Тёплое солнце предков - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Цитата: «Домовая резьба – метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов. Резьбой украшались практически все накладные и выступающие элементы фасада дома: наличники, карнизы, причелины, полотенца, балясины, столбы крыльца, лемеха кровли. В домовой резьбе нашли применение практически все виды деревянной резьбы: прорезная, накладная, рельефная, скульптурная».
Хотя почти никто сегодня не отрицает ценности домовой резьбы, мало кто серьёзно исследовал эту тему. Ещё в 1948 году вышла книга об архитектуре Уфы (Н. Лермонтов, М. Сахаутдинова. «Город Уфа»), но даже в ней из 29 страниц текста декору деревянных строений отведён всего лишь один абзац, впрочем, довольно интересный: «Характерный для Уфы деревянный особняк – это обычно небольшой домик, в большинстве случаев, с тремя окнами на улицу, с удлинённым дворовым фасадом и обязательно с мезонином. На выступах мезонина по обеим, а иногда только на одной стороне, устраивались крытые террасы с фронтоном, опирающимся на четыре угловые колонки с аркой в середине. Под аркой обычно размещались два окна с застеклённой дверью между ними… В этих особняках парадные двери на входное крыльцо или сени устраивались в виде лоджии с арочным деревянным же перекрытием. Фасад карниза особняка богато украшался резьбой. Также богатой резьбой украшались окна и ворота. По рассказам местных старожилов, тип этих построек и резьбы был занесён в Уфимскую губернию вятскими плотниками. Каких-либо элементов восточной архитектуры в них не наблюдается».
Не обращает внимания на этот богатый раздел архитектурного наследия и большинство современных архитекторов. В суете и по привычке почти не замечает этой красоты и большинство уфимцев. Зато гости столицы, впервые попав на улицу Октябрьской революции, Коммунистическую или Гоголя, едва ли не захлёбываются от восторгов.
Для кого-то это – встреча с символом красоты давно ушедшего деревянного мира, с удивительно тёплым (в самом прямом смысле из-за материала) традиционным, народным декоративным искусством, с мастерством давних творцов. Для некоторых резные наличники и ворота с «солнышками» это «машина времени», погружающая в мир детских воспоминаний, безвозвратно исчезнувших по давности лет вещественных носителей. Но есть и такие, кто презрительно именует деревянные дома не иначе как «деревяшками».
Трудно назвать (даже приблизительно) не только дату появления домовой резьбы, но и место, где родилась традиция украшать ею окна и другие части домов. Возможно, причудливое это узорочье являлось оберегом, призванным защитить от злых духов, хотя в некоторых местах за украшение домов брались и далёкие от язычества мастера церковной резьбы.
Впрочем, если церковные иконостасы в массе были образцами профильной резьбы, то в строительстве в России уже с середины XIX века преобладала более демократичная и дешёвая резьба пропильная. В Уфе её расцвет пришёлся на самый конец XIX – начало ХХ века. Именно тогда были построены кружевные особняки-терема на улицах и в загородных усадьбах, а многие примитивно оформленные деревянные дома (дом Гиневских на Гоголевской) стали массово украшать причудливыми деревянными кружевами. Вполне возможно, увлечение «украшательством» стало прямым следствием появления сначала зимнего театра в Софиином саду, а позже и великолепного образца деревянной архитектуры – летнего театра в Видинеевском саду.
Век назад в Уфе на каменных домах нередко появлялся бревенчатый второй этаж, срубы ставили на каменный фундамент, более того, иногда  обкладывали кирпичным «пеналом» с использованием всех декоративных средств «кирпичного» стиля. Но оконные проёмы и каменных, и оштукатуренных домов обычно украшали резными наличниками и ставнями (дома Бухартовского и Раевского на улице Аксакова).
А в научно-архитектурных кругах всё это несколько презрительно именовалось «ропетовщиной» (по фамилии И.П. Ропета, сторонника так называемого псевдорусского стиля в архитектуре. Любопытно, что стоявшая некогда на улице Менделеева башня дачи С.П. Зайкова полностью повторяла один из чертежей Ивана Павловича), считалось «бесхарактерно шаблонным, пошлым и упадническим». В научные труды домовую резьбу не включали, не изучали и не описывали. Первые работы появились лишь к 30-м годам XX века, и то во многом лишь на волне политических интересов, когда много внимания стали обращать на народное творчество.
В советское время в нашем городе известен, пожалуй, только один пример уважительного отношения к деревянной архитектуре, когда при формировании Советской площади в начале 1950-х старые дома практически без потерь были перенесены в другое место. Лет тридцать назад нечто подобное было сделано и в квартале у дома-музея В.И. Ленина, где по старым снимкам была воссоздана застройка обеих сторон улицы Крупской. С украшенными резьбой наличниками окон, парадными входами, верандами, воротами. Несмотря на то, что все постройки были  новоделами, при посещении этого уголка города создавалось полное впечатление исторической среды. И сегодня можно только с сожалением вспоминать этот своеобразный музей уфимского деревянного зодчества, павший в неравной борьбе с многоэтажками.
В период массового жилищного строительства и борьбы с «архитектурными излишествами» «деревяшки» вновь попали в немилость. Хозяевам домов запрещали даже ремонтировать их, обещая вскоре снести. Впрочем, во многом как раз благодаря именно этому большинство украшений сохранилось если не в первозданном, то хотя бы в неисковерканном виде. Дома  лишились только украшенных солярными розетками («солнышками») деревянных ворот – самых уязвимых и открытых всем дождям и ветрам. Сохранились единицы.
Если не заметить огромного изображения солнца на деревянных воротах было просто невозможно, то на стилизованные изображения дневного светила на стенах зданий мы внимания не обращаем. Например, на бывшем доме Василия Поносова (на улице Октябрьской революции (№67/1), если присмотреться, насчитаем таковых почти шесть десятков. Солнышки не всегда похожи друг на друга: одни украшают наличники окон, другие завершают деревянные «пилястры» по углам или даже забираются на крышу и «светят» нам из слухового окна. Что же было раньше, когда за деревянным убранством следили?
Сегодня почти невозможно восстановить картину того, как выбирался эскиз, кто его разрабатывал и, тем более, кто  делал саму резьбу. Остаётся только разглядывать старинные узоры, находя в них  то вплетенные в орнаменты символы-обереги – круги, розетки, звёзды, ромбы, квадраты, кресты, то сильно стилизованные народные образы птиц, коней, русалок. И надо сделать всё, чтобы и наши потомки могли этим чудом любоваться.

Анатолий ЧЕЧУХА



Библиография:

 

  1. Чечуха А. Теплое солнце предков / А. Чечуха . –Текст : непосредственный // Уфа. – 2015. - № 8. – С.54-57: фот.
  2. Чечуха А. Теплое солнце предков / А. Чечуха . –Текст : электронный // Уфа. – 2015. - № 8. – URL: .https://journal-ufa.ru/index.php?id=3932&num=165(дата обращения: 24.05.2020)

 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ