Усадьба Поповых (Коммунистическая, 49 и 49/1, Мустая Карима, 4) - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Огромная усадьба занимала половину квартала, ограниченного улицами Бекетовской (М. Карима), Большой Успенской (Коммунистической), Центральной (Ленина) и Калмацкой (Чернышевского). К 1867 году по красной линии улицы Б. Успенской уже стояло два кирпичных двухэтажных дома, соединённых аркой. Архитектор, имя которого до нас не дошло, спроектировал одни из самых первых каменных двухэтажных домов в Уфе, хотя похожие можно найти и в альбомах образцовых (типовых) проектов. К 1884 году на усадьбе имелось три дома, флигель, амбары, склады для товаров, конюшни, каретник, баня и погреб. К этому времени самого Павла Васильевича вероятно уже не было в живых, всем заправляла «купчиха В.Т. Попова». В печатавшихся в Уфе «Оренбургских губернских ведомостях» постоянно появлялась реклама о том, что 2-й гильдии купчиха Вера Трифоновна Попова имеет в собственном доме на Верхне-Торговой площади гостиницу с номерами для проезжающих. Суточная плата в «Оренбургских номерах» составляла от 50 копеек до 2 рублей 50 копеек, обеды от 40 до 70 копеек. Помещения на первом этаже двух домов по красной линии Успенской (Коммунистической) улицы Попова сдавала под магазины. С появлением в самом начале XX века передвижного «биоскопа» или «электробиографа» (у кино тогда ещё не было постоянного названия) одно из принадлежавших ей зданий по улице Бекетовской В.Т. Попова решила переоборудовать под сулившее огромные прибыли новое развлечение. Так в её доме появился кинотеатр «Фурор» (в советское время «Салават»), К сожалению, в настоящее время первоначальный вид этого здания заметно искажён.
В Уфимском уезде у Веры Трифоновны был Алексеевский винокуренный завод, на котором ежегодно вырабатывалось около 7 тысяч вёдер хлебного вина (спирта), в Уфе же у неё было пивоваренное предприятие, где ежегодно изготавливали до 9 000 вёдер пива. Оборот этих двух заводов составлял около 16 тысяч рублей. Но в собственном доме на Успенской Попова продавала заграничное вино.
Торговали Поповы и в Гостином дворе. В основном хлебом и лесными материалами. Им же принадлежало несколько пароходов - «Ост», «Амур», «Латник», «Урал», «Царица», «Златоуст», «Императрица» и «Царь» на уфимской пристани. В 1910 году двум сыновьям Веры Трифоновны и её невестке принадлежало недвижимое имущество стоимостью почти 150 тысяч рублей.
С Поповыми связана ещё одна архитектурная достопримечательность Уфы. Богатый хлеботорговец Павел Иванович Костерин, женившись на дочери Павла Васильевича и Веры Трифоновны, купил две усадьбы в центре города, на углу улиц Александровской (К. Маркса) и Пушкинской, снёс ветхие дома и построил для своей семьи роскошный каменный трёхэтажный дом, стоимость которого тогда составляла около 30 тысяч. По всей видимости, женские рельефы (маскароны), украшающие этот знаменитый дом (ныне Пушкина, 86), это портрет Екатерины Павловны Костериной (в девичестве Поповой).
Анатолий ЧЕЧУХА


Библиография:


Чечуха А. Усадьба Поповых (Коммунистическая, 49 и 49/1, Мустая Карима, 4) / А. Чечуха. - Текст : непосредственный // Уфимские ведомости. - 2015 . - 27 авг. - С. 21: фот.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ