Борецкий Юрий Николаевич (род. 1937 г.) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Борецкий Юрий Николаевич

В Уфе, на Бекетовской улице в Северной слободе (позже – Миасская улица), в сентябре 1937 года родился Юрий Николаевич Борецкий . В детстве и юности Юра всегда что-то конструировал. После окончания 59-й школы поступил в сельхозинститут. С деньгами в семье было не густо. Пришлось перейти на заочное обучение в авиационный институт.
Параллельно работал в телеателье на Чернышевского, быстро «вырос» до заместителя директора. После института стал работать на 40-м заводе, в конструкторском бюро, имел изобретения.
Успешный конструктор берёт в руки фотоаппарат. Правда, широкоплёночный «Любитель» Юре подарили ещё в середине 1950-х, в 1961 году, уже после свадьбы, у него появился и ФЭД-2. Борецкий не просто гулял с женой и дочерью, но и фиксировал  эти прогулки на плёнку. Благодаря такому неожиданному и весьма нестандартному подходу мы сегодня можем видеть сгинувший навеки отрезок улицы Якутова с троллейбусной сетью – нынче от домов и улицы с троллейбусными проводами осталось только три
столба в межквартальном проезде от улицы Пархоменко у Дома печати до Центрального рынка.
Вид полупустой апрельской улицы Революционной со «звёздным» трамваем КТМ-1 сегодня буквально завораживает, но можно уверенно сказать, что полвека назад эта картинка никого бы не удивила. И тут вновь возникает вопрос, который можно было задать ещё летописцу Уфы дореволюционной Аполлонию Зираху: «Для чего снимали, ведь ни денег, ни выставок за этим не последует?» Ответ только один: талантливый человек талантлив во многом. И, в отличие от большинства людей, он многое чувствует, многое
предвидит. Порой вовсе не осознавая этого. А ещё он старается сохранить результаты своей деятельности, в данном случае тщательно собирая негативы. Чтобы кто-то через много-много лет, глядя на эти снимки давно улетевшей весны, вновь повторил удивительные слова одного из героев Ивана Бунина: «Нет, прежний мир, к которому был причастен я некогда, не есть для меня мир мёртвых, он для меня воскресает всё более, становится единственной и всё более радостной, уже никому не доступной обителью моей души!»
До сих пор одним из самых ярких впечатлений детства у Юрия Николаевича остаётся картинка из мая 1945-го: всеобщее ликование, и вдруг на улице он видит плачущую женщину. «Бабушка, что плачешь, Победа ведь?!» – спрашивает он её. «Кому только радость, – отвечает та, – а кому и плакать хочется». И переживший тяготы военного детства восьмилетний мальчишка вдруг совсем не по-детски осознаёт, что жизнь – это не только вечная весна или лето с их цветущими или сладкими радостями, как это обычно
представляется в малолетстве, что в жизни радость обязательно соседствует с печалью.
Может именно поэтому, став взрослым, даже в поздней осени он стал находить своё очарование. Слякоть, мокрый снег, пожухлые листья, серое небо – унылая, словом, пора, язык не повернётся назвать это красотой. А Борецкий в ноябрьской чёрно-белой графике улиц и садов видит особое изящество: забравшись в безлюдный матросовский парк, он всё щёлкает и щёлкает затвором.
Как всякий уважающий себя фотолюбитель экспериментирует он и с цветной плёнкой, благо фотоателье берут её на проявку. Благодаря этому у нас сейчас есть уникальные цветные снимки Уфы начала 1970-х, то есть такие кадры, что мало интересовали профессиональных фотокоров-газетчиков: вот каким-то чудом в кадр попадает многострадальный долгострой – здание Русского драмтеатра, а вот девчонки лепят снежную бабу во дворе у парка Гафури.
Но вновь весна на улице! И прямо-таки слышишь, как заливаются звонки, едущих мимо стадиона «Труд» трамваев… Нет давно ни стадиона, ни трамваев. Не осталось и той безудержной радости, что была присуща тем далёким дням. Но все эти сугробы, карусели, беседки и трамваи продолжают жить где-то внутри нас, поднимаясь иногда из потаённых глубин памяти с помощью некой фотомашины времени, в которую с течением лет превращаются простые фотоснимки. Ведь их автор полвека назад увидел невидимое и бессмертное – само время.

Библиография:

  1. Чечуха А. Время действия - несрочная весна / А. Чечуха // Уфа. - 2014. - № 4. - С. 52-53.
  2. Чечуха А. Зимы и весны Юрия Борецкого / А. Чечуха // Бельские просторы. - 2014. - № 9. - С. 131-133.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Достопримечательности Уфы

В Уфе много мест, которые буквально дышат историей. Одно из них - улица Мажита Гафури. Первоначально улица была известна как Никольская. В 30-е гг. улица была переименована в честь первого народного поэта республики Мажита Гафури.
В наши дни главной достопримечательностью улицы является здание Телецентра. В 1956 году было принято решение о его строительстве. Здание не является уникальным и копирует проект, созданный для Екатеринбурга, тогда называвшегося Свердловском. Поначалу телевизионную башню предполагалось разместить на проспекте Октября, в районе Горсовета. Однако затем под постройку выделили место рядом с 35-й школой. Из-за большого объема работ сроки окончания строительства постоянно сдвигались. Сначала торжественное открытие Телецентра намечалось на 1 мая 1958 года. Затем это событие хотели приурочить к годовщине Октябрьской революции, но состоялось оно в марте 1959-го.

 

« Декабрь 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ