Уфимская архитектура. Кирпичный стиль - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Далее в своем очерке он писал: «В самом центре города мы увидали много новых больших каменных домов с архитектурными украшениями. Из них большое внимание обращает на себя новое отделанное пока вчерне громадное трехэтажное здание женской гимназии... Заслуживают внимания пять громадных двухэтажных городских магазинов (род пассажей), построенных на торговой площади. В них поместили торговлю богатые прежние и вновь приехавшие фирмы: Вогау, Грибушин, Кузнецов, Щетинкин, Берштейн, Леске и проч.
Хорош новый трехэтажный громадный дом в стиле палаццо именитого купца Ф.Е. Чижова на Большой Казанской улице. А дом купца Блохина с братом, на углу Большой же Казанской улицы, своей величиной занимает весь квартал. Величественнее того выглядит визави ему новый громадный трехэтажный, пока вчерне отделанный дом Поносова (бывший Кондратьева). И много виднеется других довольно солидных из вновь построенных тех домов, перед которыми — дом Дворянского собрания, прежде составлявший единственную красу города, ныне имеющий уже соперников.
Понаехало в Уфу много новых как коммерческих, так и кустарно-промышленных людей, и появилось немало новых, кроме вышеупомянутых, солидных магазинов, как-то: Стахеева, Гудкова, Паршина, Вавилова, Чижова, Ивановой и др., не считая кондитерских, колбасных, мебельных и вообще кустарных заведений. Открылись новые банки и проч., и проч. Даже общественное вечернее гуляние чуть ли не столетие совершавшееся на Большой Казанской улице, ныне перешло на Лазаретную — более ровную, длинную и открытую.
Словом, в течение десяти лет своей коммерцией Уфа увеличилась, по-моему, более чем вдвое. И смотря на эти магазины, склады, лавки, лавчонки, лабазы, лари и проч. — большие и малые с мануфактурными, колониальными, галантерейными, косметическими и другими товарами, мне, как деревенскому профану, думалось: куда вся эта пропасть идет, кто все это покупает, ибо не видать в них покупателей? Но все больше и больше развивается в Уфе лавок, следовательно, есть же потребители.
Новые дома уфимских купцов, зерно- и лесопромышленников, торговых фирм были не только жилищами и местом для магазинов, складов и контор, но и призваны были служить подтверждением солидности и успешности их хозяев. В их архитектуре использовались все последние модные веяния, одним из которых был так называемый «кирпичный стиль».
Из простых кирпичей при кладке стен мастера выполняли очень красивые, а подчас и весьма сложные и причудливые декоры. Добиваясь наиболее выразительного эффекта, кирпичи заглубляли или выдвигали, укладывали их наклонно, поднимали вертикально или поворачивали ребром. Кроме того, при кладке наиболее сложных узоров использовали и различные фасонные или стесанные кирпичи. Особых навыков требовало выполнение круглых, полукруглых или овальных элементов. Так как такая кладка подчас являлась подлинным произведением искусства, здание, как правило, не штукатурили.
Зданий в «кирпичном стиле» в историческом центре Уфы сохранилось довольно много. В последние время часть из них освободили от штукатурки советских времен, и глазам любителей архитектуры и старины вновь предстали эти великолепные кирпичные кружева, выполненные сто и более лет назад талантливыми мастерами уфимской кирпичной кладки.

Янина Свице


Библиография:


Свице Я. Уфимская архитектура. Кирпичный стиль / Я. Свице. - Текст : непосредственный // Истоки. – 2019. - № 7 (13 февр.). – С. 12: фот.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ