Уфимское барокко, уфимский классицизм - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Несмотря на многочисленные утраты, и подчас совершенно варварские реконструкции, в Уфе еще есть интересные исторические здания всех стилей русской архитектурной школы, начиная с позднего барокко. С него мы и начнем наше небольшое архитектурное путешествие.
Как известно этому стилю был присущ причудливый и богатый декор в виде различных завитков, гирлянд, которые благодаря игре света и тени создавали иллюзию движения. В стиле позднего барокко в середине XVIII века был построен дом Демидова, расположенный на улице Октябрьской революции, № 57/1. Правнук знаменитого Никиты Демидова, горнозаводчик Иван Евдокимович Демидов с 1870-х годов жил в нашем городе. Именно в этом доме в 1775 году останавливался прибывший в Уфу А.В. Суворов.
Другим архитектурным памятником, декор которого был выполнен в барочных традициях, является церковь в честь Рождества Христова в старинном селе Березовке. Храм расположен в Уфимском районе, но уже практически на территории города – рядом с аэропортом. Церковь была построена в 1780 году помещиком Федором Третьяковым, вероятно, принадлежавшим к одному из старейших родов уфимского дворянства. Родоначальник Третьяковых, служил в Уфимской крепости уже в 1635 году. К 90-м храм практически находился в руинах, но в середине 2000-х был восстановлен.
Во второй половине восемнадцатого столетия, под влиянием идей просвещения и увлечения античной культурой, на смену причудливому и витиеватому барокко в архитектуру пришел классицизм. Отличительными чертами этого стиля были строгая симметрия, лаконичность, спокойствие, строгость и сдержанность декоративного убранства.
В первой трети XIX века в Уфе в стиле классицизма было построено несколько каменных православных храмов (Воскресенский собор, Александровская, Спасская, Покровская Успенская, церкви), из которых в своем первоначальном облике сохранилась только Покровская церковь (1817-1823 гг.). Замечательным архитектурным памятником в стиле классицизма является Первая Соборная мечеть, возведенная в 1830 году. Так как здание находится в глубине территории, в полной красоте его можно увидеть не с улицы Тукаева, а с южной стороны, или с улицы Салавата Юлаева. Расположенная на вершине склона, белокаменная мечеть как бы парит над бельскими просторами.
Из зданий уфимской гражданской архитектуры в стиле классицизма, пожалуй, наиболее интересным зданием является бывшая Духовная семинария. В 1824-1828-х годах попечением епископа Амвросия были построены, комплекс зданий Архиерейского дома (снесен в начале 1970-х) и показавшиеся тогда горожанам громадной (четырехэтажная!) семинария. По свидетельству современника, владыка «сам непосредственно следил за постройкою зданий, и его чуть не каждый день с раннего утра можно было видеть следящим за ходом работ». Расположенное на высоком и открытом месте, практически до 1950-х годов оно было хорошо видно со всех точек города. Сейчас застроенное со всех сторон, не так заметно, тем не менее, фасад украшенный восьмиколонной балюстрадой строго дорического ордера благородно красив, (ул. К. Маркса, 3). Внутри сохранились низкие сводчатые коридоры и широкая приземистая чугунная лестница, с характерным для классицизма графическим орнаментом.
Еще одной архитектурной достопримечательностью Уфы в стиле классицизма является бывший Губернаторский дом, сооруженный в 1850-е годы архитектором А.А. Гопиусом по образцам А.Д. Захарова (ул. Тукаева, 23). К большому сожалению, во время реконструкции украшения верхней части, установленных на постаменте четырех полуколонн ионического ордера были сколоты. К стилю классицизма можно отнести еще несколько, сохранившихся до наших дней, уфимских зданий. Это главный корпус и два боковых флигеля бывшей Мужской гимназии (третий этаж надстроен), ныне здесь располагаются корпуса Медуниверситета (ул. Заки Валиди, 47). Губернские присутственные места, и Архив (ул. Заки Валиди, 45а; ул. К. Маркса, 4), и еще несколько интересных зданий обрамляющих площадь вокруг Гостиного двора.
В 1830-1839 годах для размещения уфимского гарнизона были сооружены казармы (комплекс из 4 зданий, ул. Гоголя, 76, 78). На сегодняшний день вокруг них ведется интенсивное высотное строительство, а сами Казармы внутренней стражи, не ремонтируемые уже много десятилетий, пребывают не в лучшем состоянии.

Библиография:

Свице Я. Уфимское барокко, уфимский классицизм / Я. Свице. - Текст : непосредственный // Истоки. - 2016. - № 8 (24 февр.). - С. 16: фот.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ