![]() ГЛАВНАЯ ![]() РУБРИКИ |
В рядом стоящем деревянном двухэтажном (ныне №37а), принадлежавшем Евдокии Васильевне Бобровой, в начале 1910-х гг. работало фотоателье Александра Кирилловича Волкова. В следующем, принадлежавшем Бобровой же доме N937 (ныне трёхэтажном), выстроенном вероятнее всего в первые годы XX века, располагались номера (т.е. недорогая гостиница, рассчитанная в т.ч. и на длительное проживание) «Коммерческое подворье». Кроме того, в доме Бобровой работали две кухмистерские (недорогие столовые при гостинице) - «Варшавская» и «Коммерческая». Фасады домов Кочкиных и Бобровой были расположены симметрично и до перестройки дома №37 в конце 1930-х так походили друг на друга, что возникала мысль об одном их владельце, но это не так. В уютный двор между двумя вытянутыми боковыми фасадами домов №№ 35/1 и 37 смотрели жильцы указанных гостиниц (номеров) - «Северные номера» и «Коммерческое подворье». Можно даже предположить, что и архитектор у них был один, но никакого подтверждения этому, как и имён зодчих, пока не обнаружено. На одной из старых фотографий (в верхней части брандмауэра) хорошо видна дата постройки левого дома Кочкиных - 1906 год. Несмотря на то, что обе части здания выстроены в процветавшем в начале XX века в России «кирпичном стиле», они далеко не одинаковы: левая имеет значительно более богатый декор. Её выделяют большие замковые камни (имитация) на окнах второго этажа, шикарный аттик сложного абриса и изящный фриз между этажами. Стоящий слева один единственный парапетный столбик, возможно, остался после возведения части здания, позже ставшей центральной и отмеченной архитектурными деталями в псевдорусском стиле (окно второго этажа и аттик). Пра¬вая же часть здания (Гобразная, с длинным дворовым фасадом) строилась, скорее всего, позже и уже целенаправленно под постоялый двор. Возможно, именно с целью экономии архитектор не стал широко разрабатывать элементы украшения главного фасада и во многом скопировал планировку дома Бобровой с «Коммерческим подворьем».
|
![]() ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Английские путешественники ХlХ века об УфеМеталлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова). И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы». Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16. Шаляпин в УфеВ сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.
![]() УФА В КНИГАХ
|
||||
©МБУ ЦСМБ |