Загадки О. Ф. Герман - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Загадки О. Ф. Герман

Во многих уфимских семьях хранятся старинные фотографии с портретами предков - прадедушек, прабабушек. Среди тех, что были изданы в промежутке между 1899 и 1914 годами, очень многие имеют на обороте красивые, несколько вычурные виньетки с надписью "Художественная фотография О.Ф. Герман в Уфе". Это был один из самых популярных городских фотографов, и во многом именно он создал галерею уфимцев и уфимок конца XIX - начала XX века - от голеньких младенцев до чопорных старцев и стариц.

Любители уфимской старины знают и другую сторону его деятельности - издание открыток с видами Уфы и Урала. Их до нас дошло гораздо меньше, чем портретов, но всё же достаточно много, чтобы судить об их значении для нашего города. Во-первых, открытки Германа относятся к самым ранним с видами Уфы; а во-вторых, большинство из них изготовлены фотоспособом и поражают своим высоким качеством - можно рассмотреть даже самые мелкие детали. А главное - они запечатлели Уфу такой, какой мы ее никогда не видели и не увидим.

Многие исследователи старой Уфы задавались вопросом - кто же он, О.Ф. Герман? Так досадно, что об этом человеке мы фактически ничего не знаем. Первое действие любого уфимского историка, заинтересовавшегося каким-нибудь персонажем из далекого прошлого, - обратиться к проверенной палочке-выручалочке, каковой является "Адрес-календарь Уфимской губернии". Этот ежегодник содержит сведения обо всех сколько-нибудь значимых горожанах. По алфавитному указателю ищем Германа и находим в календарях 1911-1914 годов, что Александр Леопольдович Герман был в это время владельцем фотографии, расположенной по адресу: Большая Казанская, 11. Сегодня это перекресток улиц Цюрупы и Октябрьской Революции. Я хорошо помню, как в 1979 году снесли домик, где когда-то было фотоателье Германа, и на этом месте высадили тонюсенькие саженцы. Теперь там целая роща высоких стройных берез.

Одно ли это лицо - О.Ф. Герман и Александр Леопольдович Герман? Фамилия и отчество явно показывают, что носитель их нерусский и неправославный (имени Леопольд в святцах нет). Скорее всего, он немец. Какой-нибудь Отто фон... или Оскар Фридрих. Укоренился в России и русифицировал своё иноземное имя, а на своём фирменном логотипе оставил истинные инициалы. Так думали многие, и я в том числе.

Заподозрить, что это не так, заставила открытка, пополнившая недавно мою коллекцию. Она адресована в “г. Оренбург, дом Зах, ЕВБ (его высокоблагородию) Александру Леопольдовичу Герману”, отправлена из Уфы 23 ноября 1905 года. Конечно, это он - наш издатель открыток и фотограф! Открытка выпущена в свет самим Германом, о чём говорит соответствующая надпись “Фотогр. Герман в Уфе”. Она изображает “виды Урала”: “Гору Дуйнан-Сюйган” и “Между ст. Аша Миньяр”. Любопытная ситуация - сам издал открытку, и сам же получил ее по почте. Редкая удача пополнить коллекцию таким раритетом! Но что в открытке? Прочитаем ее: “Милый Шурочка! Получила твое письмо и очень рада, что ты теперь хорошо учишься и имеешь хорошие отметки. Следующий раз больше напишу. Дядя Коля и я целуем тебя”. Подписи нет. Вот как: Александр Леопольдович, которого мы полагали маститым фотомастером и издателем, оказывается, был в 1905 году просто “милым Шурочкой” и получал хорошие отметки.

Нет, издатель открыток и фотограф О.Ф. Герман не есть Александр Леопольдович Герман. Это разные люди. И всё же - кто вы, О.Ф. Герман? Одна старинная книга как будто дала ответ на этот вопрос. Взгляд филокартиста всегда цепляется за знакомые имена, названия, сюжеты, даже если они “приходят” совсем с неожиданной стороны. Так меня “зацепило” имя Алексея Сергеевича Суворина на титульном листе книги “Вся Россия”, изданной в 1901 году. Может быть, я пропустил бы ее, но ведь Суворин - один из крупнейших издателей открыток в дореволюционной России, мне, как опытному коллекционеру, интересен. Листаю, есть в книге раздел и “Уфимская губерния”, есть в нем и крохотный подраздел “Фотографы”. Всего несколько имён, а среди них - Ольга Фёдоровна Герман. Вот так неожиданность! Стало быть, никакой не Отто фон, а... женщина. А мы-то, уфимские краеведы и историки, привыкли говорить ничтоже сумняшеся: “Герман любил такие лица” или “У Германа мы таких сюжетов не знаем”, - априори полагая его мужчиной. Еще бы, фотография, да еще в конце XIX - начале XX века - занятие, казалось бы, сугубо мужское. Хотя редкие исключения, конечно, известны. Так, в Бирске одно из фотографических заведений принадлежало монахине Платониде Сорожкиной. А в 1911 году в Андреевскую кумысную санаторию (сегодня санаторий имени А.П. Чехова) приехала из Санкт-Петербурга фотограф Ксения Глыбовская и сделала на радость нам множество колоритнейших фотографий с “кумысными” сюжетами. Так что женщины-фотографы - явление не уникальное даже для очень ранних страниц истории фотографии.

Увы, “загадка Герман” приоткрылась лишь едва. Собственно, мы не знаем об этом человеке ничего, кроме имени. Откуда прибыла в Уфу Ольга Фёдоровна, как завоевала здесь место под солнцем (конкурентов было множество), какова ее судьба, наконец, кем приходились друг другу Ольга Фёдоровна и Александр Леопольдович (который, как мы помним, в 1911 году был уже хозяином ее заведения). Ответов на эти вопросы у нас пока нет. Знаем только, что после 1914 года сведения о фотографии Герман из адрес-календарей исчезают. Скорее всего, начало империалистической войны заставило фотографа свернуть своё дело. С такой фамилией оставаться на виду было небезопасно. Знаменитую на всю Россию фотографию Карла Фишера в Москве в 1914 году разгромила разъяренная толпа. Виной тому немецкое имя владельца. Но с логотипов фотографий имя Герман не исчезло, теперь они имели такой вид - “Художественная фотография быв. О.Герман в Уфе”. Слишком это был “раскрученный бренд”, чтоб от него так просто отказаться.


И в заключение - рассказы о некоторых из “германовских” открыток. Первая из них примечательна по нескольким причинам. Может быть, это самая ПЕРВАЯ уфимская открытка, может быть, одна из первых. До недавнего времени первыми открытками с видами Уфы считались две большие серии, выпущенные купцом и книгоиздателем Николаем Кондратьевичем Блохиным. Самый ранний известный мне штемпель на блохинской открытке датировался октябрем 1899 года, а на германовской - апрелем 1902-го. Так что приоритет держал Блохин. Так считал до тех пор, пока мне не удалось приобрести в коллекцию открытку издания О.Ф. Герман с более ранней, чем у Н.К. Блохина, датой. Почту открытка не прошла, но несет письмо на французском языке: “Н. де Богданович, губернатор Уфы, благодарит господина Поля аббата за его добрую память (воспоминания) и посылает ему наилучшие пожелания с новым годом, надеясь иметь честь и удовольствие принять его в Уфе. 12 января 1899”. Это за 10 месяцев до самой ранней открытки Блохина. Помимо утверждения приоритета первенства О.Ф.Герман в издании уфимских открыток, она замечательна тем, что является собственноручным автографом Николая Модестовича Богдановича, уфимского губернатора в 1896-1903 гг., получившего печальную известность, организатора “златоустовской бойни” (1903 г.) и самой громкой жертвы эсеровского террора в Уфе и Уфимской губернии. На открытке три сюжета - “Вид города Уфы с реки Белой”, “Собор” и “Ушаковский парк”. Горькая ирония судьбы - именно в Ушаковском парке, на том самом месте, которое изображено на открытке, Богданович был застрелен рабочим железнодорожных мастерских Дулебовым.
Не исключено, что найдутся блохинские открытки с более ранними датами, так что вопрос “сборет ли кит слона” и кто был первым - Блохин или Герман, пока остается открытым. Но что уж совершенно точно - О.Ф. Герман принадлежит первенство в издании открыток с изображением башкир и сюжетов из их жизни. Верная своей традиции помещать на одну открытку несколько фотоснимков, одну из них - с семью сюжетами, О.Ф. Герман назвала “Типы Башкир Уфимской губернии”. Каждый из “типов” был издан и в виде отдельных открыток - фотоспособом. Они встречаются очень редко. Я был очень доволен, когда мне попалась открытка с изображением башкира с соколом. Этот сюжет помещен в правом верхнем углу германовской открытки с “Типами”. Башкир сфотографирован в ателье, на правой его руке сидит сокол, а ремешок, петля которого затянута на левой лапке птицы, накручен на палец левой руки охотника. Таково качество снимка - видна каждая деталь, каждая складка на бешмете, каждый волосок в бороде и усах! На обороте некая Груша написала Кате: “Шлю тебе свою симпатею и кавалера”. Вот такой замечательный сюжет “воскресила” германовская открытка - русская девушка Груша привела в фотоателье Ольги Фёдоровны Герман башкирского парня, чтобы сделать фото “своей симпатии” непременно с соколом и похвастаться подружкам. Ну а владелица фотоателье не упустила случая растиражировать удачный снимок. А нам остается только радоваться, что благодаря германовским открыткам жители России, и даже всего мира (открытки-то расходились по самым разным адресам), имели возможность познакомиться с Башкирией и башкирами, Уфой и уфимцами.
Виталий ФЕДОРОВ.

 

Библиография:

 

Федоров В. Загадки О. Ф. Герман / В. Федоров. - Текст : непосредственный // Вечерняя Уфа. - 2014. - 12 июня. - С.1, 2: фот.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ