ГЛАВНАЯ РУБРИКИ |
В самом начале 90-х состоялась моя вторая встреча с Зирахом. То было время, когда стали печататься прежде запрещённые авторы, вытаскивались из кладовых спецхрана фильмы, о которых знали только узкие специалисты. Вот и с альбомами Зираха случилось нечто подобное. Хотя вроде никто и никогда его и не запрещал. Более того, стараниями Петра Фёдоровича Ищерикова фотограф стал считаться советским, ведь в его «фототеке» имелись десятки снимков, запечатлевших революционные моменты 1917 года, а также события 1918-1919 гг. Помню, как Юрий Андреевич Узиков показал мне не очень резкий снимок, на котором предположительно с группой товарищей был изображён… В.И. Ульянов-Ленин. В Уфе, в земской управе. А что, Зирах в 1900-м там уже работал, всё могло быть. Не ясно только, имелся ли у него тогда фотоаппарат. Так я и не знаю до сих пор, была ли это чья-то шутка, либо в самом деле снимок был историческим. Анатолий Чечуха.
Библиография:
|
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |