Меос Владислав Эдуардович (род. 1940 г.) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Меос Владислав Эдуардович

Родился Владислав Эдуардович в 1940 году, в Челябинске. В 1947 году с семьей перебрался в Уфу. В Уфе, в средней школе № 25, произошла его первая встреча с художником В. П. Пустарнаковым. Это интересный мастер башкирской живописи, работавший в то время учителем рисования. Позднее Меос занимался в изостудии Дома культуры им. Калинина, которой руководил Г. В. Огородов, и в изостудии Дворца культуры им. С. Орджоникидзе под руководством П. М. Лебедева.
Первоначальное художественное образование В. Меос получил в Ленинградском художественно-графическом училище. Те годы дали ему многое. Он формировал свою профессиональную культуру под влиянием творений великих мастеров, чьи работы тщательно изучал в Эрмитаже, Русском музее. В 1966 году Владислав Эдуардович закончил художественное отделение Уфимского училища искусств.
Главная тема творчества Владислава Эдуардовича – Урал,  Башкортостан, который он исколесил вдоль и поперёк.
А сколько проникновенных произведений В. Меос посвятил Уфе! «Посадская улица» (1977), «Сирень, умытая дождём» (1978), «Городская весна» (1979), «Памяти А. Э. Тюлькина» (1986)... В них — неповторимый живописный облик нашего города, созданный кистью и преданным сердцем художника. Интонации автора, как всегда, не громки, не декларативны, а скорее камерны, лиричны. «Моя мастерская — под открытым небом», - говорит мастер.
С конца 1950-х до сегодняшнего дня он обращается к этой теме, находя всё новые сюжеты. Он пишет индустриальные мотивы «В уфимском порту» (1974), «Первенец нефтехимии» (1976), сюжеты с изображением новостроек города. Более всего в его серии лирических композиций, запечатлевающих уголки старины, – «Бабушкин дом» (1975), «Зима в Архиерейке» (1986); живописную красоту окружающей природы – «Август кончается» (1976), «Осень прошла. На Белой», «Весна на Забайкальской» (обе – 1986) и др.
В. Меос - художник и автор книги воспоминаний "Светлый снег памяти".
Эта книга необычна хотя бы тем, что написал ее художник. Ему мало кисти и красок, к писательскому делу потянуло, ибо, как он сам признается, захотелось полнее, глубже высказать свое, пережитое, поведать о тех душевных терзаниях, где краски бессильны. Обычно пишут о них, о художниках, книги, выпускают буклеты, альбомы, а здесь он сам рассказывает о себе, размышляет о дне сегодняшнем, об этапах своего творческого пути. До сих пор живы в его памяти яркие и сильные впечатления детских лет. И он по- писательски точно воскрешает памятные уфимские дворики с буйством вишневых порош и вьюгами цветенья белопенных яблонь.

Библиография:

  1. Сорокина В. Душой болею за Россию / В. Сорокина // Рампа. - 2011. - № 8. - С. 20-21 : фот. цв. - (Летний вернисаж).
  2. Сорокина В. Мастерская под куполом неба: о творчестве художника Владислава Меоса / В. Сорокина // Бельские просторы. - 2005. - № 10. - С. 127-129: ил.
  3. Филиппов А. Своя, неповторимая кисть: [о народном художнике РБ Владиславе Меосе] / А. Филиппов // Светлый снег памяти / В. Меос. - Уфа: Китап, 2008. - С. 5-20.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ