что картина выполнена в конце марта – начале апреля 1889 года. Перед поездкой в Италию Нестеров тогда приехал в родной дом, гордый тем, что выполнил наказ отца, – картину «Пустынник» приобрёл для своей галереи П. М. Третьяков: «Весной с одним из первых пароходов я, счастливый, уехал в Уфу, где и был принят, на сей раз, как настоящий художник».
Скорее всего, из окна родительской усадьбы был написан и этюд с Александровской часовней, находившейся на площади Гостиного двора. Кстати, на эскизе к картине «Под домашним арестом» имеется приписка «ученик В. Г. Перова Нестеров М. посвящаетъ свой первый трудъ Марии Мартыновской. В память лета 1883 г.» (авторская орфография).
1883 год был особым в жизни М. Нестерова. Приехав в Уфу на каникулы, как вспоминал сам Михаил Васильевич, этюды писать не хотелось. Слоняясь без дела, он завёл дружбу с фотографом, который охотно снимал его «в разных более или менее «разбойничьих» видах и позах», отражавших бунтарский дух начинающего художника. Одним из любимейших мест уфимской публики в то время был Ушаковский парк.
Именно здесь Нестеров впервые встретил Марию Ивановну Мартыновскую с подругой. «Какое милое, неотразимое лицо, говорил я себе, не имея сил отойти от незнакомок», — писал Нестеров. Вновь он увидел её случайно, через несколько дней на Успенской улице. И поехал за ней на лошади.
Однако счастье их было недолгим — 27 мая 1886 года Мария Ивановна умерла, оставив Нестерову дочку Олюшку. Детские годы девочки с 5 до 11 лет прошли в Уфе в семье Нестеровых, и позднее, вплоть до своего замужества, Ольга Михайловна всегда с удовольствием ездила в Уфу.
Память о родном городе у художника всегда была связана с дорогими ему людьми и юношескими воспоминаниями. Михаил Васильевич часто бывал в Уфе, пока были живы его родители и сестра.
Последний раз посетил её в 1914 году, но при этом всегда с ностальгией вспоминал о своей родине. Певец Святой Руси — Нестеров после революции особенно болезненно ощущал свою оторванность от художественной жизни страны. Вспоминал о жизни в Уфе, с восторгом говорил о божественной красоте природы, об окрестностях Уфы, где любил часто бывать».
Нужно отметить, что на всём протяжении своей жизни М. В. Нестеров поддерживал активную переписку с сотрудниками Уфимского художественного музея, с его директорами И. Е. Бондаренко, Ю. Ю. Блюменталем, с научным сотрудником Ф. Л. Эрнстом, искусствоведом и журналистом Н. Н. Барютиным", присылал регулярно поздравительные адреса на все юбилеи музея. А также оказывал помощь в комплектации музейной коллекции. Так, он ходатайствовал перед Музейными фондами о пополнении его дополнительными произведениями искусства, позволяющими создать ретроспективную экспозицию искусства, продолжал дарить свои работы. В 1927 году как дар художника в музей поступил незаконченный вариант картины «Видение отроку Варфоломею», который художник начал писать ещё в 1889 году в Уфе.
О влиянии Нестерова на молодых художников и созданный им музей можно судить по следующим воспоминаниям. Б. Ф. Домашников в своё время писал: «Для меня Михаил Васильевич Нестеров был и остается великим учителем, добрым наставником. Живопись его не ярка, но деликатна, скромна по рисунку, изящна и стройна по исполнению... Еще начинающим художником, на первом курсе училища, я впервые увидел его полотна и влюбился в Нестерова, в его благородство. Когда-то я делал копию с его этюда «Два лада» и всем своим существом художника почувствовал притягательную силу не только самих картин, но и самого художника как личности, всего огромного его творчества».
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова не только хранит память о нашем знаменитом соотечественнике и его бессмертных произведениях, но и по мере сил и возможностей продолжает комплектовать «нестеровскую» коллекцию. Со времени смерти М. В. Нестерова в 1942 году музей продолжает поддерживать тесные связи с семьёй художника, с его дочерьми и внучками, которые помогали и помогают ему в приобретении работ и архивных материалов о его жизни и деятельности, способствуя тем самым увековечению памяти об удивительном художнике и нашем земляке.
Библиография:
- Михаил Нестеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-nesterov.ru/. – Загл. с экрана.
- Чечуха, А. Нестеровская Уфа: краеведческий калейдоскоп / А. Чечуха // Бельские просторы. – 2012. - № 5. – С. 150-153.
- Чечуха, А. Родина Нестерова / А. Чечуха // Уфа. – 2012. - № 5. – С. 36-37: фот.
- Чечуха, Анатолий. Эхо давних дней: о М. Нестерове / А. Чечуха // Уфа. - 2009. - N 8. - С. 76-79. - (Родословная Уфы).