Елгаштина Мария Николаевна (1873-1966) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Елгаштина Мария Николаевна

Марию Николаевну Елгаштину в культуре Башкортостана принято считать одним из основателей местного изобразительного искусства; практически по ее инициативе появился первый в Уфе организованный коллектив художников. Это случилось осенью 1913 года, и содружество назвали без затей «Уфимский кружок любителей живописи». Участников было немного, все они стали потом известными художниками — А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, К. С. Девлеткильдеев, В. С. Сыромятников и И. И. Урядов. Позже к кружку с энтузиазмом присоединился самый известный «бубнововалетец» Давид Бурлюк.
Выставки кружка были небольшими, работы — скромные натюрморты и пейзажные этюды. Выставки привлекли к себе внимание уфимской интеллигенции того времени, это были единственные встречи с изобразительным искусством (в основном, с живописью и акварелью) дореволюционного губернского города. Имя Марии Николаевны Елгаштиной сейчас мало кто знает, не считая художников старшего поколения и музейных работников. А ведь она не только создавала первое в Уфе сообщество художников; Мария Николаевна была организатором первого в республике кукольного театра, сама делала куклы и приспособила к этому свою дочь, Зинаиду Ивановну, сама рисовала эскизы декораций к постановкам первых спектаклей, сама играла, была руководителем и режиссером. И это еще не все. Мария Николаевна приняла активное участие в организации первого в республике художественного музея. В течение 1918—1929 гг. она работала над каталогами поступающих в фонды музея произведений искусства, организовала при музее уникальную библиотеку.
Сколько энергии, таланта! Эта маленькая изящная привлекательная женщина умела многое. А жизнь ее была сложной…
Родившись в 1873 г. в г. Барнауле, она в начале 1890-х гг. оказалась в Москве. Влечение к искусству «привело» ее не на женские курсы, как хотели родители, а в Высшее художественно-промышленное училище графа С. Г. Строганова. Проучилась Мария Николаевна три года, с 1892 по 1894 гг., а затем, как водится, молоденькая, хорошенькая и очень живая девушка была замечена хорошим человеком. По роду занятий он не имел постоянного места жительства. До 1906 г. Мария Николаевна кочевала с мужем-землемером по Западной Сибири, жила в том же Барнауле и других городах. А в 1906 г. судьба ее привела в Уфу. Овдовев, с двумя дочками на руках она должна была выживать. Наверное, это были самые тяжелые для нее времена. Она боролась. Оставшись в 1906 г. одна, безвыездно живя на чужой пока земле, Мария Николаевна писала этюды, упорно совершенствовалась и искала выход для общения с городом. Она нашла его в организации упомянутого «Уфимского кружка любителей живописи». Являясь душой этого небольшого коллектива, М. Н. Елгаштина занималась организацией совместных поездок на пленэр, показом работ широкой публике. Как правило, показывали работы в «Доме Аксакова». Когда-то в «Доме Аксакова» предполагалось устроить библиотеку, зал для различных лекций (это было очень распространено в дореволюционной России), для самодеятельных театральных представлений с приглашением заезжих знаменитостей, музей. Выставки кружка проходили там. Каждая выставка обсуждалась, и обсуждение заканчивалось за полночь «за самоваром». Елгаштина писала акварели. Окрестности Уфы, тихий час сумерек, спокойное настроение природы.
Ее больше волновали нюансы перехода вечера в ночь, зари в день, таинственные и завораживающие уголки Уфы и ее пригородов. Незаметные и очаровывающие места,
неповторимые состояния! («Совы», «Вечерний час».) С начала 1930-х гг. интересы Марии Николаевны были направлены в иное русло — она ходила по всем инстанциям с идеей организации театра для детей. В 1932 г. возник в Уфе первый театр кукол. Ее сподвижники были такими же увлеченными бессребрениками — ее дочь Зинаида Ивановна, художники Ольга Михайловна Штейнконф, А. Молодяшин. Герои сказок А. Пушкина, П. Ершова, Ш. Перро вошли в каждый уфимский дом. Выразительные куклы Елгаштиной были темой ребячьих разговоров. Во время Великой Отечественной войны Мария Николаевна возила свой коллектив на фронт. Она была немолодой уже женщиной. Но ни одной жалобы на трудности не прозвучало из ее уст, как всегда, она была полна энергии, стремления хоть как-то поучаствовать в патриотическом служении Родине.
В 1955 г. Мария Николаевна ушла из театра. Она сосредоточилась на живописи, акварели, стала чаще участвовать в выставках, писала с натуры, заседала в правлении Союза художников.
В 50-е годы она сделала много работ — картины маслом, акварели, рисунки. Посвящены они все природе. «В окрестностях Уфы», «Уфа уходящая», «Осенний букет», «Голубые просторы» — эти работы отличаются профессиональной проработкой форм, планов, объемов, тонким восприятием образов природы. В начале 60-х у нас в республике, как и по всей стране, началась было война с «сараями, развалившимися домиками» в пейзажах. Доставалось и Марии Николаевне, мишенью были и Тюлькин, и Урядов, и другие мастера. Мария Николаевна, наивно разводя руками, говорила: «Что же делать, если в них жизнь и тепло?». В картине "Уфа уходящая" – узнаваемый мотив пейзажа Архиерейки с деревянными домиками на крутом берегу реки Белой, на безлюдной улочке старуха, погоняющая впереди себя козу. Сам мотив, спокойные ритмика и цвет – всё передаёт дух тихой патриархальной жизни, сценку из которой подсмотрела художница. Так и остались на картинах Елгаштиной козы и овраги Архиерейки. И глядя на них сегодня, мы говорим о красоте живописи, чувстве места и времени, о тонком художнике и о прошлом Уфы. И таких работ у Елгаштиной много. Они притягательны не каким-то сверхмастерством художника, а чутким и очень личным воссозданием земной красоты.
В 1956 г. творчество М. Н. Елгаштиной получило официальное признание. Картину "Уфа уходящая" высоко оценили на Декаде башкирского искусства в Москве. Художницу наградили орденом "Знак почета", присвоили звание народного художника БАССР.
Последние ее произведения датированы 1963 годом. Как и ранние ее работы, они полны тихим и радостным любованием земных красот («Дорога», «Вечер на горе Салават», «Ясный день», «Рябина»).
В 1963 г. состоялась вторая персональная выставка Елгаштиной. Ей было 90 лет. В 1966 г. она тихо, никого не угнетая, скончалась.
Замечательный человек и художник, поэтическая и вместе с тем страстная натура, она оставила большой след в истории искусства, в культуре нашей республики.

Библиография:

  1. Краснова Р. Барыня - полковница  / Р. Краснова. - (Свежо предание) // Уфа. - 2013. - №№ 1, 2.
  2. Фенина Э. Искусство тонкой лирики и поэзии : о творчестве художника М. Н. Елгаштиной / Э. Фенина // Бельские просторы. — 2004 .— № 12 .— С. 141-144: ил.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ