Много видел на своем веку лаптевский особнячок… - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Новый музейный комплекс планируется открыть летом 2015 года к дням проведения в Уфе крупнейших Международных саммитов ШОС и БРИКС.
К тому времени будет также проведён капитальный ремонт старинного особняка, в котором ранее размещалась экспозиция музея. Нашему особняку в нынешнем году исполнилось сто лет, он многое повидал на своём веку. Его владелец - уфимский купец-лесопромышленник Михаил Артемьевич Лаптев в 1913 году построил это здание, не утратившее своей красоты и до наших дней. К сожалению, Лаптеву довелось пожить в родных стенах недолго. В 1917-м здесь размещался штаб Красной гвардии под руководством члена Уфимского комитета РСДРП И.С.Кадомцева. А 28 ноября 1919 года Лаптев был арестован и затем расстрелян. Реабилитировали Михаила Артемьевича, естественно, посмертно, 2 марта 1993 года.
Несколько лет назад музейные сотрудники пригласили в БГХМ священника. Он освятил наши залы и провёл молебен в память Михаила Лаптева, оставившего о себе замечательную память - красивую постройку, которая верно служит делу культурного просвещения его земляков с 1919 года - со времени, когда здесь разместился музей.
Могу поведать и такую историю. В феврале, зайдя с сотрудниками в один из залов, помню, я обратилась к ним: "Какой всё-таки красивый наш музей, как изящны лепные украшения, богаты резные двери! А ведь в этом году нашему зданию исполняется сто лет. Спасибо Михаилу Артемьевичу Лаптеву, что он сумел осуществить такую постройку!". В это время в зал влетела синичка и закружилась вокруг нас. Мы выяснили, что она "проникла" через форточку другого здания - фондохранилища, пролетела через вестибюль, через все залы и сделала круг над нашими головами. И разве это не было знаком того, что Михаил Артемьевич нас услышал?.. А синичку мы сумели выпустить, чуть приоткрыв окно, выходящее на улицу.
Особняк Михаила Лаптева построен в стиле модерн по проекту самарского архитектора Александра Щербачёва (1858- 1912). Зодчий этот известен по ряду крупных построек - храмов, благотворительных учреждений, промышленных сооружений и частных особняков в Самаре. Наш дом удачно размещён в глубине небольшого сада, обнесённого металлическим забором с коваными воротами. На территории усадьбы первоначально располагались одноэтажная конюшня и двухэтажный деревянный дом для прислуги. Во дворе особняка был фруктовый сад, куда выходила деревянная терраса - на ней летом с удовольствием чаевничали. Так вот, на месте той, впоследствии разрушившейся террасы, в 1986 году был возведён экспозиционный зал БГХМ.
Здание представляет собой образец позднего модерна. Александр Александрович Щербачёв был приверженцем строгого, немногословного модерна и отдавал предпочтение простым формам, отказываясь от излишней декоративности стиля. Боковые части фасада - гладкие, членённые большими окнами. В центре мы видим плавно выступающий объём с двумя рядами окон, венчающий самый торжественный и высокий зал особняка. Лепные украшения, декоративные пилястры, размещённые на центральной части, декоративный фриз придают фасаду особое изящество. Торжественный характер самого большого и богато декорированного зала подчёркнут и в чешуйчатой кровле, возвышающейся над ним и эффектно выделяющейся на фоне плоскостного решения остального покрытия. Её полуовальные очертания логически замыкаются навершием из кованого металла. Чётко отточены архитектурные объёмы входа, гармоничным дополнением коего служит лестница с балюстрадами и закруглёнными ступенями. Ассиметричный характер постройки в той части, которая примыкает ко двору, объясняется её функциональным предназначением.
Постройка Александра Щербачёва воплощает идею жизненного комфорта - большое внутреннее пространство он трактует как единое целое, разделённое вместе с тем на отдельные объёмы. Помещения (теперь мы называем их залами) прямоугольной планировки архитектор расчленяет массивными дверями, различными видами декорирования, используя как характерные для модерна текучие ритмы и орнаменты растительного характера, так и классические орнаментальные мотивы из меандра и иоников. Большие резные двери также украшены растительным орнаментом. В музее сохранился дубовый кухонный шкаф из особняка Михаила Артемьевича Лаптева, растительный орнамент на створках которого повторяет декор залов. А это свидетельствует о единой стилевой направленности в решении экстерьера и интерьера постройки.
По окончании реконструкции музея и прилегающей территории, на которой в будущем будет установлен памятник Михаилу Васильевичу Нестерову, лаптевский особнячок засверкает всеми гранями своей красоты. Особенно это будет заметно на фоне современной хайтековской архитектуры нового здания.


Валентина СОРОКИНА, главный хранитель Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова, искусствовед.


Библиография:


Сорокина В. Много видел на своем веку лаптевский особнячок… / В. Сорокина. - Текст : непосредственный // Вечерняя Уфа. – 2013. – 7 июня. – С. 4: фот.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Декабрь 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

УФА В КНИГАХ