Дворец нашего детства - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Под заводским крылом
И вот в 1970 году из двухэтажного «Спутника» заводская самодеятельность постепенно стала переезжать в новые стены, а в апреле того же года на сцене Дворца культуры самодеятельные коллективы выступили с праздничным концертом, посвященным 100-летию со дня рождения Владимира Ленина. Вот так и родилось привычное уфимскому уху название – «Юбилейный». Хотя само официальное открытие его состоялось лишь через год.
Кстати, стоит сказать, патронаж завода над Дворцом культуры тогда вовсе не был пустой фразой. Во-первых, заводчане и их дети занимались в многочисленных кружках и коллективах самодеятельности. Во-вторых, завод принимал активное участие в «переформатировании» неродившегося кинотеатра во дворец. В-третьих, на всех дискотеках и массовых мероприятиях здесь дежурили заводские дружинники. А в-четвертых, все дети, которые посещали в ДК «Юбилейном» кружки, вне зависимости от ведомственной принадлежности их родителей, автоматически тоже считались заводскими и на лето получали льготные путевки в пионерлагерь «Алые паруса». В свою очередь мы, участники театральной студии «Мечтатели», для заводских детей каждый год играли новогодние утренники. Кстати, именно на них я заработал первые свои десять рублей, что для восьмиклассника было не так уж и плохо.

На «капитанском мостике»
Самым первым на нем оказался бывший директор клуба «Спутник» Григорий Иванович Соловьев, участник Великой Отечественной войны. Именно при нем стали формироваться те творческие коллективы, которые потом стали его визитной карточкой. Затем директором стал Борис Федоров, а в 80-х годах ДК руководил Борис Ларионов, затем перенесший директорский опыт на Городской дворец культуры. С 2004 года и по сей день на «капитанском мостике» многофункционального культурного центра находится Ринат Ахмедов.
Балльники и театральники
Так уж получилось, что наиболее частыми посетителями Дворца культуры сразу стали воспитанники двух детских творческих коллективов – ансамбля бального танца «Радуга», которым руководила Роза Ахияртдинова, и детского театрального коллектива «Мечтатели», который его режиссер Наталия Яковлева перевела в конце 70-х в стены «Юбилейного» из ДК РТИ. В обоих коллективах занятия шли ежедневно, и второй этаж порой просто гудел от малоуправляемых детских толп. Дети поначалу относились друг к другу довольно ревниво – отсюда и пошли клички: «театральники» и «балльники».
Кстати, занятия проходили на высоком профессиональном уровне, поэтому вскоре коллективы были отмечены званиями «народного» и «образцового». И это неудивительно, Роза Аслямовна, к примеру, в свое время танцевала в легендарном ансамбле, созданном самим Файзи Гаскаровым, а Наталия Ивановна училась в Москве на курсе ученицы самого Станиславского Марии Кнебель. Собственно, на муштре и тренинге знаменитой актерской системы мы и занимались. Причем стоит отметить, что наш театральный коллектив был довольно уникальным. Где еще найдешь такой, в котором подавляющее большинство участников было мальчишками, да еще далеко не примерного поведения? За десять лет существования коллектива мы поставили шесть спектаклей, причем некоторые из них показали более ста раз. Наш руководитель для каждой постановки находила свою неповторимую режиссерскую изюминку. Мы первыми в городе поставили мини-спектакль на мини-площадке. Первыми в России поставили спектакль, где декорации были настоящими – это был спектакль про школьную жизнь, который мы играли в настоящих школьных кабинетах, коридорах, актовом зале. До этого только Тбилисский драматический ставил «Гамлета» в настоящем замке.
Но было бы нечестно упомянуть только два наших коллектива. На самом деле, во Дворце культуры «Юбилейный» начинали свою певческую карьеру и Радик Гареев, и Геннадий Родионов, и Владимир Поляков - имена их известны далеко за пределами нашей республики. Долгие годы славился здесь и большой духовой оркестр под руководством Вячеслава Петровича Бирюкова. А какие в ДК «Юбилейном» были дискотеки?! Сюда по вечерам стекалась молодежь со всего города, потому что здесь можно было не только потанцевать, но и по-настоящему познакомиться с течениями современной музыки.
Сегодня на сцене...
Сколько раз от конферансье мы слышали эту фразу, когда всеми правдами и неправдами пробирались в зал через знакомых билетерш. Кто только не выступал на этой сцене?! И оркестр Олега Лундстрема, и ансамбль «Арсенал» под управлением великолепного джазиста Алексея Козлова. Здесь мне удалось послушать «Ленинградский диксиленд» и «Звуки Му» Петра Мамонова. Этот зал помнит Аллу Пугачеву, Майю Кристалинскую, Жанну Бичевскую, Александра Градского, Софию Ротару, «ДДТ», Франсиса Гойю.
Дворец становится корпусом №5
В 1999 году у ДК сменился хозяин, и он стал корпусом № 5 Башкирского государственного аграрного университета. И здесь тоже проявилась общая тенденция – производственные предприятия стали тяготиться своими объектами соцкультбыта и старались скинуть их на чьи-нибудь более крепкие руки. С тех пор «Юбилейный» стал «Дворцом молодежи». В нем наши комнаты для занятий стали учебными аудиториями, преобразилось фойе, обновился и внешний вид самого здания.
И все же он и до сих пор остается одним из главных центров притяжения для уфимцев и одной из самых больших концертных площадок города.
Здесь студенческая молодежь Аграрного университета с энтузиазмом занимается в коллективах художественной самодеятельности, и их успехам радуются сокурсники на республиканских конкурсах «Студенческой весны».
Да, этому зданию не повезло на постоянных жителей, но почти каждый уфимец может назвать его своим родным домом.
Владимир ГЛИНСКИЙ.
Фото Валерия ШАХОВА, а также из открытых источников


Библиография:

 

  1. Глинский В. Дворец нашего детства / В. Глинский. - Текст : непосредственный // Уфимские ведомости. – 2019. – 28 марта. – С. 16: фот. 
  2. Глинский В. Дворец нашего детства / В. Глинский. - Текст : электронный // Уфимские ведомости. – 2019. – 28 марта. – URL: http://vedomosti102.ru/chetverg/3106-dvorec-nashego-detstva.html(дата обращения: 23.05.2020)

 

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ