ГЛАВНАЯ РУБРИКИ |
Любопытные воспоминания о Паршиных оставила Екатерина Александровна Толстая: «В конце 80-х годов большое место в музыкальной жизни Уфы занимала семья Варвары Димитриевны Паршиной (урожденной Савостьяновой). Ученица Антона Рубинштейна, она создала в Уфе род школы. Варвара Димитриевна раз в неделю собирала у себя всех учениц и занималась с ними теорией музыки, а дальше и гармонией. Весной она устраивала открытый экзамен для своих учащихся. На нём присутствовали не только родители учеников, но и почётные гости, любители музыки, каким, например, являлся Дмитрий Семёнович Волков - уфимский городской голова... Свекровь Варвары Димитриевны - Авдотья Антоновна Паршина, совсем «тёмная» крестьянка, носившая самотканые сарафаны в девичестве, будучи впоследствии женой уфимского купца «красным товаром», говорила своим знакомым: «Андрюша наш (муж Варвары Димитриевны) взял бесприданницу». Узнав об этом пренебрежительном отзыве, Варвара Димитриевна и начала давать уроки музыки. Слава её как педагога была так велика, что желающих учиться у неё являлось столько, что многим она вынуждена была отказывать. При этом за уроки ей предлагали высшую ставку - полтора рубля за час. («Вот её приданое», - говорили друзья). Она подготовила в Московскую консерваторию своих дочерей - Катю и Соню: обе были приняты в класс фортепьяно проф. Ярошевского, но впоследствии перешли в класс пения (Софья Андреевна окончила консерваторию). Сын Варвары Димитриевны Николай (драматический баритон) был принят в Московскую консерваторию стипендиатом, но не окончил её. Никогда не занимаясь музыкой серьёзно, Коля с листа играл на двух роялях со старшей ученицей профессора Игумнова. Уже глубокой старушкой (в 1939 году) В. Д. Паршина давала уроки музыки в Москве».
|
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |