История уфимской синагоги - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ

Синагогальный комплекс состоял из двухэтажного двухсветного молитвенного храма, двухэтажного здания, где находился хедер и жили служители культа и учителя. Старое здание было переоборудовано под общежитие для бесплатного проживания стариков. Здесь же находилось помещение, где работал резник и миква (ритуальный бассейн).
Неподалеку, на углу нынешних улиц Свердлова и К. Маркса, находился магазинчик, где продавали кошерное мясо.
Значительную роль в организации и сборе средств для этого строительства сыграл переехавший в Уфу из Астрахани с восемью детьми двухметровый красавец Мендель Янкелевич Буждан, сын раввина, внук николаевского солдата.
Постепенно в центре Уфы, в пределах нынешних улиц Валиди, Цюрупы, Революционной, Зенцова, стал образовываться район компактного проживания евреев. Особенно много жило неподалеку от синагоги: в Электрическом переулке, примыкавшем к электростанции Коншина, улицах Большой Успенской, Бекетовской, Каретной, которые в народе называли «еврейскими».
Здесь жили простые, набожные, трудолюбивые, законопослушные, физически крепкие люди, располагались их мастерские и лавочки. Объединяло этих людей не только совместное проживание, но и язык, религия, социальный уровень, образ жизни. Состав населения не мог быть стабильным: кого-то выселяли, кто-то сам срывался с места в поисках лучшего положения.
Состоятельные образованные евреи, селившиеся на Центральной, Большой Казанской, Александровской улицах, также принимали участие в жизни еврейской общины, оказывали материальную помощь, заступались за выселяемых.
В 20-е годы под влиянием атеистической пропаганды молодое поколение отходит от религии. В это же время начинают закрывать церкви и мечети, а служителей культа подвергают репрессиям.
Наступил 1929 год, а с ним вместе наступил резкий жилищный кризис. БашЦИК вначале отобрал школьный двухэтажный дом, выселив учителей-евреев, а в 1930 г. и каменную двухэтажную синагогу передал НКВД, попросив предоставить верующим другое помещение. Бывший молельный зал и двухэтажный жилой дом были соединены заключенными ГУЛАГа, а после войны пленными немцами сделан пристрой. Так возник театральный комплекс, в котором находились Башгосфилармония, открытая в 1939 г. по инициативе композитора Г. С. Альмухаметова, и Русский драматический театр.
После закрытия синагоги молились по домам и чаще всего у Гершовых.
В 1986—87 гг. здание было перестроено, но и сегодня большое фойе сохраняет, по словам архитектора М. П. Мазина, планировку и основные архитектурные элементы синагоги: балкон с фигурными окнами, где раньше молились женщины, балюстраду второго этажа с точеными столбиками-балясинами. Оказавшись в бывшем молитвенном зале, восхищаешься настоящей храмовой акустикой, любуешься полукруглой алтарной частью, где когда-то находился у восточной стены арон-кодеш, ковчег со свитками Торы, закрывавшийся вышитой завесой-парохетом. Горел здесь и «постоянный светильник».
Весной 1992 г. делегация еврейской общины обратилась к мэру Уфы М. А. Зайцеву с просьбой предоставить помещение для синагоги.
В первые годы деятельности клуба любителей еврейской культуры «Штерн» (потом «Кохав») здесь проводились праздничные мероприятия.
В начале второго тысячелетия здание было перекрашено: бурый цвет заменили светло-зеленым, более нарядным, но исторически неверным.
Весной 2008 г. огромное новое здание синагоги, второе по величине в России, открыло свои двери. Но, это уже другая история...


Библиография:



Шкурко Э. История уфимской синагоги / Э. Шкурко. - Текст : непосредственный // Истоки. - 2015. - 15 июля. - С. 5.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Английские путешественники ХlХ века об Уфе

Металлург Джеймс Ридли (1844-1914) принимал участие в поездке по Уралу и по её итогам выпустил книгу «Записки о поездке в Россию. Урал и Зауралье в 1897 г.». Вспоминая пребывание в Уфе, он отмечает летнюю жару, почти 29°, и городскую пыль. Но больше его впечатлил Уфимский губернский музей: «Нас очень удивило наличие в столь отдаленном и практически неизвестном на Западе месте такого замечательного заведения с разнообразной и очень интересной экспозицией, включающей даже огромные кости мамонта». 

Отметил английский путешественник и «изумительное деревянное сооружение» - Видинеевский театр (находился до 1991 года в саду им. С.Аксакова).

И еще он отметил высокий уровень образования и культуры местного населения: «Размеры культурных заведений в Уфе, образовательный уровень большинства жителей, архитектура домов и зданий, гостеприимство городских властей и всё прочее заставили нас полностью пересмотреть наши прежние предвзятые представления о Восточной России, хотя раньше мы думали, что Уфа находится где-то в полудикой местности. Большинство относительно крупных городов имеет большой потенциал, они активно растут и благоустраиваются, открывая большие перспективы для этой малоизвестной нам части Европы».

Источник: Шушпанов, А. Уфа глазами иностранцев: Гостей удивляли прекрасные виды, жара, пыль и высокая культура / Алексей Шушпанов. – Текст: непосредственный // Аргументы и факты: Башкортостан. – 2020. - № 44. – С.16.

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

УФА В КНИГАХ