ГЛАВНАЯ РУБРИКИ |
Гаданье на карамели«Несколько месяцев тому назад, в начале этого года на конфектных фабриках Уфы была введена Г. Уфимским Губернатором «реформа». Работавшие раньше по домам вертельщицы конфект принуждены были работать при фабрике, так как выдача конфект на дом прекратилась», - такое сообщение появилось в ноябре 1905 года в «Самарской газете». Издание это и прежде давало сообщения об уфимских кондитерах, причём желчь изливалась главным образом на фабрику Д.П. Берштейна. Впервые имя этого купца появляется в Справочной книге и адрес-календаре Уфимской губернии на 1895 год, тогда Д.П. Берштейн являлся представителем купечества в Губернском податном присутствии. Что немного странно, ведь фирма Берштейна существовала с 1882 года, а на известном снимке фотографа Кондырева, сделанном для французского путешественника Ж. Реклю, а это, самое позднее, 1887 год, хорошо виден павильон купца на Верхнеторговой площади. Мы могли бы поискать имя этого купца в списках владельцев уфимских усадеб по итогам переписи 1879 года, но территория, где находились салотопенный завод и дом купца на Почтовой улице (через 20 лет она станет Пушкинской), отмечена как вновь застраиваемый квартал. Из рекламного объявления в газете 1896 года: «Уведомляю, что к предстоящей торжественной коронации на моём заводе приготовляются плошки для иллюминаций, а также принимаю заказы на оныя. С требованиями прошу обращаться в мою торговлю. - Берштейн». Просто и почти изящно, но требует небольших пояснений. Во-первых, 14 мая того года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация императора Николая II. Ну а плошки в торговле (магазине) Берштейна - это, как можно догадаться, плоские чашки (глиняные, иногда картонные) с толстым фитилем, залитые в данном случае, скорее всего, продукцией салотопенного завода В 1896 году Дмитрий Петрович отмечен ещё и как член правления Общества взаимного кредита и член учётного комитета Городского общественного банка. Правда, согласно адрес-календарю, одну из этих должностей занимал якобы некий Д.П. Бернштейн. Обычная ошибка, вот и «Самарская газета» в феврале 1898 г. грешила этим: «26-го января была некая дама из полусвета именинница; на именинный пирог были приглашены гости, и по обычаю предварительно был предложен гостям чай, к которому, конечно, были и аксессуары - в виде печений, варений и конфект, в числе которых были конфекты фабрики Д.П. Бернштейна - «гадательные» И вот-с один из гостей, г. К., любитель шоколада, взял «гадательную» конфекту, развернул её и положил в рот: он хотел её раскусить, но завыл от боли: - Ой, ой, батюшки! Зуб, зуб сломал! И он выплюнул на стол вместе с зубом и конфекту. Компания в числе десятка лиц осмотрела зуб и увидела бернштейнское изделье. Оно оказалось не шоколадом, а просто-напросто четвероугольным (по форме конфект карамели) черенком от старого горшка. Был общий хохот над изделиями Бернштейна и соболезнования над К. И под это настроение снова началось чаепитие». Цитату я нашёл в книге Михаила Роднова «Пространство хлебного рынка». А «Гадательной» карамель называлась по очень простой причине: развернув фантик, любитель сладкого мог прочитать некую «душеполезную подпись», призывающую к терпению и добру. На одном из сохранившихся в коллекции Российской Национальной библиотеки фантиков, например, напечатано такое: «Помыслами добрыми исполнен ты, человек, к добрым людям; а злым ты творишь великую радость». Любопытно, что карамель в фантики завёртывали не рабочие фабрики, а надомницы. Представляете картину: в далеко не идеальном с санитарной точки зрения маленьком доме где-нибудь в Нижегородке на не очень чистом столе лежит гора «неодетых» конфеток. А «вертельщица» - хозяйка дома, постоянно отвлекаясь на детей и другие заботы и, разумеется, не моя после этого руки, оборачивает их в красивые обёртки «с гаданьями». В 1920-х гг. на базе производств Берштейна начали работать хлебозавод и кондитерская фабрика. В доме Берштейна поселились работники хлебозавода, в том числе директор и главный бухгалтер. Мыловаренное производство же из-за жутких запахов было вынесено за город - власти позаботились, наконец, о горожанах. ...Хлебозавод приказал долго жить уже в начале нынешнего века. Тогда же в магазины перестали завозить «Птичье молоко» с Уфимской кондитерской фабрики №2 (ул. Степана Разина, 30), ведущей свою историю с конфектной и пряничной фабрики Берштейна; номером первым по праву более мощной и современной тогда владела фабрика на Менделеева. Впрочем, сегодня конфет не выпускают и там. Нет в Уфе сейчас не то что своего шоколада, но даже карамели. А когда-то гордились сущими пустяками: «Фабрика «Башкондитер» случайно купила у Госторга «шоколадные бобы» и масло-какао, а на фабрике есть опытный мастер Атанов, который по собственному изобретённому способу сварил самый настоящий питательный шоколад. Этот шоколад в Уфе стоит 4 рубля 50 копеек за фунт, а в Москве доходит до 10 рублей» (из газеты «Красная Башкирия» за 3 октября 1926 г.). Анатолий ЧЕЧУХА.
Библиография:
|
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |