«Пурга» следов не оставляет
Что смотрели в кинотеатрах Уфы в 20-е годы
К десятилетней годовщине Великого Октября советский кинематограф определился с созвучными эпохе сюжетами и принципами построения кинодействия. Даже те режиссеры, которые начинали работать еще до революции, старались соответствовать требованиям партийности в искусстве.
В их числе был и Чеслав Сабинский, стоявший у истоков отечественной кинематографии. Он работал у братьев Патэ, затем на кинофабрике Тимана и Рейнгардта, писал многочисленные сценарии, часть которых сам же и воплотил на экране в качестве режиссера-постановщика. К октябрьским торжествам 1927 года Сабинский снял киноленту «Пурга» по пьесе Дмитрия Щеглова, драматурга начинающего, но успевшего хорошо зарекомендовать себя. «Пурга» была первым опытом Щеглова в области драматургии, но ее поставили все передовые московские и периферийные театры. Успех строился на выигрышном сочетании героики Гражданской войны и вечной теме любовного треугольника. Видимо, это и подкупило Сабинского: безошибочным нюхом старого киноволка он чуял, чем можно обеспечить зрительский интерес.
В главных ролях снялись красавица Зоя Валевская, супруга самого режиссера, Геннадий Мичурин с простым мужественным лицом и Евгений Боронихин в амплуа великосветского злодея. «Пурга» двинулась в массы. В первых числах декабря юбилейного 1927 года в репертуар лучших кино-электротеатров Уфы вошла новая фильма, последнее достижение важнейшего из всех искусств.
«Объявление. 1-й Госкино «Урал». Начало сеансов 6.30,7.15 и 9 ч. вечера. Касса открыта с 4 часов вечера. С 6 по 11 декабря. Монопольное право постановки. Премьера!!! «Пурга». Драма в 7 больших частях. В ролях: американки Оллан — Зоя Валевская, партизана Владимира — Мичурин, инженера Генри — Боронихин.
Исключительная по художественному выполнению и игре. Захватывающий сюжет. Красивые фотографии.
Сверх этого: «Десять лет Октябрьской революции в Уфе».
Кинотеатр «Урал» - это памятный старожилам «Октябрь» по улице Ленина, 16. Не тот, что существовал в «урезанном» виде до конца 1960-х за аркой рядом с гостиницей «Агидель», а тот, который во всем блеске роскоши стоял на месте этой гостиницы рядом с усадьбой Нестеровых и славился лучшим звуком из всех уфимских кинотеатров. Долгое время дворовое строение, куда переселили «Октябрь», было заброшенным. Сносили дома и лучшей сохранности, но этот, как ни странно, выжил. Вдруг несколько лет назад застучали топоры, запахло свежим деревом: здание привели в порядок, очистили краснокирпичную кладку, настелили новую крышу, и сейчас там находится двухуровневый благородного облика офис, без вывески.
Немым фильмам, а «Пурга» как раз и относится к таким, аккомпанировал не просто тапер-импровизатор на пианино, но струнное трио из двух скрипок и виолончели. Музыка подбиралась заранее и даже, кажется, утверждалась. Из семи частей «Пурги» сохранилась половина, вот что писала о ней «Красная Башкирия».
«Экран за неделю. «Пурга». Бурный вихрь гражданской войны спугнул с насиженных мест директора золотопромышленных приисков, его дочь и инженера приисков. Все трое — лондонские гости. Забрав золото, они пробирались к белым. Вполне благополучному намерению беглецов помешала сибирская тайга. Разразившаяся пурга разъединяет их, и в дикой тайге остаются зимовать дочь директора, ее жених-инженер и случайно забредший в приютившую беглецов избенку красный партизан.
Суровая жизнь тайги скоро показывает полную неприспособленность к борьбе за существование жениха-инженера и отдает поэтому его невесту партизану.
Инженер замерзает, а дама высшего английского света находит счастье с рабочим партизаном.
Но настает весна, и у «жены» пробуждается стремление к прежней жизни. Оборванного партизана она мнит во фраке. И партизан в решительный момент уже не находит себе в ней спутника. Классовая принадлежность берет в ней верх.
Музыкально хорошо иллюстрированная картина (целиком почти разыгранная в тайге) имеет успех».
Здесь было все: и заснеженные просторы Сибири, снимавшиеся в подмосковном лесу, и романтическая охотничья избушка, сколоченная в павильоне, и английская мисс, и пылкие страсти, и классовая пропасть, ее же не прейдеши, и заросший бородой старый таежник дед Ерема, страшный на вид, но добрый внутри.
Героиня носила аристократическое имя Оллан Хартлей (наверно, драматург промахнулся, и это была все же Элен), незадачливый жених фигурировал под фамилией Будхаус (Вудхаус звучало бы ближе к языку Шекспира и Мильтона), красного партизана звали Владимир Гуров (вот откуда идет традиция наделять положительных героев этой неброской, но запоминающейся фамилией).
Все велось к тому, чтобы Оллан убедилась в никчемности своего соотечественника и выбрала смелого, энергичного русского парня, который в создавшейся ситуации был намного перспективнее. А потом, как видите, капиталистическая натура англичанки взяла верх.
Чеслав Генрихович, воодушевленный шумным успехом, сразу же взялся за продолжение. В 1928 году на экраны вышел «Норд-Ост», поведавший зрителям о том, что сбылось у героев картины и чем сердце успокоилось.
Гуров, выбравшись из тайги, выучился и стал инженером, женился. Его командировали в Америку набираться передового опыта в области автомобилестроения. Здесь наши герои снова встречаются. Оллан кусает локти. Грубый, нечуткий американский муж ее Стэн, журналист и отъявленный реакционер, ревнует и закатывает скандалы. Гуров узнает, что у Оллан растет от него сын, но крепкая партийная закалка удерживает бывшего партизана от опрометчивых шагов. В финале Оллан просит Гурова помочь ей уехать в СССР. Фильм не сохранился.
Можно предположить, что в третьей части Оллан нашла бы простое женское счастье на советской земле, в духе «Цирка» Александрова, стала зваться Лёлей, надела шнурованную футболку, косынку и белые носочки, пела бы «Смело, товарищи, в ногу». Но не сложилось. Зоя Валевская в 1929 году уехала в Германию лечиться, да так там и осталась. Пыталась сниматься, но отсутствие полноценного актерского образования помешало, а с приходом звукового кино Зоя вообще оказалась не у дел. Переехала во Францию, там и похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Чеслав Сабинский, оставленный коварной Зоей на родине, верно, за малой перспективностью, работал на Ленинградской кинофабрике, в последние годы консультантом. Умер за неделю до начала Великой Отечественной войны.
Евгений Боронихин погиб в 1929-м на съемках очередного фильма в Новгородской губернии.
Геннадий Мичурин прожил долгую, благополучную жизнь. Удостоен звания заслуженного артиста РСФСР, Сталинской премии за фильм «Константин Заслонов». Играл на сцене ленинградского Большого драматического театра в ролях классического репертуара, некоторое время служил у Мейерхольда, с 1945 года был актером Ленинградского драматического театра имени Пушкина. Его кинодебют состоялся в 1923-м в фильме «Дворец и крепость». Играл он народовольца Каракозова, стрелявшего в императора Александра II и приговоренного за то к казни «смертию через повешение». Так за ним утвердилось амплуа бесстрашных революционеров и твердых партийцев. И даже роли жандармского офицера в «Степане Халтурине» и немецкого полковника в фильме «Девочка ищет отца» погоды не сделали.
Библиография:
"Пурга" следов не оставляет. Что смотрели в кинотеатрах Уфы в 20-е годы : [подборка материалов] / подгот. А. Маслова // Республика Башкортостан. - 2018. - 29 нояб. - С. 7: ил.
Большой экран стал для народа окном в волшебную страну...
Свой самый первый кинофильм уфимцы смогли увидеть в начале прошлого века - 28 сентября 1901 года. Премьеры, связанные с открытием горожанами мира кино, прошли в актовых залах Дворянского собрания на улице Центральной (ныне - Шаляпинский зал Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова) и Большой Сибирской гостиницы на улице Большой Успенской (гарнизонный Дом офицеров)...
Первые авторы «Истории Уфы» утверждают, что кинематограф в губернском городе появился в 1904 году. Как бы там ни было, а столетие уфимского кино праздновали в 2001-м. Ученые-историки, видимо, правильно оттолкнулись от того факта, что именно 12 сентября 1904 года на улице Бекетовской, 4 (Мустая Карима), открылся первый Электротеатр "Фурор", который впоследствии несколько раз переименовывался ("Горн", "2-е Башкино", в 1936-м получил окончательное название "Салават"). С 1907 по 1915 год небольшой зал пожарной части №3 на улице Центральной (Ленина), вплотную примыкавший к парку Попечительства о народной трезвости (ныне - имени Ивана Якутова). сдавался в аренду под кинотеатр "Муравей". Доходы от показов фильмов шли на содержание служащих общества и пожарного обоза.
Кино не могло не захватить уфимцев. Поэтому друг за другом в те поры открывались электротеатры "Юлдуз" (в Ушаковском парке, ныне парк имени Ленина у Дома Республики),"Искусство" (улица Центральная, 11- Ленина), "Луч" (улица Большая Успенская, 46 - Коммунистическая), "Вулкан" (Большая Казанская, 4 - Октябрьской революции). "Идеал", "Мираж", "Триумф", "Колибри","Экспресс","Модерн","Электро-Биограф", "Генеральный Биограф". В "Справочной книге города Уфы" за 1911 год упоминается, что здесь работало пять электротеатров ("Вулкан", "Луч", "Мир","Фурор" и "Эффект"). Надо сказать, что в то время все фильмы были немыми. В процессе демонстрации картин восприятию оных зрителям помогал пианист-импровизатор (В «Юлдузе» таким был Г. Зерингер). Ну а в антрактах играл духовой оркестр.
В статистическом сборнике "Народное хозяйство Башкирской АССР за шестьдесят лет (1919-1979)" сообщается, что на территории Уфимской губернии на один миллион населения приходилось около трех киноустановок. Это не верно, так как советская власть занижала (часто умышленно) статистические данные за дореволюционный период. Еще до 1917 года кинотеатры открылись в селе Топорнино (Кушнаренково), уездных городах Бирске ("Вулкан"), Белебее и на Белорецком металлургическом заводе. Об уфимских же киноустановках мы упомянули выше.
До 1919 года вопросами кинопроката государственные учреждения и ведомства не занимались, поскольку все это носило чисто коммерческий характер. Частные предприниматели внедряли в сознание людей то хорошее, что связано с кинематографом, и зарабатывали на этом хорошие деньги. Однако Советская власть была прозорливой и взяла кино в свои крепкие руки, начав диктовать собственные условия в данной области. В общем, монопольно использовала кино для пропаганды социалистической идеологии, воспитания трудящихся масс, учитывая малограмотность и даже безграмотность основной части населения страны. На VIII съезде Российской коммунистической партии большевиков, состоявшемся в марте1919 года, была принята Программа, в которой кинематограф рассматривался как средство самообразования и саморазвития трудящихся. Обратите внимание: в это время еще продолжалась гражданская война, но РКП(б), уверенная в победе над внешними врагами, уже обозначила свои приоритеты.
В послереволюционный период фильмы демонстрировались не только в городах, но и в селах, деревнях и рабочих поселках. Кино первым несло в массы социалистическую культуру, поскольку в то время еще не было радиовещания, телевидения, народных библиотек и массовой печати. Короче, было сплошное кино!
В августе 19-го вся фото- и кинематографическая торговля, а также промышленность из рук частных предпринимателей перешли в ведение Народного комиссариата по просвещению молодой Советской России. Следовательно, в ноябре того же 1919 года Временный революционный совет Уфимской губернии принял решение о национализации кинотеатров в нашем городе. Также была создана фотокиносекция Уфимского губернского отдела народного образования. В 1912 году, судя по отчету Уфимского губернского экономического совещания Совету Труда и Обороны, в Уфимском уезде было шесть киноустановок на тысячу восемьсот пятьдесят посещений – три самостоятельных и столько же в разных учреждениях. В 1921-м в Уфе прошло четыреста киносеансов с охватом в пятьдесят одну тысячу двести человек. Конечно, у наших читателей эти показатели вызовут улыбку, но таковы были реалии послереволюционного времени. Не забывайте, что население Уфы после революции и гражданской войны уменьшилось до девяноста двух тысяч восьмисот человек (в 1920-м).
Следует подчеркнуть, что жизнь в городе не стояла на месте, кино внедрялось в уфимский быт, проникая в кровь и плоть трудящихся масс. Поэтому в сентябре 1922 года вновь открылся кинотеатр "Горн" ("Салават"), через два месяца - "Акмулла" (бывший "Художественный"), "Чулпан" ("Заря"), в 1923-м распахнул свои двери "Факел", в 1924-м - "Юлдуз" ("Идель") в парке Свободы. Помещений хронически не хватало. Поэтому в 1924 году кинопросмотры начались в Доме труда и искусства на улице Ленина (Башкирский государственный театр оперы и балета), в 1925-м - в Доме имени В.И.Ленина (главный корпус нынешнего авиационного колледжа на перекрестке с улицей Революционной)
Башкирский Центральный Исполнительный Комитет своим постановлением от 21 февраля 1923 года возложил на Всебашкирский фотокиноотдел задачи и обязанности Госкино (Государственного фотокинопредприятия) территории Башкирской республики. Эта организация начала работать на принципах хозрасчета. Но в то же время, выражаясь современным языком, государство сделало госзаказ. То есть было определено количество бесплатных сеансов: ежемесячных - для учащихся общеобразовательных школ (общее количество - до тысячи человек) и еженедельных - для красноармейцев (всего – до тысячи человек). Но по-прежнему демонстрировались в основном немые зарубежные фильмы.
А 12 декабря вместо Госкино создается Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество (Совкино). В Уфе соответственно открылось его представительство. В одном из телефонных справочников той поры указывается, что по улице Егора Сазонова. 43 (Коммунистической), находилось кинопредставительство Совкино, а в 1925-м здесь уже размещается кинотеатр данного акционерного общества. Здание сие знакомо всем нам как Дом офицеров.
В конце 1920-х годов кино вовсю стали использовать в своих целях и профсоюзы. К примеру, в резолюции IV Всебашкирского культурного совещания при Башпрофсовете, состоявшегося в июле 1929-го, сказано очень четко: использовать кино как средство приманки рабочего класса на различные собрания. Естественно, культсовещание со своей идеологической точки зрения осудило высокий процент кинохалтуры, фактически отсутствие детских сеансов, бессистемность в репертуаре. А еще остракизму подверглись мелкобуржуазные тенденции, которые сводились к примиренчеству с заграничной продукцией низкого пошиба и ее поощрению через широковещательную рекламу.
...Первое звуковое кино в Уфе появилось только в1932 году - в "Октябре" по улице Ленина. Этого помещения вы уже не найдете, поскольку на месте, где оно находилось, ныне высится гостиница "Агидель". Тем не менее зрители все еще смотрели только черно-белые фильмы. На цвет СССР перейдет лишь после Второй мировой войны. А пока все основные средства идут на укрепление обороноспособности страны и развитие базовых отраслей промышленности. К слову, в 1935 году на звуковое кино перевели все городские кинотеатры и шесть районных.
...Еще 2 апреля 1933 года секретариат Башкирского обкома ВКП(б), рассмотрев вопрос развития кинофикации в республике, принял обширное постановление. В нем указывалось на то, что убыточность сельской киносети и чрезвычайно низкие показатели обслуживания социалистического сектора в деревне совершенно недопустимы. Кинофикаторов заставляли зарабатывать деньги и покрывать все расходы за счет своих же доходов. Обком партии обязал открыть детские кинотеатры в пяти городах Башкирии, в том числе и в Уфе, что и было успешно выполнено.
Далее, 29 декабря 1933 года на базе Башкино был образован Трест кинофикации Башкирской АССР. Он приобретал фильмы, выпускаемые на республиканский экран, определял репертуарную политику, планомерно распределял копии этих картин по Башкирии, рекламировал новые ленты. А еще осуществлял контроль за техническим состоянием копий после их демонстрации на киноустановках и обеспечивал хранение на фильмобазах.
Копии фильмов отправлялись в металлических коробках в города и села БАССР различными видами транспорта - авиационным, железнодорожным, гужевым и речным. Из села в село фильмы развозились на телегах и санях.
Знаменательно то, что 5 января 1935 года Башкирия широко отмечала пятнадцатилетие советской кинематографии. В тот день прошел слет районных уполномоченных кинофикации, начальников прокатных баз, уполномоченных профсоюзных баз, киномехаников-ударников, проработавших в системе Башкино более десяти лет, а также других работников Башкино и Башкирского отделения "Росснабфильма". К юбилею кинематографии в Уфе была организована большая выставка с разделами "Советская кинематография за пятнадцать лет", "Кинофикация в Башкирии", "Кинопрокат" и "Кинохроника".
…В первые годы советской власти многие кинотеатры работали в малоприспособленных помещениях, даже в бывших церквях. В 36-м по постановлению Совета Народных Комисаров РСФСР в Уфе решили построить стационарный кинотеатр по проекту Калмыкова. Но из-за распри с Москвой стройку заморозили. У нас ведь без различных перегибов ни одно хорошее дело не начинается… В кинофикации тоже без этого не обошлось. Оказывается в 1934-1936 годах кинообслуживание населения происходило за счет средств колхозов. Это и породило безответственность киноработников, отказавшихся отвечать за качество показа, и грубо нарушало Устав сельскохозяйственной артели. При билетной же системе зритель мог за свои трудовые деньги потребовать повышения качества кинопоказа и улучшение репертуара.
…Снабжение Башкирии новыми фильмами зависело от Москвы. В1937 году даже ставился вопрос о необходимости обращения в ЦК ВКП(б) с тем, чтобы Центральный Комитет воздействовал на трест "Росснабфильм", дабы тот включил Башкирскую АССР в список на первоочередное снабжение кинолентами, наряду с промышленными центрами РСФСР.
А вот еще одна особенность кинофикации довоенного периода. Большинство мусульманского населения республики еще недостаточно хорошо владело русским языком, поэтому на кадры кинопленки в фабричных условиях наносился текст на башкирском языке (субтитры). Эту работу выполняли только в Минске и Москве, хотя тоже самое можно было с успехом сделать в Уфе: требовалось лишь производственное помещение и сто тысяч рублей на приобретений технологического оборудования.
Автокинопередвижки из Уфы выезжали в сельские районы для обслуживания отдаленных сел и деревень. Зачастую летом картины демонстрировались под открытым небом, поскольку во многих населённых пунктах не было ни клубов, ни домов культуры.
...Значение имело не только количество кинотеатров, но и их вместимость. Так, например, в предвоенный период в Уфе работали кинотеатры "Яналиф" по улице Ленина. 18 (на шестьсот пятьдесят зрителей), "Салават" (триста), "Рот-Фронт" на Первомайской площади, около завода горного оборудования (сто семьдесят пять), "Идель" в парке Свободы (триста сорок). Еще , три кинотеатра вместимостью в триста человек каждый располагались в Старой Уфе, Восточной слободе и Сталинском районе ("Ударник") в жилом секторе моторного завода (Черниковск). Между прочим, "Ударник" построили в районе сегодняшнего Инорса в 1933 году. Многие уфимцы послевоенного времени знают его с 1956 года как Дворец культуры имени Михаила Ивановича Калинина.
… Перед Великой Отечественной Управление кинофикации при Совете Народных Комиссаров БАССР размещалось по улице Ленина, 24, а его технический отдел по улице Октябрьской революции, 3А; мастерская кинопроката находилась ниже по улице Октябрьской революции, 39; Техснаббыткино - по улице Пушкина. 70, ну а Уфимская студия по производству хроникально-документальных фильмов – по улице Ленина, 16 (там ранее размещался кинотеатр "Урал"),
В военное время кинообслуживанию населения уделялось огромное внимание, потому что фильмы о Второй мировой и кинохроника с фронтов поднимали боевой дух и моральное состояние у тружеников тыла, солдат и офицеров, находившихся на излечении в госпиталях. Много киноустановок передали, в действующие воинские соединения, на фронт, а также в эвакуационные военно-медицинские госпитали (семьдесят семь из девяносто одной автозвукопередвижки). Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР в 1942 году преобразовал студии кинохроники в Воронеже, Саратове, Уфе и Казани в корреспондентские пункты Куйбышевской студии кинохроники. Тем не менее жизнь Башкирской АССР отражалась в киножурналах Куйбышевской студии кинохроники. К примеру, 17 марта 1942-го в одном из сюжетов "Союзкиножурнала" рассказывается об очередной сессии Академии наук Украины, состоявшейся в Уфе; 5 декабря того же года репортаж журнала "Поволжье" посвятили тому, что жители башкирской деревни Сафарово Чишминского района отправили в подарок фронтовикам сто пятьдесят две овчины, триста килограммов шерсти и много теплых вещей. В фильме "Нефть фронту", выпущенном студией в 1942-м, повествуется о трудовых подвигах нефтяников, работавших между Волгой и Уралом. В картине также запечатлены женщины, заменившие на нефтяных промыслах ушедших на фронт мужчин. В их числе были передовики производства Ишимбайских нефтяных промыслов Анна Сатонина и Настя Шишкина. В 1943 году в кинохронику вошел также сюжет о том, как трудящиеся Уфы провожали на фронт бронепоезд, изготовленный на их личные трудовые денежные средства.
В 1943-м в Башкирии работало сто девять из ста шестидесяти киноустановок. Из них пятьдесят одна периодически простаивала из-за отсутствия электроэнергии, горючего, фильмов, запасных частей и киномехаников. Кинопоказ в основном сосредоточился тогда в районных центрах и прилегающих к ним сельских советах, где электроэнергия была. В конце войны изготовлением запасных частей к кинотехнике занимались уфимские заводы №26 (моторный), пишущих машин имени КИМ, горного оборудования, паровозоремонтный. Затон имени Октябрьской революции и исправительно-трудовая колония НКВД №4, Такие принципиально важные , заказы, получали предприятия через Госплан БАССР.
…В начале войны республике и в самом деле было не до кино. А вот когда положение советских войск на фронте стабилизировалось, оборонные предприятия набрали мощность, власти начали тщательно заниматься кинопропагандой. Башсовнарком своим постановлением обязал организовать в Уфе 1 марта 1944 года месячные курсы киномехаников для немых кинопередвижек. Рассказывают, что в годы войны условия в фильмомастерской Башконторы Главкинопроката были плохие: хлеб работницы получали с большим трудом, дополнительное питание им не предусматривалось, в отличие, например, от Чкалова (Оренбург) и Куйбышева (Самара).
А 14 сентября 1943 года бюро Башкирского обкома ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров республики приняли постановление "Об увековечении памяти Героя Советского Союза Александра Матвеевича Матросова". Имя бывшего воспитанника трудовой колонии Уфы присвоили в нашем городе детскому кинотеатру на улице Сталина (Коммунистической). Органы муниципалитета обязали освободить это помещение, которое было занято в связи с устройством населения, эвакуированного из прифронтовых районов СССР, и, по-моему, приспособленное под столовую. Но добиться такого на практике было крайне трудно. Во всяком случае, в начале 1944-го детский кинотеатр еще не работал.
В 1944 году широко отмечалось двадцатипятилетие образования Башкирской АССР. К этой знаменательной дате обком партии заказал фильм-очерк, чтобы показать, каких успехов республика добилась в экономическом, культурном, научном и образовательном плане за четверть века. Такие
Важные политические вопросы решались лишь на самом высоком уровне. Поэтому заблаговременно, еще 27 декабря 1943 года, секретарь обкома партии по пропаганде и агитации Р. Раимов направил письмо начальнику Комитета кинематографии СССР И.Большакову. В письме он напомнил, что обком КПСС ставил данный вопрос еще в июне, однако таковой в Москве до сих пор не решен. Оказывается, руководство Куйбышевской студии кинохроники уклонялось от непосредственной съемки фильма, поэтому Раимов просил Большакова дать соответствующее указание. Сценарий того фильма утверждался юбилейной правительственной комиссией республики. В съемочную группу входили оператор Александр Сухов и начальник Уфимского корпункта Куйбышевской студии кинохроники Кабир Гайсин (директор фильма). В апреле 1944 года они выезжали на фронт для съемок эпизодов из жизни бойцов и командиров 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, получив разрешение начальника Главного политического управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии А.С. Щербакова.
Рашит АЮПОВ.
В оформлении полосы использованы снимки из
архива "Вечерней Уфы".
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
С 1941 по 1955 год двадцать пять художественных фильмов СССР продублированы на башкирском языке. Среди них - “Салават Юлаев”, “Счастливого плавания”, “Далеко от Москвы”, “Кавалер Золотой Звезды”, “Сельский врач”, “Возвращение Василия Болотникова”, “Командир корабля”, “Чапаев”, “Застава в горах”, “Джамбул”, “Большая семья”, “Солдат Иван Бровкин”...
По другим данным, картин, дублированных на башкирском языке, больше. Например, в феврале 1952 года в республиканской печати сообщалось, что таких лент на тот момент около двадцати. В списке, приведенном выше, не указаны такие, как “У них есть Родина”, “Падение Берлина” (две серии), “Котовский” и “Щедрое лето”. К примеру, в 1952 году в фильме “Незабываемый 1919 год”, который впервые вышел на экраны Уфы 23 июля 1952 года, главные роли продублировали народный артист БАССР Хазиахмет Бухарский (Владимир Ленин) и заслуженный артист РСФСР Арслан Мубаряков (Иосиф Сталин). В дубляже участвовали и другие актеры Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури - Вали Галимов, Ильшат Юмагулов, Хусаин Кудашев, Фарида Камалетдинова, Рим Сыртланов, Зайтуна Бикбулатова, Талига Бикташева, Рифгат Файзи, Абдулламин Зубаиров, Гата Сулейманов, Зайни Игдавлетов, Сабир Галин, а также режиссер Габдулла Гилязев и другие. Любопытно, что в 1957 году при дублировании фильма “Урок истории” звукозапись проводили в Зеленом зале любимого уфимцами кинотеатра “Родина”. Большой вклад в дубляж картин внес заслуженный деятель искусств Татарской АССР Каюм Поздняков, поскольку часть фильмов в середине 1960-х дублировалась на Казанской киностудии. Раньше этим занимались Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького (в Москве) и Свердловская киностудия (в нынешнем Екатеринбурге).
После Великой Отечественной войны строительство зданий кинотеатров в Уфе осуществлялось по мере расширения города и по специальным проектам. Так, были открыты “Луч” (1956), “Победа” (1948), “Родина” (1953), “Тан” (1959), “Салют” (1967), имени Юрия Гагарина (1961), имени Германа Титова (1961), “Искра” (1970), “Радуга” (1985), имени Миннигали Губайдуллина в Затоне, “Орион” в Деме, “Аврора”, “Орленок”, “Теремок”. К сожалению, от обширной некогда сети кинотеатров зданий, используемых по прямому назначению, осталось немного.
В 1975 году в столице республики действовали пятнадцать кинотеатров на шесть тысяч двести зрительских мест и восемнадцать профсоюзных киноустановок (во дворцах и домах культуры) на семь тысяч мест. В 1970-м сдали Дом Актера с кинозалом. Фильмы демонстрировались во Дворце спорта, Дворце пионеров, просмотровом зале Уфимского телецентра, актовом зале МВД БАССР. Киноустановки в 1960 годы имели и общеобразовательные школы города. Здание Уфимского государственного татарского театра “Нур” строили как кинотеатр, но затем переделали проект.
В Уфе осуществлялись съемки эпизодов художественных фильмов “Города и годы” (1929), “Пугачев (1937), а под Уфой - “Гроза над Белой” (1968). В нашем городе родились народный артист СССР, корифей советского кино, режиссер, первый ректор ВГИКа Евгений Червяков, известные актеры театра и кино народный артист СССР Виктор Хохряков и Андрей Болтнев.
Библиография:
- Аюпов Р. Большой экран стал для народа окном в волшебную страну… / Р. Аюпов. - Текст : непосредственный // Вечерняя Уфа. – 2015. – 27 авг. – С. 3.: фот.
- Аюпов Р. Большой экран стал для народа окном в волшебную страну… / Р. Аюпов. - Текст : электронный // Вечерняя Уфа. – 2015. – 27 авг. – URL: http://vechufa.ru/culture/6518-bolshoy-ekran-stal-dlya-naroda-oknom-v-volshebnuyu-stranu.html(дата обращения: 28.05.2020)