Шесть поколений старого «земства» - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Здание, о котором идет речь, было специально возведено для размещения в нем многочисленных городских и губернских общегосударственных организаций, что и определило его судьбу на первые три поколения. Власть есть власть - Управа резко выделялась среди простой одноэтажной застройки старых улиц Телеграфной (Цюрупы) и Большой Ильинской (Заки Валиди).
Полномочия земства заключались в решении хозяйственных и денежных вопросов на уровне губернии, финансировалось строительство транспортных путей, начальных школ и больниц. Уфимское земство вело огромную сельскохозяйственную, строительную, просветительскую, здравоохранительную работу. Стало тесно – и в 1910 году к зданию добавили пристрой по улице Большой Ильинской, выполненный практически в том же архитектурном стиле, что и основное здание.
Как хорошо известно уфимцам, в его стенах работал знаменитый уфимский фотограф и летописец Аполлоний Зирах, служил писарем 17-летний Федор Шаляпин, в предреволюционные годы побывали Владимир Ленин, Александр Цюрупа и еще огромное число людей, чьи имена достойно вписаны в летопись города и республики.
Кстати, непосредственно в здании земства располагалась типография и редакция местной газеты, которая издавалась на территории Уфы в восьмидесятых годах позапрошлого века. За почти полвека существования земством было издано более тысячи наименований книг, журналов, сборников, отчетов, брошюр.
Последним председателем Земства был Пётр Флегонтович Коропачинский, сложивший свои полномочия с окончательным установлением советской власти - в 1919 году.
Третье поколение жизни здания так и продолжило уже привычную ему «административную» линию. С 1919 по 1941 год в здании находился наркомат земледелия (наркомзем) - прямой преемник одного из отделов земского учреждения. Если первые два поколения это здание было средоточием всего комплекса административной власти, то для аграрной Башкирии предвоенного периода оно было едва ли не самым важным. Конечно, масштабы помещений наркомзема не так впечатляли, как современное здание Министерства сельского хозяйства республики – хотя работы было никак не меньше… Тем более – на историческом переломе форм хозяйствования, коллективизации и новых, плановых экономических отношений.
…Архивные строки обозначают лишь первые этапы из истории этого дома - до нынешних времен еще много воды утекло и немало исторических бурь промчалось над его крышей. Тем более что от «первой» крыши ничего остаться уже и не могло – даже без детального анализа понятно, что изначальное здание Губернского земства с его нынешним обликом имеет мало общего. Особенно после лихолетья Великой Отечественной – когда здесь обосновалось несколько эвакуированных предприятий, положивших начало заводу «Уфимкабель». В то время вопрос об архитектурных изысках не стоял – надо было срочно давать продукцию фронту, поэтому приспосабливать здание под нужды завода приходилось буквально на ходу, не останавливая производство и не задаваясь вопросами – какие «межоконные украшения» были тут полвека назад.
Это было особое, горькое, трудное, но победное «поколение» - вместо партийных циркуляров и колхозных разнарядок шли на фронт саперные подрывные шнуры, телефонные линии и многое другое. Завод был на ведущих ролях в Наркомате оборонной промышленности страны, что и определило его дальнейшую судьбу: расширение производства, освоение принципиально новых для предприятия видов продукции. Военное и послевоенное поколение проходило как производственное – среди горожан до сих пор привычно и популярно название «здание «Уфимкабеля».
Так было до тех пор, пока не пришло понимание: заводу не место в центре столицы. Не будем сейчас вдаваться в детали, каким сложным и дорогим был перенос работающего предприятия на новое место – выстроенные с нуля корпуса «Уфикамбеля» в Демском районе города. Вернемся к нашему юбиляру: даже не - специалисту понятно, что восстановить здание в первозданном виде было очень и очень трудно. Но неизбежно: это – объект культурного наследия федерального значения.
Генеральный инвестор, Ильдар Гималетдинов, прекрасно понимал, какую дополнительную нагрузку он берет на себя, принимая решение о полной реставрации памятника архитектуры. Но его принципиальная позиция уже хорошо известна в республике:
- Пусть это будет делом еще нескольких трудных лет, но я сумею изменить этот кусочек родной Уфы. История и память в любом случае дороже денег. Мы вкладываем десятки миллионов в реставрацию старого здания завода, но с точки зрения сохранения родной истории - это лишь малая толика того, что мы должны и обязаны сделать.
Так началось «шестое поколение» в богатой на события жизни старого дома. Уже сегодня он обрел не просто реставрированный, но и улучшенный облик. Восстановлена сложнейшая декоративная лепнина, установлен 12-метровый «золотой» шпиль, устроена сложнейшая медная кровля, приведен в порядок и выкрашен долговечными составами фасад. Сегодня, не видные снаружи, там идут масштабные внутренние работы. Здание гостеприимно распахнет свои двери уже ко Дню республики, а внутри его…
Что будет внутри – пока смолчим. Пусть это будет сюрпризом, достойным подарком горожанам и жителям республики! Главное сейчас в другом – полуторавековая жизнь здания не закончена. Впереди еще множество лет и немало поколений. С юбилеем, старый дом!
Маргарита Харисова.
На снимке:
Визуализация проекта реставрации.


Библиография:


Харисова М. Шесть поколений старого "земства" / М. Харисова. - Текст : электронный // Уфимские ведомости. - 2020. - № 11 (13 февр.). – URL: http://vedomosti102.ru/chetverg/3782-shest-pokoleniy-starogo-zemstva.html(дата обращения: 24.05.2020).


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Ноябрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

УФА В КНИГАХ