ГЛАВНАЯ РУБРИКИ |
История речного вокзалаЭпоха индустриализации страны вызвала к жизни масштабные проекты промышленной застройки в Уфе и выявление важных объектов общественного назначения. Башкирская АССР была включена в программу строительства Урало-Кузнецкого металлургического комбината, предполагавшую возведение промышленных гигантов в европейской части страны и Западной Сибири. Транспортная составляющая проекта обрела особую значимость. Предстояло осуществить реконструкцию и строительство протяженных железнодорожных магистралей. Реализация этой задачи на территории республики была начата в 1929 году с прокладки второй колеи Самаро-Златоустовской железной дороги, которая начиналась от станции Батраки на правом берегу Волги и, пройдя через Уфу, продолжена была до Челябинска. Планировалось выстроить железнодорожные пути от Магнитогорска к Стерлитамаку с продолжением новой магистрали в Самару и Москву. Однако вскоре были обнаружены промышленные запасы нефти, и огромные средства были обращены на их освоение. Лишь в послевоенные годы поезда пошли по магистралям Уфа – Белорецк - Магнитогорск, а Уфа получила прямое сообщение с Оренбургом. Рассчитав преимущества выделения водного транспорта в управляемую из Уфы отрасль, правительство Башкирской АССР обратилось в центр с предложением открыть новое пароходство. В Москве инициативу одобрили: 1 января 1937 года Совнарком принимает постановление о преобразовании районного управления Камского речного транспорта в отдельную хозяйственную единицу – Бельское речное пароходство. Инфраструктура закладывалась до его официального создания. В Затоне в зимние месяцы готовили к навигации свыше 150 единиц плавсредств. В 1935 году на Сафроновской пристани приступили к возведению здания речного вокзала, который был принят в эксплуатацию к началу навигации в следующем году. Власти республики оговорили возможность заказать проект значимого объекта в одной из мастерских Моссовета. Здание речного вокзала выстроили на возвышающейся береговой террасе. Его силуэт в виде двухпалубного пассажирского парохода был хорошо виден и с водной глади реки, и со склонов косогора при спуске к пристани. Эстетика техницизма, заключенная в сооружении, утверждала новые критерии красоты и выразительности. У каждого оказавшегося на пристани возникало желание осмотреть вокзал снаружи и непременно осмотреть его помещения. С появлением этого сооружения жизнь на Уфимской пристани наполнилась особым ритмом: работающие портальные краны, гудки прибывающих пароходов приумножались красотой функционально рассчитанного здания. Поначалу проект здания речного вокзала предполагалось воплотить в дереве. Но после многих консультаций было утверждено предложение уфимских специалистов выполнить основные конструктивные элементы здания из кирпича. Важным доводом стало требование обеспечить эксплуатацию здания и в зимнее время. Предусмотрели и утвердили предложение использовать зал ожидания как клуб, комнаты для интуристов в качестве номеров, ресторан как площадку общественного питания. Уфы, расположенных на красиво возвышающихся холмах, с прибывающих речных судов. Однако и этот вариант не был реализован. Выяснилось, что с открытием нового моста у Оренбургской переправы резко возросло движение транспорта у исторического холма, на котором заложена была Уфа в XVI столетии. Еще предполагалось выстроить речной вокзал на противоположном левом берегу Белой. Однако возникло новое препятствие: пришлось бы протянуть восемнадцатую трубу канализации протяженностью в 12 километров к ближайшему коллектору в Деме. Строительство нового речного вокзала вновь было отложено. Пароходы с туристами начали швартоваться у дебаркадеров в районе Монумента Дружбы. В наши дни обнаружилась новая беда: река Белая начала стремительно мелеть, а противостоять природному катаклизму никто еще не решился. Радмир Янгиров
Библиография:
|
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |