Башпединститут (Коммунистическая, 23) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Численность студентов возрастала год за годом. Встал вопрос о нехватке учебных площадей. Пединститут размещался в здании бывшего Уфимского реального училища. В 1934 году принимается решение надстроить третий этаж над главным учебным корпусом. При этом требовалось не нарушить выразительные черты исторического здания 1905 года постройки.
Подготовить проект надстройки и перепланировки здания поручили архитектору Василию Павловичу Медведкову. Сыну сельского священника из Белоруссии, согласно семейной традиции, был открыт путь в семинарию с последующим получением духовного сана. Но эпоха раскрепощала молодых людей и открывала иные широкие горизонты при вступлении в самостоятельную жизнь. Юноша твердо решил получить специальность строителя. Окончив землемерное отделение Гомельского индустриального техникума, Медведков поступил в Политехнический институт в Ленинграде. На помощь от родителей юноша рассчитывать не мог и в годы студенчества подрабатывал на стройках или трудился на предприятиях коммунальных служб. Не только теоретические знания, но и немалый практический опыт пригодились ему после окончания вуза.
В 1929 году как дипломированный специалист он был отправлен на работу в БАССР. Более года проработал в главном индустриальном центре республики – Белорецке, а в сентябре 1931 года его переводят в Уфу с назначением сотрудником треста «Башпроект», чтобы поручить проектно-конструкторскую работу. Медведков успешно справился с серьезными заданиями; изготовил рабочие чертежи первой строящейся пятиэтажки на улице Ленина, курировал разработку технической документации для строительства самого большого в предвоенные годы жилого дома ОГПУ (на углу улиц Гоголя и Коммунистической), при надстройке главного корпуса Башмединститута. Но самым сложным оказался проект надстройки здания Башкирского педагогического института.
Перед Медведковым была поставлена задача перепланировать большое по объёму здание, сохранив при этом его архитектурные особенности. Молодой архитектор обнаружил блестящие способности и справился с ответственным поручением. Сегодня разве что специалисты и знатоки-краеведы, знакомые с первоначальным обликом сооружения, знают, что верхний третий этаж здания был надстроен. После завершения реконструкции корпус пединститута обрел характеристики доминирующего сооружения на пересечении оживленных улиц.
Реконструированное здание пединститута трансформировало облик старой улицы, придав ей новый масштаб. Медведков подчеркнул выразительность протяженного ризалита, устроив в центре здания на верхнем этаже актовый зал с высоким потолком и балконом. На фасаде это нашло отражение в больших по высоте окнах с полуциркульным завершением. Над надстроенным этажом были устроенные устремленные вверх парапеты. Владение техникой кладки из обожженного кирпича позволило не просто нарастить дополнительный этаж, но и обогатить художественно-декоративное решение фасадов.
Рациональная планировка надстроенного этажа дала возможность увеличить полезные площади учебного корпуса на 1700 квадратных метров. В нем разместили 11 кафедр педагогического института, устроили просторные лекционные аудитории, библиотеку с читальным залом и учебные кабинеты, оборудованные по последнему слову техники. В здании появилась вентиляция, была устроена канализация с системой биологической очистки, обновлена котельная центрального отопления.
В годы войны здание занял эвакуированный завод, а пединститут переехал в здание бывшей Духовной семинарии на улице Гоголя, 11.



Библиография:



Янгиров Р. Дворцы и институты из истории архитектуры и строительства Уфы 1930-1960-х / Р. Янгиров. - Текст : непосредственный // Бельские просторы. - 2016. - № 1. - С. 133-151: фот.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ