95-летие со дня рождения балерины Нинель Юлтыевой - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Долгие годы преподавала в Казанском филиале Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской (позже Казанский государственный институт культуры, ныне — Казанский государственный университет культуры и искусств). С 1972 года являлась заведующим кафедрой хореографии, с 1985 года — профессором. В 1998 году была назначена художественным руководителем Казанского хореографического училища.
С 1974 по 1977 год, а также в 1988-89 годах Нинель Юлтыева работала в Египте, в 1981-1983 годы она находилась в Венесуэле, где являлась балетмейстером и педагогом Каракасского театра имени Терезы Карреньо.
В Уфе Нинель Юлтыева танцевала партии Зайтунгуль («Журавлиная песнь» Леонида Степанова), Марии («Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева), Сванильды («Коппелия» Лео Делиба). В 1946 году Нинель Даутовна дебютировала на сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля, блестяще исполнив заглавную партию в балете Нажиба Жиганова «Зюгра». В последующие годы была исполнительницей ведущих партий в первом татарском балете «Шурале» Фарида Яруллина (Сююмбике), в классических и национальных балетах «Лауренсия» Александра Крейна (Лауренсия), «Спящая красавица» Петра Чайковского (Аврора), «Горная быль» Александра Ключарева (Зарифа), «Жизель» Адольфа Адана (Жизель), «Дон Кихот» Лео Минкуса (Китри). Искусство Нинель Юлтыевой отличалось одухотворенностью и внутренним драматизмом, редким романтизмом, высокой техникой, необыкновенной грацией.
Как хореограф Нинель Юлтыева поставила балеты «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Баядерка» Людвига Минкуса, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Петра Чайковского, «Шехерезада» Николая Римского-Корсакова и другие спектакли.
Нинель Даутовна имела почетные звания народной артистки РСФСР, Республики Башкортостан и Республики Татарстан. Она удостаивалась приза «Душа танца», награждалась медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Являлась профессором и действительным членом Петровской академии науки и искусств.
Жизни и творчеству выдающегося мастера балета посвящен роман башкирского писателя Тайфура Сагитова «Нинель». Статьи о ней имеются во 2-м томе Башкирской энциклопедии, Краткой энциклопедии «Башкортостан», Татарской энциклопедии, Википедии, многих справочных изданиях по искусству.
95-летие со дня рождения балерины Нинель Юлтыевой . – Текст : электронный // Культурный мир Башкортостана : сайт. – Раздел сайта «Новости». – 2021. – 3 февраля. – URL: https://kulturarb.ru/ru/news/95-letie-so-dnya-rozhdeniya-baleriny-ninel-yultyevoj (дата обращения: 03.02.2021)


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Май 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
      

УФА В КНИГАХ