Домашников Борис Федорович (1924—2003) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Домашников Борис Федорович

Российский живописец, народный художник РСФСР (1975), народный художник СССР (1982), заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, Заслуженный художник РСФСР (1965), лауреат государственной премии РБ им. Салавата Юлаева, член-корреспондент Академии художеств России, выдающийся пейзажист и яркий последователь русского импрессионизма. Почётный гражданин г. Уфы (1994).
Родился в селе Кригоузово Ивановской области. В тридцатые годы семья переезжает в Уфу, где отец трудится на строительстве моторостроительного завода. Когда началась война, Борис Домашников стал работать художником в мастерской, создавал плакаты. Тонкое поэтическое мировосприятие художника, его искренняя любовь к Родине, патриотическая преданность ей, воспитанная в послевоенном поколении, определили главные темы его произведений. Тема Родины, воплощенная в полотнах, написанных пуанталистским (раздельным) мазком, активным цветом, всегда была одной из главных в творчестве Домашникова. Работы хранятся в более чем двадцати художественных музеях бывшего СССР, в частных коллекциях США, Японии и Европы.
Борис Федорович почти всю жизнь, за исключением детства, провел в Башкирии. В Уфе сформировался как художник. Лучшие его произведения связаны с природой пригородов Уфы и других городов республики.
Уже в ранних произведениях Борис Домашников обращается к теме уфимского пейзажа. 1956 годом датирована его работа «Под Уфой. Шиханы», которая композиционно перекликается с одноимённой работой А. Э. Тюлькина. В ней также открывается вид со стороны Цыганской Поляны на Уфу. Жизнерадостное мировосприятие молодого художника рождает просветлённое полотно. Пусть мощно высятся шиханы и величаво течение реки Белой, но здесь живёт человек, это его мир. Косогоры прочерчены тропинками, по склонам лепятся дома, вдали простирается город. Яркое впечатление рождает обилие цвета, ярких красок. А если и взяты местами густо-зелёные, плотно-коричневые, то для контраста, чтобы ещё ярче звенели светлые тона, озвучивающие мажорную мелодию автора. К этому мотиву художник вновь вернулся в 1983 году в картине «В память об отце». Полузанесённые снегом шиханы, осенняя холодная река, серый день, гасящий краски, звучание которых обретает драматическую тональность, – всё окрашено чувством скорби и одиночества.
В начале 1950-х годов семья Домашниковых перебралась с Цыганской Поляны, где они жили всю войну, в новую квартиру. Борис Фёдорович рассказывал: «Однажды подошёл к окну и ахнул. Белая комната, белый снег, красный трамвай. Сколько света во всём, новизны! Тут же стал писать этюд». Так родилась картина «Зима на окраине» (1955), хранящаяся в Третьяковской галерее, а её вариант в уфимском художественном музее. Обаяние картины состоит в том, что о времени автор говорит не декларативно, а прочувствованно и тепло. Его аромат, дыхание передаются лишь несколькими точно подмеченными деталями, не нарушающими лирической направленности произведения. В композиции с плавно разворачивающимся пространством – ощущение почти комнатного уюта, а колорит с преобладанием серебристо-белых тонов и контрастно звучащих красных, синих пятен придаёт ему праздничное звучание. Лёгкая фактура холста, трепетный, мягкий мазок, утончённая звучность цвета – таков изобразительный язык художника.
«Белый город» – так назвал Домашников работу 1963 года. Современная Уфа, массивы её новых светлых домов, сливающихся с белым цветением черёмухи, рождают у художника поэтические ассоциации. Можно вспомнить и его известное полотно «Стадион. Сумерки» (1969), создающее образ нового города, живущего динамичной жизнью.
Работа 1989 года «Ледоход» интересна сочетанием домашниковского лиризма и эпического размаха композиции, наполненной светлым чувством обновления неизменно величавой природы.
В непростые 1990-е годы Борис Фёдорович обращается к уфимским мотивам, которые позволяют ему передать веру в незыблемость наших святынь, в духовное единение людей. В центре многих его полотен – Уфимская Соборная мечеть, образ которой возвращает зрителя к общечеловеческим ценностям. От таких работ, как «Дорога к храму» (1992), где при всей лирической, живописной выразительности прослеживается «портретность» мотива, автор приходит к композициям с широко развёрнутым картинным пространством – «Уфимский романс с минаретом» (1992), «Май в Уфе» (1993), вмещающим его представление о местном, национальном как части огромного мира. В своём ключе, в своих красках пишет он эти пейзажи, несущие высокий эмоциональный накал. Словно потоки фантастического света обрушиваются на холсты, они рассыпаются множеством оттенков, создавая ощущение многоцветия, драгоценности окружающего мира.
В Уфе на улице Салавата установлена мемориальная доска, увековечивающая память Бориса Домашникова. Памятный знак установлен на доме под номером 17, где более 30 лет находилась творческая мастерская Бориса Федоровича.
Сегодня в мастерской работает его сын, художник Виктор Домашников.

Библиография:

  1. Борис Домашников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: WWW.URL: http://bdomashnikov.jimdo.com/
  2. Сорокина В. Город глазами художника : [ Б. Ф. Домашников] / В. Сорокина // Бельские просторы. — 2011. — № 9 .— С. 126-127 : ил. — (Культура) .
  3. Фенина Э. Бесценный источник / Э. Фенина // Бельские просторы. — 2004 .— № 4. — С. 111-114.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Памятник Салавату Юлаеву

Самая большая конная статуя находится в Уфе. Это памятник Салавату Юлаеву, высотой 9,8 метра. Сооружение уникально еще и тем, что при весе в 40 тонн у него всего три опорные точки. Памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Сосланбека Тавасиева, его открытие состоялось 17 ноября 1967 года. По мнению большинства жителей и гостей республики этот памятник вошел в золотой список семи достопримечательностей — семи чудес Башкортостана.

 

« Ноябрь 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
   

УФА В КНИГАХ