Борецкий Юрий Николаевич (род. 1937 г.) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Борецкий Юрий Николаевич

В Уфе, на Бекетовской улице в Северной слободе (позже – Миасская улица), в сентябре 1937 года родился Юрий Николаевич Борецкий . В детстве и юности Юра всегда что-то конструировал. После окончания 59-й школы поступил в сельхозинститут. С деньгами в семье было не густо. Пришлось перейти на заочное обучение в авиационный институт.
Параллельно работал в телеателье на Чернышевского, быстро «вырос» до заместителя директора. После института стал работать на 40-м заводе, в конструкторском бюро, имел изобретения.
Успешный конструктор берёт в руки фотоаппарат. Правда, широкоплёночный «Любитель» Юре подарили ещё в середине 1950-х, в 1961 году, уже после свадьбы, у него появился и ФЭД-2. Борецкий не просто гулял с женой и дочерью, но и фиксировал  эти прогулки на плёнку. Благодаря такому неожиданному и весьма нестандартному подходу мы сегодня можем видеть сгинувший навеки отрезок улицы Якутова с троллейбусной сетью – нынче от домов и улицы с троллейбусными проводами осталось только три
столба в межквартальном проезде от улицы Пархоменко у Дома печати до Центрального рынка.
Вид полупустой апрельской улицы Революционной со «звёздным» трамваем КТМ-1 сегодня буквально завораживает, но можно уверенно сказать, что полвека назад эта картинка никого бы не удивила. И тут вновь возникает вопрос, который можно было задать ещё летописцу Уфы дореволюционной Аполлонию Зираху: «Для чего снимали, ведь ни денег, ни выставок за этим не последует?» Ответ только один: талантливый человек талантлив во многом. И, в отличие от большинства людей, он многое чувствует, многое
предвидит. Порой вовсе не осознавая этого. А ещё он старается сохранить результаты своей деятельности, в данном случае тщательно собирая негативы. Чтобы кто-то через много-много лет, глядя на эти снимки давно улетевшей весны, вновь повторил удивительные слова одного из героев Ивана Бунина: «Нет, прежний мир, к которому был причастен я некогда, не есть для меня мир мёртвых, он для меня воскресает всё более, становится единственной и всё более радостной, уже никому не доступной обителью моей души!»
До сих пор одним из самых ярких впечатлений детства у Юрия Николаевича остаётся картинка из мая 1945-го: всеобщее ликование, и вдруг на улице он видит плачущую женщину. «Бабушка, что плачешь, Победа ведь?!» – спрашивает он её. «Кому только радость, – отвечает та, – а кому и плакать хочется». И переживший тяготы военного детства восьмилетний мальчишка вдруг совсем не по-детски осознаёт, что жизнь – это не только вечная весна или лето с их цветущими или сладкими радостями, как это обычно
представляется в малолетстве, что в жизни радость обязательно соседствует с печалью.
Может именно поэтому, став взрослым, даже в поздней осени он стал находить своё очарование. Слякоть, мокрый снег, пожухлые листья, серое небо – унылая, словом, пора, язык не повернётся назвать это красотой. А Борецкий в ноябрьской чёрно-белой графике улиц и садов видит особое изящество: забравшись в безлюдный матросовский парк, он всё щёлкает и щёлкает затвором.
Как всякий уважающий себя фотолюбитель экспериментирует он и с цветной плёнкой, благо фотоателье берут её на проявку. Благодаря этому у нас сейчас есть уникальные цветные снимки Уфы начала 1970-х, то есть такие кадры, что мало интересовали профессиональных фотокоров-газетчиков: вот каким-то чудом в кадр попадает многострадальный долгострой – здание Русского драмтеатра, а вот девчонки лепят снежную бабу во дворе у парка Гафури.
Но вновь весна на улице! И прямо-таки слышишь, как заливаются звонки, едущих мимо стадиона «Труд» трамваев… Нет давно ни стадиона, ни трамваев. Не осталось и той безудержной радости, что была присуща тем далёким дням. Но все эти сугробы, карусели, беседки и трамваи продолжают жить где-то внутри нас, поднимаясь иногда из потаённых глубин памяти с помощью некой фотомашины времени, в которую с течением лет превращаются простые фотоснимки. Ведь их автор полвека назад увидел невидимое и бессмертное – само время.

Библиография:

  1. Чечуха А. Время действия - несрочная весна / А. Чечуха // Уфа. - 2014. - № 4. - С. 52-53.
  2. Чечуха А. Зимы и весны Юрия Борецкого / А. Чечуха // Бельские просторы. - 2014. - № 9. - С. 131-133.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Штурман Альбанов

В 1892 году в доме по улице Аксакова, 6, родился будущий штурман исследовательской шхуны «Святая Анна» Валериан Альбанов. После окончания Уфимской мужской гимназии обучался в Петербургском училище дальнего плавания, служил на военных кораблях Балтийского флота, а также был штурманом на различных гидрографических судах. В 1912 году шхуна вышла из Петербурга и, по замыслу капитана П. Л. Брусилова, должна была пройти через Ледовитый океан до Владивостокской бухты Золотой Рог. Вскоре, после начала плавания, шхуна была зажата во льдах и к началу 1914 года надежд выйти из-за льдов не осталась. Альбанов принял решение идти по льдам на юг к Земле Франца Иосифа. До цели дошли только двое - он и матрос Конрад. Альбанов - прототип героя книги В. Каверина «Два капитана» - капитана Татаринова. Именем Альбанова назван остров в Карском море, мыс на острове Гукера Земли Франца-Иосифа.

 

« Май 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  

УФА В КНИГАХ