КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
|
|
Факты истории
Уфимский трамвай | 11.01.2016 |
| Сегодня трудно представить жизнь уфимцев без электротранспорта: без трамвая, без троллейбуса. В год трамвай перевозит порядка 90 миллионов пассажиров 22 маршрутам, стальные рельсы имеют протяженность свыше 156 километров пути. В день выпускается из трех депо до 168 трамвайных вагонов, которые неустанно трудятся с 6 часов утра до 1 часа ночи. А как вообще появился этот вид транспорта?
В XIX веке рост городов вызвал потребность появления иного, более эффективного вида городского транспорта, нежели извозчики. В 1854 году русский инженер Полежаев соорудил в окрестностях Петербурга конно-железную дорогу протяженностью в 3,5 версты. Через восемь лет в Петербурге уже действовали четыре линии, одна из которых была грузовой. Это были так называемые конки: на железные рельсы ставился вагон, в который впрягали пару лошадей. Скорость равнялась 10 км в час. Впервые они появились в Париже назывались омнибусами. Вскоре конно-железные дороги открылись и в других городах России. В Уфе они не проектировались, да и возможности здесь были другие. По свидетельству известного революционера Елпатьевского, отбывающего в Уфе ссылку, на центральной улице города возле Верхне-торгового базара стояла такая грязь, что «тонули» даже лошади, а для конок нужна была хорошая мощеная дорога. Таким образом, возможности конки были достаточно ограниченными и транспортной проблемы не решали. Читать дальше |
И до революции дома возводили «под ключ» | 12.01.2016 |
|
Около 80 лет назад советский писатель Иван Недолин, чтобы сильно угодить большевикам, писал: "Уфимская буржуазия и ее дума не оставили такого уголка, который мог бы порадовать даже глаз мещанства и лавочника. По сути говоря, в Старой Уфе не было ни одной приличной улицы, не было сколько-нибудь внушительного красивого здания". На мой взгляд, уважаемый литератор абсолютно не прав. Мы и сегодня восторгаемся творениями зодчих и строителей второй половины ХIХ - начала ХХ века. Читать дальше |
Первый олигарх | 13.01.2016 |
| Если взять историю нашего города, то можно смело сказать, что первым олигархом Уфы был крупный золотопромышленник, дворянин, купец первой гильдии, действительный статский советник, почетный гражданин города Иван Фёдорович Базилевский (1791-1876). Разбогател он исключительно за счет своего огромного труда и предприимчивости.
Читать дальше |
Как Уфа на неделю стала самым богатым городом планеты | 14.01.2016 |
| Ровно 95 лет назад, осенью 1918 года, около недели в нашем городе находилось все главное богатство Российской империи - пять железнодорожных эшелонов с царским золотом, о чем в советское время официальные лица Башкирской АССР помалкивали, чтобы лишний раз не будоражить местное население и не привлекать внимания к столь скользкой теме. Впервые об этом историческом факте сказано в книге "Сберегательное дело в Башкортостане", вышедшей в 1997 году в Уфе. Каким же образом золото из Петербурга оказалось здесь, где и как оно хранилось и в каком направлении ушли эшелоны с бесценным грузом?
Читать дальше |
Загадки О. Ф. Герман | 15.01.2016 |
| Во многих уфимских семьях хранятся старинные фотографии с портретами предков - прадедушек, прабабушек. Среди тех, что были изданы в промежутке между 1899 и 1914 годами, очень многие имеют на обороте красивые, несколько вычурные виньетки с надписью "Художественная фотография О.Ф. Герман в Уфе". Это был один из самых популярных городских фотографов, и во многом именно он создал галерею уфимцев и уфимок конца XIX - начала XX века - от голеньких младенцев до чопорных старцев и стариц. Читать дальше |
Сегодня впервые городская электричка совершит путь от Демы до Шакши | 05.02.2016 |
| В такие же осенние дни в 1890 году была открыта Уфимско-Златоустовская железная дорога. Она стала продолжением Самаро-Уфимской дороги, построенной двумя годами раньше. И очень символично то, что именно сегодня, когда отмечается 125-летний юбилей дороги от Уфы до Златоуста, городская электричка “Толпар” впервые отправляется по исторической стальной магистрали - между Демой и Шакшой. Столь протяженный маршрут свяжет несколько крупных промышленных центров и жилых микрорайонов столицы Башкортостана. Электрички пройдут через станции Левая Белая, Правая Белая, железнодорожный вокзал “Уфа”, Воронки, 1629-й километр (район улицы Чудинова), Парковая (район пересечения улиц Победы и Интернациональной), Черниковка (район улицы Свободы), Спортивная (стадион имени Николая Гастелло моторостроительного производственного объединения).
Читать дальше |
История речного вокзала | 08.02.2016 |
| Эпоха индустриализации страны вызвала к жизни масштабные проекты промышленной застройки в Уфе и выявление важных объектов общественного назначения. Башкирская АССР была включена в программу строительства Урало-Кузнецкого металлургического комбината, предполагавшую возведение промышленных гигантов в европейской части страны и Западной Сибири.
Читать дальше |
Дневник уфимца конца XVIII - начала XIX в. | 12.02.2016 |
| Рукопись дневника уфимского чиновника Михаила Семеновича Ребелинского (1768-1815) хранится в Уфе, в Государственной книжной палате РБ. Это две толстые самодельные тетради ежедневных записей, охватывающих период с 1 января 1792 по 31 декабря 1812-го. Записки Ребелинского, без сомнения, следует отнести к наиболее редким литературным памятникам России – от XVIII столетия сохранилось только три подобных дневника, которые велись на протяжении нескольких десятилетий. Читать дальше |
Легенду хранит фотопленка. Как Шостакович стал народным артистом Башкирии | 13.02.2016 |
|
Рассматривать архивы — ни с чем не сравнимая прелесть возвращения в далекие годы. Как много всего тогда происходило, какие эпохальные события!
Вот негатив, датированный сентябрем 1964 года. В Уфе проводилось выездное заседание Союза композиторов РСФСР. Это было яркое событие в культурной жизни республики. Делегацию возглавлял лауреат Ленинской и Государственных премий профессор Ленинградской и Московской консерваторий Дмитрий Шостакович. Вместе с ним высадился звездный десант — от одних фамилий голова шла кругом: Андрей Эшпай, Мурад Кажлаев, Назиб Жиганов, Альберт Леман, Филипп Лукин… Читать дальше |
Гаданье на карамели | 14.02.2016 |
|
«Несколько месяцев тому назад, в начале этого года на конфектных фабриках Уфы была введена Г. Уфимским Губернатором «реформа». Работавшие раньше по домам вертельщицы конфект принуждены были работать при фабрике, так как выдача конфект на дом прекратилась», - такое сообщение появилось в ноябре 1905 года в «Самарской газете». Издание это и прежде давало сообщения об уфимских кондитерах, причём желчь изливалась главным образом на фабрику Д.П. Берштейна. Читать дальше |
|
|
|