![]() ГЛАВНАЯ ![]() РУБРИКИ ![]() ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ |
Улица Герцена
![]() ![]() Александр Иванович Герцен В феврале 1853 года Александр Герцен (1812 – 1870) основал за границей Вольную русскую типографию, в которой издавал альманах «Полярная звезда», а с 1 июля 1857 года совместно с Николаем Огаревым – газету «Колокол». Это был регулярный печатный орган русской прессы, свободный от цензуры. На первой странице газеты стоял девиз «Зову живых!». Издатели звали к действию, к борьбе. «Колокол» так метко и верно разоблачал воровство, взяточничество и другие преступления чиноников, что многие начальники, губернаторы и даже министры стали бояться, как бы им самим не попасть туда и не стать посмешищем для всех. «Колокол» получал корреспонденции и из далекой Башкирии. Пересылке корреспонденции способствовал, в частности, оренбургский губернатор Е.Барановский, противник крепостного права в России. Материалы о тяжелом положении крепостного населения края он передавал московским друзьям, состоявшим в близких отношениях с Герценым. Некоторые приложения газеты «Под суд!» целиком были заполнены уфимскими материалами. Большое звучание получило «Дело плантатора Жадовского в Оренбургской губернии» (Под суд! 1860. 15 января). Тайный советник А.Жадовский был башкирским варианетом Салтычихи. Крепостные его села Ангасяк (Анастасьино) Бирского уезда (теперь Дюртюлинский район) жаловались на жестокости и издевательства своего барина. В феврале 1853 года Александр Герцен основал за границей Вольную русскую типографию, в которой издавал альманах «Полярная звезда», а с 1 июля 1857 года совместно с Николаем Огаревым – газету «Колокол». Это был регулярный печатный орган русской прессы, свободный от цензуры. На первой странице газеты стоял девиз «Зову живых!». Издатели звали к действию, к борьбе. Между тем полиция устроила слежку: всех, кого уличали в переписке с Герценым, судили как государственных преступников и ссылали в Сибирь. «Колокол» так метко и верно разоблачал воровство, взяточничество и другие преступления чиновников, что многие начальники, губернаторы и даже министры стали бояться, как бы им самим не попасть туда и не стать посмешищем для всех. «Колокол» получал корреспонденции и из далекой Башкирии. Пересылке корреспонденции способствовал, в частности, оренбургский губернатор Е.Барановский, противник крепостного права в России. Материалы о тяжелом положении крепостного населения края он передавал московским друзьям, состоявшим в близких отношениях с Герценым. Некоторые приложения газеты «Под суд!» целиком были заполнены уфимскими материалами. В обширной корреспонденции от1 августа 1867 года «Колокол» подверг критике деятельность оренбургских военных губернаторов В.Перовского, В.Обручева, А.Катенина, А.Безака, Н.Крыжановского.
Библиография
Литературное наследие
|
![]() ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
![]() УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |