Винокуров Евгений Александрович (род. 1946 г.) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Винокуров Евгений Александрович

Евгений Александрович Винокуров - из поколения сороковых (родился в 1946 году в Уфе). Художественное образование получил в Уфимской вечерней школе рабочей молодежи № 2 (куда добирался «на перекладных» - на двух трамваях из противоположной части города). Работал художником в самых разных учреждениях и на предприятиях Уфы и других городов, в 1986-90-х годах был председателем Комиссии по охране памятников истории и архитектуры при Союзе художников РБ, в 1992-2004 годах - заместителем директора Уфимской художественной галереи. С конца 80-х годов по настоящее время является членом правления Союза художников РБ.
Своими учителями Евгений Александрович называет наших выдающихся земляков - художников М. В. Нестерова и А. Э. Тюлькина и писателя С. Т. Аксакова. С начала 80-х годов он начал углубленно изучать творчество Аксакова, ездил по аксаковским местам. Он рассказывал, что при этом описания знакомых мест слились с его собственным восприятием характера аксаковского письма, и настроения писателя стали ему близки и понятны.
Первым заметным явлением в его творчестве стали эмблема (чеканка) и витражи Башкирского государственного театра кукол. Позже витражи по его проекту украсили и корпус Уфимского государственного нефтяного технического университета, его мозаики украшают клуб объединения имени Кирова, фирму КПД, комплекс «Баштехинформ».
Но во главе угла его творчества остаётся живопись. В картины последних лет, на сюжеты всё тех же аксаковских мест, дикой природы и уголков старой Уфы, вложено собственное восприятие, созвучное стилю писателя, и проникнуто оно мягкой доброй поэзией — радуга, клин журавлей, безмолвные фигурки церквей...
Евгений Александрович Винокуров создает свою летопись истории, жизни города. Здесь он родился на Мало-Ахтырской улице, которая, по его словам, заканчивалась небом, а пролетающих птиц отсюда можно было увидеть сверху. Видимо, отсюда идёт эпичность его композиции «Уфа. Весна на окраине» (1985), где точка зрения сверху открывает вид на далёкие зелёно-голубые дали за распахнутыми воротами, улочку, сбегающую к Белой, широкую гладь реки. Неторопливая манера письма художника, любящего плавность линий, ритмов, цветовых отношений, определённость формы, сродни традициям русской пейзажной живописи, что отличает и его холст «Уфимский дворик» (1993). Лирико-романтическая устремлённость живописца обогащается его размышлениями о жизненности традиций в работе «Древние камни», которую автор строит на контрастном сочетании современности и древней старины.
В коллекции художественного музея им. М. В. Нестерова находится одна из последних работ Е. Винокурова «Двенадцатое апреля» (2006), которая покоряет неожиданностью взгляда на знакомый мотив с домом-музеем С. Т. Аксакова, глубиной лирических, гражданственных чувств автора.
Художник страстно призывает нас беречь и памятники истории и культуры. Старинная Уфа, его родной город, сказать по правде, уже не может похвастаться обилием старинных зданий и монументов. Приезжающие в Уфу туристы время от времени по неведению своему спрашивают: «А где у вас тут древний кремль?» А кремля-то, который был деревянным и стоял на высоком берегу Белой на нынешней Первомайской площади, уже давным-давно нет - сгорел еще в XVIII веке. Даже каменная соборная церковь постройки XVI-XVII веков более пятидесяти лет назад была безжалостно взорвана.
В своей статье «Будем внимательны к памяти» он писал: «То здесь, то там исчезают дома и целые улицы. Нет, я совсем не за то, чтобы в любом строении старого типа слепо искать ценности ушедших веков. Я против огульного сноса без предварительного изучения каждого здания. Уже погибли многие интересные дома по улицам Коммунистической, Ленина, Аксакова, Социалистической, исчезли многие крепкие кирпичные здания, которые могли еще служить и, надо заметить, являлись эталоном качества строительства... А почему бы не объявить южную часть Уфы музеем под открытым небом? Ведь делать это нужно именно сейчас! Пока еще целы улицы Октябрьской революции, Коммунистическая, Пушкина, Посадская и Сочинская. Пока еще целы соловьиные овраги и резные наличники, скамейки у ворот и родники. И пусть смущает уфимца провинциальный облик старой части города. Ведь провинция являлась и является корнями, капиллярами государственного древа. Сколько блистательных судеб началось за воротами таких городов, сколько прекрасных в дерзости своей идей родилось под сенью яблоневых садов... Что станет памятником зарождающейся любви к Отечеству? И не вытеснят ли вездесущие гаражи все реже встречающиеся голубятни? Все это в наших руках. Просто надо быть осторожными и внимательными к "каменной летописи", собирать и хранить все ценное, что связано с историей Уфы».
Сподвижник известного писателя и общественного деятеля Михаила Андреевича Чванова, Евгений Александрович горячо поддержал идею восстановления в Уфе дома С.Т.Аксакова. Дом-музей был открыт для посетителей в 1991 году.
В числе его многих славных дел – и борьба в группе единомышленников за знаменитые Торговые ряды (Гостиный двор): в годы перестройки они планировались к сносу. Сейчас красавец Гостиный двор встречает нас своей изящной открытой галереей и арочными проемами по фасаду.
От иных мест уже не осталось и фотографий, и живы они лишь в наших душах и полотнах художника («Журавлиная песня», 2012, «Всехсвятская церковь в Архиерейской слободе», 2013, «Старая Уфа», 2013 и другие работы).

Библиография:

  1. Каримова Э. Очарованный странник / Э. Каримова. - (Вернисаж) // Рампа. - 2015. - № 11. - С. 30-31 : фот.
  2. Климович Е. Винокуров / Е.Климович. - (Коренные уфимцы) // Уфа. - 2012. - № 8. - С. 56.
  3. Соловкова Э. Высоты Евгения Винокурова / Э. Соловкова. - (Культура) // Бельские просторы. - 2009. - N 11. - С. 128-133.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ